СЕГОДНЯ, 27.05.2024 | КУРСЫ ВАЛЮТ, ЦБР (руб.): USD: 89,7026 EUR: 97,0954 | ДРАГ. МЕТАЛЛЫ, ЦБР (руб./г.): ЗОЛОТО: 6798,61 СЕРЕБРО: 88,08 ПЛАТИНА: 2993,60 ПАЛЛАДИЙ: 2849,40 | LONDON FIX (usd/ozt): AU: 2420,30 AG: 31,80 PT: 1057,00 PD: 1003,00
Казахстан: Зачем Россия лоббирует электронную маркировку товаров в ЕАЭС?

Казахстан: Зачем Россия лоббирует электронную маркировку товаров в ЕАЭС?

Соглашение ЕАЭС о маркировке товаров дает каждой стране-участнице право предложить введение обязательной электронной маркировки в отношении конкретного товара на всем пространстве союза. Согласие всех стран ЕАЭС не требуется – ввести маркировку на своих территориях могут всего два государства. И этим они закроют свой рынок для товаропроизводителей остальных стран союза.

Основной инициатор введения электронной маркировки в ЕАЭС – Россия. Там еще в конце 2017 года на уровне правительства было принято решение о создании до 2024 года Единой нацио­нальной системы цифровой маркировки и прослеживаемости товаров на базе единого оператора – Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ). Россияне готовы в ближайшем будущем маркировать буквально все, что продается. Уникальными штрихкодами в формате Data Matrix в РФ уже маркируются изделия из натурального меха, алкогольная и табачная продукция, в следующем месяце начнется маркировка обуви, маркировка лекарств тоже должна стартовать в этом году.

В перечне товаров, которые в России пойдут под маркировку, духи и туалетная вода, автомобильные шины и покрышки, одежда, постельное белье, фотоаппараты, ювелирные изделия и молочная продукция. 

Казахстан маркировку товаров в таком масштабе не планировал – вице-министр финансов Руслан Енсебаев в январе прошлого года заявил, что маркировать все подряд смысла нет, а потому в республике электронную маркировку собираются внедрять только для той продукции, которая способна нанести вред здоровью покупателя либо имеет высокую долю в теневой экономике. Но, как считает заместитель председателя правления НПП «Атамекен» Евгений Больгерт, российский подход буквально заставит Казахстан быстро расширить перечень товаров, попадающих под е-маркировку.

Согласие на электронную метку

Механизм введения маркировки на новый товар в ЕАЭС выглядит следующим образом. Прежде чем ввести маркировку на своей территории, государство должно внести предложение в отношении того или иного товара на рассмотрение всех стран союза. У них есть три месяца, чтобы принять решение. Если согласия со стороны всех участников на введение маркировки нет, то две и более страны могут ввести маркировку на своих территориях в соответствии со своим национальным законодательством и используя при этом общие принципы, заложенные в соглашении о маркировке товаров средствами идентификации в ЕАЭС. 

«Остальным странам поступает предложение присоединиться к введению маркировки, и если они не поддержат инициатора, их экспортеры столкнутся с барьером по доступу на рынок этой страны. Второй момент: те страны, которые не присоединятся к введению маркировки, рискуют стать некоей гаванью для серых немаркированных товарных масс», – говорит Больгерт. По мнению НПП, решение о введении обязательной маркировки на территории ЕАЭС должно приниматься единогласно. Расширение перечня продукции, которая будет подвергаться маркировке, идет лавинообразно и без четких обоснований и расчетов, как новшество скажется на рынке. Это еще одна претензия к действиями соседа со стороны НПП. 

Казахстанский бизнес рассматривает вариант маркировки только той продукции, которая отправляется на экспорт в Россию, делится представитель Молочного союза Казахстана по южному региону Динмухамед Айсаутов. Но у предприятий, работающих и на экспорт, и на внутренний рынок, в этом случае могут возникнуть технологические сложности: не у всех компаний есть возможность запуска двух конвейеров, на одном из которых будет выпускаться маркированная продукция, а на втором – товар без электронных меток.

Другая проблема активного введения маркировки (если Казахстан к ней не присоединится) связана с тем, что ряд товаров, которые не производятся в республике и закупаются вне пространства ЕАЭС, может исчезнуть с казахстанских прилавков. Такой вариант не исключает исполнительный директор ОЮЛ «Ассоциация прямых продаж Казахстана» Анастасия Калашникова. Она объясняет: производители подобной продукции в случае введения электронной маркировки россиянами сделают ставку на правила более крупного рынка и вряд ли согласятся нести расходы по нанесению штрихкодов на небольшие партии своего товара для поставок на казахстанский рынок. 

Кто оплатит маркировочный банкет?

Кто будет оплачивать становление системы маркировки в Казахстане и во сколько она обойдется стране? Четких ответов на эти вопросы нет. С большой долей вероятности приобретать и устанавливать наносящее штрихкоды оборудование будет производитель, считывающие сканеры – продавец, и оба они будут оплачивать услуги оператора фискальных данных по обслуживанию этой системы. Все эти затраты в итоге лягут на конечного покупателя маркированной продукции. Депутат мажилиса и председатель попечительского совета Казахстанской ассоциации малого и среднего бизнеса «Ел тiрегi» Нуржан Альтаев считает такую постановку вопроса несправедливой. «Если маркировка преследует чисто фискальные цели, а ее основным бенефициаром – выгодополучателем – является государственный бюджет, то тогда основную нагрузку по выстраи­ванию системы должно взять на себя государство», – говорит он.
 
Молочный союз Казахстана уже рассчитал затраты на маркировку. Получилось, что стоимость оборудования для нанесения штрихкодов со всеми операционными затратами только для одной линии молзавода производительностью 6 тыс. пачек молока в час при работе в две смены в течение года составит 780 млн тенге. Стоимость одного кода пока неизвестна, но если взять за основу 50 копеек, которые метка в формате Data Matrix стоит в России, то за год эта же линия нанесет электронных меток на 1,4 млрд тенге, утверждает Айсаутов.

Калашникова поясняет, что за идентификационные знаки по семи позициям товаров: табаку, алкоголю, лекарствам, молоку, сокам и водам, парфюмерии и косметике, обуви – казахстанцам придется выкладывать по 22 млрд тенге сверх стоимости этой продукции. Стоимость сканеров для супермаркетов, магазинов у дома и точек торговли на базарах составит 12 млрд тенге.

Станет ли маркировка директивой

В то же время Больгерт признает, что уже введенная электронная маркировка, например, меховых изделий позволила добиться резкого снижения контрафакта, а это была одна из декларируемых целей. Поэтому он предлагает рассматривать вопрос введения маркировки по каждому наименованию товара отдельно, после проведения пилотных проектов и оценки воздействия на отрасль.

По информации вице-министра сельского хозяйства Казахстана Гульмиры Исаевой, ни один вид продукции агропромышленного комплекса пока не внесен в перечень товаров, которые подлежат обязательной маркировке на пространстве ЕАЭС. По ее словам, маркировка пищевой продукции будет вводиться поэтапно, по степени готовности бизнеса и только после проведения пилотных проектов, расчетов по затратам и эффективности системы маркировки. «В области сельского хозяйства маркировка преследует не только фискальные цели, но и цель обеспечения безопасности нашей продукции, выхода ее на экспорт, сокращения импорта, не соответствующего нашим требованиям и стандартам. И мы понимаем: не должно идти речи о том, чтобы переложить все на плечи бизнеса. Поэтому мы прорабатываем вопросы субсидирования внедрения этих технологий и возможность поставки оборудования в лизинг, когда IT-компания будет получать деньги не за аппарат, а за гарантированное использование этого аппарата предпринимателем», – говорит Исаева. Она также утверждает, что стоимость штрихкода в Казахстане будет минимизирована, поскольку государство заинтересовано во внешней конкурентоспособности своих производителей. Однако озвучить стоимость такой марки пока никто не может, поскольку переговоры с IT-разработчиками продолжаются. Кроме того, по словам вице-министра, Казахстан выступил инициатором создания на площадке ЕЭК рабочей группы по обсуждению проблем внедрения систем маркировки.

«Сейчас эта группа уже начала свою работу, и могу сказать, что не будет принято невыгодное для Казахстана решение, – сообщила представитель МСХ. – И у ЕЭК есть понимание того, что необходимо внедрять маркировку по степени готовности бизнеса, а не за один день директивно». Альтаев, правда, в ответ на слова вице-министра заметил, что «сюрпризы» бизнесу ЕЭК уже преподносила, и предложил рабочей группе разработать методику, по которой можно было бы принимать взвешенное и обоснованное решение о включении того или иного товара в перечень подлежащих обязательной маркировке.

Иллюстрация: Мадина Сапарбаева

1091

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦ. СЕТЯХ:

Оставить комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий,
авторизуйтесь на портале или зарегистрируйтесь

ЭКСПО-ЮВЕЛИР / ЮВЕЛИР-ТЕХ РЕКОМЕНДУЮТ
Невский-Т Невский-Т
Санкт-Петербург
Производство и продажа ювелирных изделий из серебра 925 пробы. Современный дизайн, высокий стандарт качества, заказ изделий за счет компаний, умеренные цены, индивидуальный подход к каждому клиенту.
Красная Пресня, ЗАО (Приволжский ювелирный завод) Красная Пресня, ЗАО (Приволжский ювелирный завод)
Приволжск
Ювелирные изделия из золота, серебра и бижутерия. Завод, также, оказывает услуги по огранке, гальванопокрытию, лазерной гравировке.
КОМПАНИЯ ИНФОРСЕР, ООО КОМПАНИЯ ИНФОРСЕР, ООО
Москва
Считыватель КОДЛАЙМ поможет без труда считать уникальный идентификационный номер (УИН), нанесенный на изделие
BERLIANI Jewelry House BERLIANI Jewelry House
Москва
Оптовая и розничная продажа природных бриллиантов и ювелирных украшений с природными бриллиантами
Илья Палкин,  Ювелирная дизайн-студия Илья Палкин, Ювелирная дизайн-студия
Кострома
Разработка и производство ювелирных изделий из золота и серебра с драгоценными и полудрагоценными камнями с использованием техник горячей эмали и оксидирования. www.jeweller-palkin.ru

ПОДПИШИСЬ НА ЮВЕЛИРНЫЙ ВЕСТНИК

Введите имя и адрес электронной почты, чтобы подписаться на рассылку