О чем спорят ювелирные дизайнеры России

Редакция международного журнала "Алмазы и золото России" и не предполагала, какую бурю эмоций у специалистов вызовет статья Валерия Вигаева "Школа ювелирного дизайна: быть или не быть?" (№18, 2007 г.).

Дискуссия нашла продолжение на круглом столе, состоявшемся в рамках ювелирной выставки "Новый Русский Стиль" 3 июня. Без преувеличения можно сказать, что в Гостиный Двор на обсуждение статьи пожаловал весь цвет российской дизайнерской элиты, имеющий отношение к ювелирной отрасли.

Напомним, о чем говорилось в статье В.Вигаева. Автор предложил реанимировать идею создания Школы ювелирного дизайна как системы. Он предлагает обучать художников-дизайнеров в рамках многоступенчатой системы: 1-я ступень - учебные заведения с качественной учебной базой и преподавательскими кадрами при тесной связи с производством ювелирных изделий; 2-я ступень - индивидуальное обучение художников-дизайнеров высокого уровня, создание их Базы данных и системы их привлечения к учебному процессу на уровне индивидуального обучения; 3-я ступень - регулярные выставки-конкурсы ювелирного дизайна от эскиза до готового изделия внутри учебных заведений.

Кроме того, предлагается создать Базу данных именного ювелирного дизайна, систему регулярных Конкурсов дизайна, финансируемых из централизованного Фонда конкурса.

После изложения основных положений статьи в жаркую дискуссию вступили приглашенные специалисты:

Галина Ананьина - директор Национального коллекционного центра художественных изделий, председатель подкомитета по истории и традициям российского предпринимательства ТПП РФ;

Галина Ковалева - президент Фонда поддержки образования и творчества петербургских художников-ювелиров "Форма";

Елена Опалева - профессор Уральской Архитектурной Академии, лауреат конкурса De Beers "Алмазная премия мира";

Асланбек Гуриев - президент компании Guriaty;

Татьяна Теплинская - главный художник Костромского ювелирного завода;

Ярослав Молчанов - гендиректор Русской Гильдии содействия ювелирной торговли;

Инна Гончарова - искусствовед, заслуженный деятель искусств РФ;

Наталья Коровина - искусствовед, художественный критик;

Татьяна Провалова - доцент МГТУ имени Н.Косыгина;

Наталья Нагурная - художник-дизайнер творческой фирмы "Сирин";

Марк Балдин - дизайнер из Новосибирска и многие другие.

Часть специалистов приняли участие в дискуссии в заочной форме, прислав свои соображения в редакцию, это Светлана и Сергей Кобзевы (Клуб любителей камня, Санкт-Петербург) и другие.

Галина Ананьина:

- В 1910 году К.Фаберже сказал: "В России появился класс нуворишей и эту ситуацию нельзя не использовать". Был заказ царского двора на пасхальные яйца, но через годы появились маленькие реплики пасхальных яиц, появилось то, что работало на все сегменты рынка. И многие семьи приобретали подобные недорогие шедевры. Это стало нашей российской традицией. В те годы были заложены основы сопричастности высокого ювелирного искусства с массовым производством украшений. Но то была благородная и красивая миссия ювелиров.

Почему же после взлета российского ювелирного искусства отрасль дошла до той степени, что перестала себя ценить? Мы постоянно наблюдаем в витринах ювелирных магазинах 50-процентные распродажи изделий с бриллиантами? Этого не должно происходить! Почему нельзя проводить рекламные компании только по праздникам, почему отрасль опускает себя до такого состояния? Исчезло и само понятие "художественная промышленность".

Ярослав Молчанов:

- Считаю, что выставки-ярмарки вообще не место, для продвижения искусства дизайнера. Должна быть закрытая, разрекламированная выставка, где будут представлены образцы ювелирного искусства. Тем самым у нас появится, образно говоря, свой "паровоз", способный актуализировать работу дизайнеров.

Елена Опалева:

- Дело не в дизайнерах, они выдают прекрасные идеи. Совершенствоваться надо преподавателям. Молодежь, овладевающая основами мастерства, интересно мыслит, их работы занимают престижные места на международных конкурсах. Наши студенты сейчас востребованы. Меняться, прежде всего, надо тем, кто занимается торговлей, заказчикам дизайн-проектов. Только они могут создать ту систему ювелирного дизайна, которая может адаптироваться в современном бизнесе. Но эту проблему надо решать на уровне правительства.

Татьяна Провалова:

- Действительно, наши студенты востребованы. Например, известная турецкая компания "Голдаш" направила письмо ректору нашего вуза с просьбой направить к ним в школу дизайна 20 студентов. Обучение компания проводит бесплатно, но они хотят получить отдачу: на заданную тему студенты должны изготовить эскизы украшений. К сожалению, среди российских компаний такие методы практикуются крайне редко.

Преподавая с 1995 года дисциплины, являющиеся основой ювелирного дизайнерского искусства, только три компании нашей замечательной отрасли изъявили желание поддержать студентов.

Мне печально сознавать, но постепенно разрушается система подготовки кадров в отрасли. Ни государству мы не нужны, ни отрасли. Отрасль хочет иметь готовый продукт. Но каким образом?

Наталья Коровина:

- Наша бурная дискуссия говорит о том, что тема очень наболевшая и говорить о проблемах надо обязательно, но схема, предложенная автором, меня не убедила, т.к. не понятно как она будет финансироваться, как будут взаимодействовать ее составные части. Мне бы хотелось, чтобы люди, решившие обобщить ситуацию, обладали большей информацией . И я бы хотела, чтобы обсуждение этой проблемы было продолжено.

Галина Ананьина:

- Раньше ювелиры являлись поставщиками двора Его Императорского Величества, их все знали и любили. Сейчас этого нет. Признание государством значимости труда ювелира - вот что важно.

Государство должно учредить премию от имени президента и правительства не только в области литературы и спорта, но и в области художественной и ювелирной промышленности. Только эта отрасль, ее мастера, заслуживающие благодарности, не имеют такой премии.

Татьяна Жаркова, художник-дизайнер ТФ "Сирин":

- Надвигающееся вступление России в общий рынок может обернуться бедой для ювелирных компаний, надеющихся на пресловутый "авось". На плаву останутся только те фирмы, которые смогут своей продукцией выделиться из огромной массы ювелирных предприятий, а в этом им могут помочь новые оригинальные дизайн-разработки и освоение передовых технологий.

Пока предпринимателя, образно говоря, не возьмет "за горло" ситуация на российском рынке, пока роль дизайнера не будет главенствующей на фирмах - мало что изменится.

Затоваривание магазинов ювелирными изделиями заставит предпринимателей отправлять художников на зарубежные выставки, обучать их работе с новыми ювелирными компьютерными программами и т.д.

Дизайнер создает лицо ювелирной компании. И чем грамотнее и талантливее он, тем успешнее сама фирма.

Нани Аджимамудова, директор Международной выставки ювелирного и декоративно-прикладного искусства «Золотой глобус» (КРОКУС ЭКСПО):

- Я не могу согласиться с автором статьи, что в России не существует профессионального конкурса ювелирного дизайна. В 2000 году в Санкт-Петербурге коллектив Фонда образования и творчества молодых художников-ювелиров «Форма», возглавляемый Галиной Ковалевой впервые провел конкурс «Образ и Форма», являющийся сегодня наиболее авторитетной стартовой площадкой для молодых дизайнеров. Конкурс существует уже семь лет, в состав жюри входят известные искусствоведы и профессиональные художники-дизайнеры со всего мира.

Не может не радовать также и интерес западных коллег к конкурсу. Каждый год в жюри Галина Николаевна приглашает из-за рубежа маститых профессионалов ювелирного искусства, которые не скрывают своего удивления и интереса к работам конкурсантов.

А вот реализация идеи автора о создании «Базы данных именного ювелирного дизайна» просто необходима для развития ювелирного искусства в России.

Наталья Нагурная:

- Одним из важных моментов в обучении ювелирному искусству молодых дизайнеров является практическое воплощение их проектов. Не редко создаются дизайн-проекты украшений выставочных - эффектных, ярких, сложных конструкций, но не масштабных и совершенно не пригодных в жизни.

Конечно, эксперимент, поиск новых дизайн - решений - очень важны, но не нужно забывать и о тех, для кого это все создается. Это касается не только серийной продукции, а в большей степени эксклюзивных изделий, т.к. в разработке этих проектов художник неограничен в своих фантазиях и поиске.

Поэтому необходимо знакомить молодых дизайнеров непосредственно с производством, новыми технологиями, не забывая произведения старых мастеров, их секреты и приемы. Можно было бы проводить занятия в запасниках Исторического музея или Оружейной Палаты.

Для достижения наилучших результатов в создании эксклюзивных произведений необходим тесный творческий союз художника-дизайнера и ювелира, общение на протяжении всего времени создания изделия. Важно и творческое отношение ювелира к дизайн-проекту.

Вместо послесловия

Очевидно, что дискуссия вышла за рамки статьи в журнале. Профессиональное сообщество художников-дизайнеров ювелирных украшений находится в бедственном положении с ничтожными расценками за свои работы. Попытка автора статьи предложить организационные меры для сплочения творческих людей пока встретила непонимание. Как обычно, решение проблем предложено было искать в среде государственного управления. Однако, как показывает практика, государство мало чем помогает ювелирной отрасли в целом и дойти до конкретной помощи одной категории работающих в ней, пусть даже суперталантливых и заслуженных, оно не в состоянии.

Пока не находится в ювелирной среде профессионалов, обладающих деловыми качествами для того, чтобы возглавить конструктивную работу по объединению ювелирных дизайнеров - гордости российской ювелирной отрасли. Немаловажно, но эти люди должны обладать еще и моральным авторитетом, для того, чтобы быть в авангарде профессионального сообщества.

"И, тем не менее, - говорит главный редактор журнала Алексей Чертков, - дискуссия о будущем ювелирного дизайна в России оставила плодотворный отпечаток. Верится, что вслед за эмоциональными высказываниями придут систематизированные деловые предложения об обустройстве такого сложного сегмента внутриотраслевой деятельности, как ювелирный дизайн".

Журнал "Алмазы и золото России" продолжит данную тему, имеющую принципиальное значение для российской ювелирной отрасли.



Источник: Русская Ювелирная Сеть
6496

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦ. СЕТЯХ: