Елена Веселая: Украшение должно украшать

Работы, представленные на конкурс АК «АЛРОСА» «В новом преломлении» на лучшие эскизы ювелирных украшений с бриллиантами, оценивает компетентное жюри, в которое вошли профессионалы в различных областях, так или иначе связанных с ювелирным делом - искусствоведы, художники-ювелиры, производственники, представители специализированных изданий. У каждого – свой взгляд на настоящее и будущее российской ювелирной школы, свое видение потребностей современного ювелирного рынка. Но все сходятся в одном: поддержка талантливой молодежи – дело благое и необходимое. Даже если результаты появятся не сразу. Об этом наш разговор с членом жюри Еленой Веселой.

Елена возглавляла первый в России журнал о высоком ювелирном искусстве «Дорогой», в настоящее время – главный редактор журнала J&W («Ювелирные украшения и часы»). Автор книги «Бриллианты forever, или Кто не носит Tiffany» (любовная история из жизни продавца ювелирного магазина).

- Елена, по каким критериям вы как член жюри оцениваете конкурсные работы? На что прежде всего обращаете внимание?

- В первую очередь, на оригинальность идеи. Это очень важный аспект - чтобы работа не была повторением, копией или жалким подобием того, что мы видим в иностранных ювелирных журналах.

- Вас удивили какие-то проекты конкурсантов прошлого года?

- Эскизы в том виде, в котором они были представлены на конкурс, трудно воплотить в жизнь, их надо дорабатывать. Это, скорее, даже не эскизы, а некая идея. Для того чтобы стать украшением, они должны попасть в руки мастера, который знает, что и как надо делать. На III конкурсе «В новом преломлении» в 2006 году мне понравились броши москвички Анны Матвеевой из коллекции «Барышни» (третье место), потому что они больше всего напоминают законченную вещь.

Я постоянно подчеркиваю одну простую мысль: ювелирное дело – это искусство прикладное, то есть приложимое к человеку. Оно должно кому-то нравиться, кроме автора, кем-то покупаться и носиться. Ювелирные изделия продаются в магазине, их не выставляют в музее. Для того, чтобы стать предметом музейной экспозиции, украшение должно прожить долгую жизнь. Опять же, прошло 150 лет, прежде чем фирма Cartier сделала экспозицию в Кремле, и эти драгоценности прошли «обкатку» - шеями, запястьями, ушами, глазами, наконец…

Если украшение никому не нужно, если оно никому не идет, если оно стоит слишком дорого или, наоборот, слишком дешево, то оно обречено валяться и пылиться – такого никому не надо. Хотя мне совсем недавно сказал один ювелир: «Я никогда не стану продавать то, что сам считаю уродливым». Это достойная оценка своего труда.

- По-вашему, в России могут научиться делать ювелирные украшения оптимального сочетания «цена-качество-дизайн»?

- Научить можно кого угодно. Главное понимать, зачем ты это делаешь. Россия - единственная стране в мире, где существует такое понятие как «ювелирная промышленность». Во всем мире ювелирное дело – создание штучного товара. Даже если это дешевые массовые линии, они в первую очередь базируются на дизайне. У нас же все наоборот – предприятия стремятся к максимальной простоте производства и способны обрубить руки и мозги любой творческой личности. Мне кажется, что в России дизайнеры промышленным предприятиям не нужны. Вся практика нашего современного ювелирного производства это доказывает.

Так что научить можно, безусловно, но для чего это надо? Чтобы наш специалист поехал в Базель, подошел к первому стенду и там предложил свои услуги?

- В чем тогда вы как член жюри видите смысл конкурса «В новом предломлении», организованного как раз для творческой молодежи - студентов специализированных учебных заведений и индивидуальных дизайнеров в возрасте до 30 лет?

- Молодежный конкурс нужен – ведь надо с чего-то начинать. Может быть, ситуация изменится, очень хочется в это верить. В задачи организатора - АК «АЛРОСА» - это тоже входит. Логика развития добывающих компаний сейчас такова, что, к примеру, De Beers, да и многие другие, становятся компаниями, производящими ювелирные украшения. Важно сделать первый шаг, а дальше все зависит от того, насколько мы готовы двигаться вперед, развиваться.

На мой взгляд, победителям конкурса нужно организовывать поездки на крупнейшие мировые выставки. Чтобы пообщались со специалистами, увидели, какие существуют ювелирные школы.

- Куда, например?

- В Италию. Именно она на протяжении последних 30 лет диктовала мировые тенденции в дизайне. И несмотря на то, что она понемногу сдает свои лидирующие позиции, все равно там есть на что посмотреть и чему поучиться. Это поможет нашим ребятам внедриться в ювелирную среду, увидеть, что и как производят во всем мире, что сейчас модно, что актуально и востребовано.

Второй аспект, думаю, это в силах АК «АЛРОСА», - чтобы конкурсанты работали не только с бумагой и понимали, что такое металл, что такое камни.

Меня поразила цифра, которую я недавно услышала: только в Москве работают 9000 ювелирных магазинов. Вы представляете себе? Во всей Америке их меньше. Из чего можно сделать вывод: времена, когда товар продает себя сам, прошли. Сейчас для того, чтобы выжить, надо учиться, получать знания всем - и продавцам, и мастерам, и дизайнерам.

Я не знаю, по какому пути пойдут организаторы конкурса «В новом предломлении», этих путей много. Ясно одно - должно быть продолжение.



Источник: Русская Ювелирная Сеть
6464

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦ. СЕТЯХ: