Гиацинтом называют темно-желтовато-красную, или с малиновым оттенком, полупрозрачную разновидность циркона. Основной цвет - красный. На Востоке гиацинт считают «братом» алмаза. Плиний Старший описывал гиацинт таким образом: «От аметиста резко отличается гиацинт, хотя по цвету они и похожи. Наибольшее различие состоит в том, что яркий фиолетовый цвет, который столь блистателен у аметиста, у гиацинта разбавлен». Гиацинт обладает интересными свойствами: его очаровательный блеск теряется при воздействии огня и… при приближении непогоды. Камень удивительным образом реагирует на смену погоды, является в прямом смысле этого слова метеозависимым. Говорят, что у гиацинта имеется прямая связь с несчастной любовью, и если его постоянно носить, то он может оттолкнуть поклонника или поклонницу. Возможно, подобное убеждение напрямую связано с легендой, поэтично рассказанной Овидием.Гиацинт: воспетый Овидием Историю появления этого камня Овидий описывает в своих «Метаморфозах» следующим образом. У царя Спарты Амикла и его жены Диомеды был сын - Гиацинт, отличавшийся необыкновенной красотой и грацией. Юноша был другом и любимцем бога Аполлона, а вот бог западного ветра, Зефир, очень завидовал этой дружбе. Правда, если быть точным, то это была не столько зависть, сколько ревность - Зефир сам был влюблен в Гиацинта. И вот однажды, одержимый ревностью, Зефир не выдержал: увидев Аполлона, обучающего Гиацинта метать диск, бог западного ветра изменил траекторию полета диска, слегка подтолкнул его. Диск отскочил от земли и ударил Гиацинта в голову. Юноша упал, из раны потоком полилась кровь. Аполлон, видя, что друг умирает, прошептал в отчаянии: «В моем сердце ты будешь жить вечно, так вечно же живи ты и в памяти людей». И тут же кудри Гиацинта стали прекрасными алыми цветами, а кровь, пролившаяся на землю, окаменела и превратилась в драгоценные самоцветы удивительной красоты. И цветы, и камни сохранили дивную красоту юноши. Вот такая красивая легенда о появлении в мире камня гиацинта. Конечно, кто там был любимцем Аполлона мы уже не узнаем, но миф о Гиацинте живет уже не первое тысячелетие - будто действительно по просьбе белокожего бога, который требовал вечной памяти для своего погибшего друга. Считается, что в Священном Писании гиацинт упоминается, как камень, являющийся одиннадцатым основанием стены Небесного Иерусалима (Откр., XXI, 20). Но полной уверенности, что речь идет именно о гиацинте, нет - в те времена гиацинтами называли и голубые самоцветы, и другие камни, обладающие желтоватым или розовым цветом (бериллы, топазы и т.д.). Гиацинт во все времена считался талисманом. Его использовали для улучшения памяти и повышения интеллекта, как амулет ученых и путешественников (одних он притягивал к наукам, других защищал от змей и диких животных). Гиацинт называли камнем печали и скорби, и одновременно приписывали ему успокаивающее действие (своеобразный антидепрессант). К примеру, Джероламо Кардано носил гиацинт в качестве средсГиацинт: воспетый Овидиемтва от бессонницы. По его утверждениям, камень действительно нагонял сон, но действовал не слишком эффективно. В качестве возможной причины такого «провала» гиацинта Кардано называет качество камня - его гиацинт быть хотя и большим, но с рядом пороков. А вот настоятельница британского монастыря XII века Гильде-гарда из Бингена рекомендовала гиацинт от отеков глаз. Применять камень нужно было следующим образом: нагреть на солнце, смочить слюной и приложить к глазам. В XIX-начале ХХ столетия гиацинт был очень популярен как камень купцов и артистов. Самые крупные гиацинты можно увидеть в Смитсоновском институте (США, Вашингтон) - коричневые (118,1 и 87,6 карата) и желтые (23,5 карата) из Шри-Ланки, и голубой камень (102,2 карата) из Таиланда. В основном гиацинты добываются в россыпях Шри-Ланки (практически полностью выработаны), Таиланда и Мадагаскара. Сейчас популярность гиацинта возвращается - не столько как талисмана (хотя увлечение эзотерическими науками обращает пристальное внимание любителей таинственного на гиацинт), сколько как украшения изумительной красоты. Особенно хорош гиацинт в кольцах, браслетах и ожерельях, окруженный множеством других камней - драгоценные переливы лишь подчеркивают нежную прелесть гиацинта. С возвращением моды на византийскую пышность украшений, ведущие ювелирные Дома начали активно включать гиацинты в свои коллекции. Чаще всего это делают такие Дома, как Roberto Bravo, элегантно сочетая изысканность классики с буйством красок драгоценных камней, и Leon Hatot, чьи украшения славятся романтической изысканностью. В дизайнерских ювелирных украшениях гиацинты чаще всего используются в качестве камня-поддержки (например, небольшие гиацинты окружающие большой центральный камень - рубин, аметист и т.д.). Возможен и обратный вариант - крупный гиацинт в окружении других камней. Гранят гиацинт чаще всего кабошоном, и, приобретая такое украшение, следует быть внимательны - подделки нередки. Основное отличие фальшивки от настоящего камня - неравномерный цвет.