Дорогая Pandora

Дорогая Pandora

Ин­ве­сти­ци­он­ная «доч­ка» Сбер­бан­ка вы­ку­пи­ла треть рос­сий­ской юве­лир­ной се­ти Pandora, очень вы­со­ко оце­нив опе­ра­ци­он­ные успе­хи ком­па­нии и обес­пе­чив фи­нан­си­ро­ва­ние про­ек­там ее вла­дель­ца Мак­си­ма Но­гот­ко­ва на 13,6 млрд руб­лей.

Мак­сим Но­гот­ков (вла­де­лец про­ек­тов «С­вяз­ной», Связ­ной-банк, Enter и др.) по­лу­чил круп­ное фи­нан­со­вое вли­ва­ние от Сбер­бан­ка, про­дав треть ак­ций од­но­го из наи­бо­лее успеш­ных сво­их биз­нес-про­ек­тов — се­ти юве­лир­ных ма­га­зи­нов Pandora. В офи­ци­аль­ном пресс-ре­ли­зе ука­за­но, что Sberbank CIB ор­га­ни­зо­вал фи­нан­си­ро­ва­ние ЗАО «ПанКлуб», яв­ля­ю­ще­го­ся экс­клю­зив­ным дис­три­бу­то­ром юве­лир­ных из­де­лий Pandora в Рос­сии и стра­нах СНГ. Об­щая сум­ма сдел­ки пре­вы­си­ла 13,6 млрд руб­лей. Часть средств бы­ла предо­став­ле­на в ви­де кре­ди­та опе­ра­ци­он­ной ком­па­нии, вы­дан­но­го при уча­стии де­пар­та­мен­та кре­ди­то­ва­ния Sberbank CIB, осталь­ное — пу­тем вы­ку­па 35% ак­ций хол­дин­го­вой ком­па­нии у Мак­си­ма Но­гот­ко­ва в поль­зу ООО «С­бер­банк Ин­ве­сти­ции» (100-про­цент­ная «доч­ка» ОАО «С­бер­банк Рос­сии»). Ка­кая имен­но часть сум­мы яв­ля­ет­ся кре­ди­том и чем она обес­пе­че­на, сто­ро­ны не со­об­ща­ют.

Участ­ни­ков юве­лир­но­го рын­ка сум­ма фи­нан­си­ро­ва­ния по­ра­зи­ла. Опе­ра­ци­он­ные по­ка­за­те­ли ЗАО «ПанКлуб» не рас­кры­ва­ет, но ра­нее в прес­се на­зы­ва­лись циф­ры за 2012 год: обо­рот 1,9 млрд руб­лей, при­быль 345,5 млн руб­лей. Да­же с уче­том зна­чи­тель­но­го ро­ста в 2013 го­ду — а сеть Pandora рас­тет быст­рее рын­ка, при­бав­ляя по 30–40 ма­га­зи­нов еже­год­но, — ее сто­и­мость вряд ли при­бли­зи­лась к сум­ме 13,6 млрд руб­лей, осо­бен­но учи­ты­вая слож­ную эко­но­ми­че­скую си­ту­а­цию в Рос­сии.

Илья Адам­ский, ком­мер­че­ский ди­рек­тор ком­па­нии «Мос­ков­ский юве­лир­ный за­вод», счи­та­ет, что за ак­ции се­ти вла­де­лец мог по­лу­чить око­ло 3 млрд руб­лей, и не очень по­ни­ма­ет, ку­да се­го­дня для раз­ви­тия на юве­лир­ном рын­ке мож­но по­тра­тить де­вять с лиш­ним мил­ли­ар­дов руб­лей. Впро­чем, Мак­сим Но­гот­ков по­яс­нил для «Экс­пер­та», что эти сред­ства бу­дут на­прав­ле­ны и на дру­гие его про­ек­ты, вклю­чая груп­пу «С­вяз­ной».
Кон­цеп­ту­аль­ный успе­х

Pandora — гло­баль­ная ком­па­ния дат­ско­го про­ис­хож­де­ния, ее про­дук­ция про­да­ет­ся в 80 стра­нах, бо­лее чем в 10 тыс. тор­го­вых точ­ках. Про­из­вод­ство на­хо­дит­ся в Та­и­лан­де, где ра­бо­та­ют 6,8 тыс. из 9 тыс. со­труд­ни­ков ком­па­нии. В 2013 го­ду об­щий до­ход Pandora со­ста­вил око­ло 1,2 млрд ев­ро. С этим по­ка­за­те­лем ком­па­ния вхо­дит в трой­ку ли­де­ров ми­ро­во­го юве­лир­но­го рын­ка, об­хо­дя Bulgari и усту­пая лишь Tiffani. Фран­ши­зу на раз­ви­тие Pandora в Рос­сии и стра­нах СНГ Мак­сим Но­гот­ков по­лу­чил в 2010 го­ду сро­ком на пять лет, пер­вый ма­га­зин от­крыл­ся в но­яб­ре 2010-го. Ме­нее чем за че­ты­ре го­да ко­ман­де «ПанКлу­ба» уда­лось со­здать се­рьез­ную юве­лир­ную сеть, со­сто­я­щую из 257 ма­га­зи­нов (137 соб­ствен­ных и 120 по суб­фран­ши­зе). Еже­год­но ком­па­ния от­кры­ва­ет по 35–40 ма­га­зи­нов в раз­ных ре­ги­о­нах стра­ны, та­кой же план раз­ви­тия сто­ит и на те­ку­щий год, и на сле­ду­ю­щий, 2015-й. О том, что бу­дет про­ис­хо­дить с фран­ши­зой по­сле 2015 го­да — бу­дет ли она про­дле­на или рос­сий­ский биз­нес бу­дет вы­куп­лен Pandora, — Но­гот­ков не рас­ска­зы­ва­ет.

Ру­ко­во­ди­тель Sberbank Merchant Banking, управ­ля­ю­щий ди­рек­тор Sberbank CIB Оскар Ра­цин, ком­мен­ти­руя со­бы­тие, от­ме­тил, что «эта сдел­ка от­ра­жа­ет успе­хи, до­стиг­ну­тые ком­па­ни­ей за по­след­ние че­ты­ре го­да, и уве­рен­ность бан­ка в том, что Мак­сим Но­гот­ков и та­лант­ли­вая ко­ман­да ме­не­дже­ров, ко­то­рую он воз­глав­ля­ет, смо­гут со­хра­нить ве­ду­щие в сек­то­ре тем­пы ро­ста и вы­со­кую мар­жи­наль­ность биз­не­са».

Дей­стви­тель­но, тем­пы ро­ста для юве­лир­но­го рын­ка в пост­кри­зис­ный пе­ри­од впе­чат­ля­ю­щие. Ва­ле­рий Ра­да­ше­вич, за­ме­сти­тель ге­не­раль­но­го ди­рек­то­ра Гиль­дии юве­ли­ров Рос­сии, го­во­рит, что по­сле се­рьез­но­го па­де­ния в кри­зис ры­нок к 2012 го­ду вос­ста­но­вил­ся и рас­тет се­го­дня на 3–4% в год, не бо­лее. Оль­га Ере­ме­е­ва, ге­не­раль­ный ди­рек­тор ЗАО «ПанКлуб», го­во­рит, что обо­ро­ты ее ком­па­нии уве­ли­чи­ва­ют­ся на 30–40% еже­год­но, та­кой же про­гноз и на те­ку­щий год. При этом до­хо­ды рас­тут не толь­ко за счет от­кры­тия но­вых ма­га­зи­нов: та­ки­ми же тем­па­ми уве­ли­чи­ва­ет­ся и вы­руч­ка в уже су­ще­ству­ю­щих тор­го­вых точ­ках. Как счи­та­ет Оль­га Ере­ме­е­ва, при­чи­ной успеш­но­го раз­ви­тия про­ек­та яв­ля­ет­ся ком­би­на­ция трех фак­то­ров: уни­каль­ная кон­цеп­ция (по­ку­па­тель, по су­ти, са­мо­сто­я­тель­но со­би­ра­ет укра­ше­ние, при­об­ре­тая — сра­зу или по­сте­пен­но — его ча­сти); вы­со­кое ка­че­ство са­мо­го про­дук­та (руч­ная об­ра­бот­ка, мод­ный ди­зайн, рас­кру­чен­ный бренд); вы­со­кий про­фес­си­о­на­лизм рос­сий­ской ко­ман­ды, ко­то­рая за че­ты­ре го­да не до­пу­сти­ла ни од­но­го про­ко­ла — все ма­га­зи­ны се­ти по­ка­зы­ва­ют хо­ро­шую при­быль, ни од­но­го не­удач­но­го от­кры­тия не бы­ло.

Про­дук­ция Pandora про­да­ет­ся в сред­нем, вы­со­ком и пре­ми­ум-сег­мен­тах. Она пред­став­ля­ет со­бой раз­лич­ные эле­мен­ты укра­ше­ний, в ос­нов­ном брас­ле­тов, вы­пол­нен­ных из се­реб­ра или зо­ло­та с ис­поль­зо­ва­ни­ем как дра­го­цен­ных, так и по­лу­дра­го­цен­ных кам­ней или му­ран­ско­го стек­ла. По­ку­пая ос­но­ву для брас­ле­та, кли­ент мо­жет до­ку­пить для не­го от од­но­го до два­дца­ти эле­мен­тов (шар­мов) из ас­сор­ти­мен­та в не­сколь­ко со­тен, фор­ми­руя та­ким об­ра­зом уни­каль­ное укра­ше­ние. «Pandora — пер­вая юве­лир­ная ком­па­ния, ко­то­рая раз­ви­ва­ет­ся по прин­ци­пу fast fashion, ха­рак­тер­но­му для всей се­го­дняш­ней фэшн-ин­ду­стрии, — по­яс­ня­ет Оль­га Ере­ме­е­ва. — Кол­лек­ция из­де­лий об­нов­ля­ет­ся семь раз в год, под каж­дую кол­лек­цию ме­ня­ет­ся внеш­ний вид ма­га­зи­нов — но­вые по­сте­ры, но­вые вит­ри­ны, но­вые эле­мен­ты оформ­ле­ния. Все это сти­му­ли­ру­ет по­ку­па­те­лей зай­ти и по­смот­реть, что ин­те­рес­но­го по­яви­лось. Да и са­ма идея — со­брать свой не­по­вто­ри­мый брас­лет — за­став­ля­ет по­ку­па­те­ля воз­вра­щать­ся в ма­га­зин до два­дца­ти раз: столь­ко шар­мов по­ме­ща­ет­ся на од­ном брас­ле­те. А ведь за­да­ча сде­лать по­ку­па­те­ля по­сто­ян­ным сто­ит пе­ред каж­дым тор­го­вым биз­не­сом. В Pandora она ре­ше­на кон­цеп­ту­аль­но. К то­му же это сни­ма­ет про­бле­му фи­нан­со­вой до­ступ­но­сти — на­чать “со­би­рать” укра­ше­ние мож­но с очень не­боль­ши­ми день­га­ми».

Флун Гу­ме­ров, ди­рек­тор ком­па­нии «Ал­маз-хол­динг», очень вы­со­ко оце­ни­ва­ет по­тен­ци­ал этой кон­цеп­ции. «Ин­ди­ви­ду­а­лизм се­го­дня в мо­де, — рас­суж­да­ет Гу­ме­ров. — Все хо­тят быть не­по­хо­жи­ми на дру­гих, а по­то­му воз­мож­ность са­мо­му со­здать уни­каль­ное укра­ше­ние по­ку­па­те­ля­ми це­нит­ся. Соз­дав по­доб­ную кон­цеп­цию, Pandora се­го­дня са­ма фор­ми­ру­ет ин­те­рес по­ку­па­те­ля, а не под­стра­и­ва­ет­ся под не­го, об этом меч­та­ет лю­бой про­из­во­ди­тель, да­ле­ко не всем уда­ет­ся по­доб­ное». За счет столь удач­но­го мар­ке­тин­го­во­го ре­ше­ния ком­па­ния мо­жет уста­нав­ли­вать на свой про­дукт вы­со­кую мар­жу, до­бав­ля­ет он. «Се­реб­ря­ный шарм ве­сом пять грам­мов в Pandora сто­ит ты­ся­чу–ты­ся­чу две­сти руб­лей, це­на се­реб­ра — чуть боль­ше два­дца­ти руб­лей за грамм, оче­вид­но, что до­ход­ность от про­да­жи та­ко­го из­де­лия о-очень хо­ро­шая», — по­яс­ня­ет Гу­ме­ров.

Впро­чем, по уве­ре­ни­ям Оль­ги Ере­ме­е­вой, на­цен­ка на юве­лир­ные из­де­лия в Pandora не вы­ше сред­ней на рын­ке, хо­ро­шую до­ход­ность биз­не­са уда­ет­ся удер­жи­вать за счет быст­ро­го раз­ви­тия и на­ра­щи­ва­ния обо­ро­тов, а так­же за счет очень жест­ко­го кон­тро­ля за за­тра­та­ми и скру­пу­лез­но­го вни­ма­ния к вы­бо­ру ме­ста для каж­дой но­вой точ­ки.

Участ­ни­ки рын­ка, впро­чем, ста­вят под со­мне­ние пер­спек­ти­вы от­кры­вать­ся та­ки­ми же тем­па­ми. «Воз­мож­но­сти для мас­со­во­го от­кры­тия но­вых ма­га­зи­нов в Рос­сии в сег­мен­те “сред­ний плюс” се­го­дня силь­но огра­ни­че­ны, — счи­та­ет Илья Адам­ский из ком­па­нии “Мос­ков­ский юве­лир­ный за­вод”, чья сеть на­счи­ты­ва­ет по­ряд­ка 270 ма­га­зи­нов. — По­тре­би­тель­ский спрос на юве­лир­ном рын­ке в этом сег­мен­те с кон­ца про­шло­го го­да по­чти не рас­тет».
Источник: expert.ru
3193

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦ. СЕТЯХ: