История наручных часов

Часы - показатель статуса

Вы знаете, как разглядеть в незнакомце “нового” денди или уличить мелкого мошенника? Очень просто: посмотрите на его часы.

Человек с достатком вряд ли позволит себе появиться на людях в дешевых Swatch, и, наоборот, менеджер среднего звена не в состоянии приобрести Rolex. Так поговорим о том, как угадать с покупкой часов и не попасть впросак, если вы решили обзавестись репликой дорогого оригинала, дабы потешить свое тщеславие.

Прогуливаясь по Москве, загляните в подземный переход под Тверской, что у Галереи “Актер”. Среди множества затейливых ларьков, торгующих вещами, сувенирами и нижним бельем, затесался один киоск с внушительным ассортиментом китайских подделок престижных часов. Конечно, покупать эти “раритеты” мы не советуем, а рекомендуем отнестись к ним, как к восковым фигурам мадам Тюссо: наглядное пособие по изучению часовой истории.

НЕМНОГО ТЕОРИИ История часов корнями уходит в средние века. Мы же пробежимся по биографии часов наручных, чьи карманные предки были популярны в XVIII–XIX вв. Собственно фамильные черты (автоматический подзавод, хронограф, вечный календарь, репетир и турбийон) родом из того времени. Наручные часы вошли в обиход после Первой мировой войны, да и на свет они появились благодаря военным. В 1880 г. компания Girard-Perregaux получила заказ на производство 2000 наручных часов для офицеров германского императорского флота. А Cartier в 1911 г. для аристократов, увлеченных воздухоплаванием, создал часы Santos.

В приличном обществе вплоть до 30-х гг. наручные часы были признаком дурного тона. Особенно чутко в этом плане относились к светским дамам, что вынуждало часовщиков идти на хитрости. Так появились женские часы Van Cleef & Arpels со скрытым циферблатом, имитирующие браслет.

Часы стали воспринимать как украшение. Изобретатели экспериментировали с прямоугольными, квадратными, полукруглыми (“бочка”) формами. В моде был стиль Art Deco, чьи отголоски – часы Eterna 1935 и Reverso от JaegerLeCoultre – дожили до наших лет.

В 30-е гг. Великая депрессия опустошила рынок роскоши. Чтобы пережить кризис, швейцарские компании стали объединяться. Omega и Tissot превратились в группу SSIH, к ним присоединилась мануфактура Lemania. В то же время возникло и объединение ASUAG – мануфактуры, производящие “черновые часовые механизмы”, среди которых были заводы ETA.

40–60-е гг. называют эрой механических часов. В это время свои шедевры выпустили Patek Philippe, Vacheron Constantin, Omega, Piaget, Zenith. Часы делали ультратонкими, легкими и точными – эталон классического стиля.

Никто и подумать не мог, что это стремление приведет в 1969 г. японскую Seiko к выпуску кварцевых часов – революции, перевернувшей часовой мир. В 70–80-е гг. дешевые и точные кварцевые механизмы были востребованы всеми. Конкурировать с ними было невозможно, большинство мануфактур разорилось.

В 80-е гг. из кризиса наметился выход: укрупнение компаний. Так, из слияния SSIH и ASUAG возникла Swatch Group, возглавляемая Николой Хайеком, которая приступила к производству дорогих электронных часов Swatch. Отметилась тенденция к возвращению механики, открылись новые фирмы. К 90-м относят ренессанс механических часов: они царствуют в дорогом сегменте рынка, исключение – женские модели (слишком легкомысленны для сложных механизмов).

В наши дни тенденция к коммерциализации рынка очевидна: цены ползут вверх. Отчасти это обоснованно: часы стали усложнять (более 16 функций), началась турбийономания (модель “высшего пилотажа” в часовом деле, занятная для созерцания и бесполезная для точности, так как система, созданная некогда для карманных часов, в наручных вредит частоте хода), циферблаты стали огромными (до 45 мм) и ярко декорированными. В чем-то это дань маркетинговым технологиям, считает часовой дизайнер Джеральд Джента. “Это практически гонка на выживание, – уверен он. – Единственное, что можно сделать, – следовать своему вкусу и фантазии, а не гнаться за модой”.

НЕМНОГО ПРАКТИКИ Завершая экскурс в историю, можно сделать ряд практических выводов.

Если вы хотите удивить друзей логотипом, но не готовы жертвовать на это дело тысячи долларов, идите в киоск под Тверской или на часовые развалы. Здесь вы найдете все по цене до 2000 рублей. Учитывая ситуацию, не стоит гнаться за брендами класса de Luxe: вас легко уличат в пристрастии к подделкам. А это, как понимаете, не комильфо. Класс de Luxe – это Audenars Piguet, Blaincpain, Breguet, Cartier, Chopard, GerardPerregaux, IWC, Jaeger-LeCoultre, Patek Philippe, Piaget, Rolex, Ulysse Nardin, Vacheron Constantin, Zenith и др. Эту группу дополняют ювелирные часы (например, Van Cleef&Arpels) и все турбийоны.

“Средний класс” часов (цена в бутиках от 50 до 150 тыс. рублей) представляют Baume & Mercier, Breitling, Ebel, Eterna, Frederique Constant, Longines, Maurice Lacroix, Omega, Oris, Raymond Weil, TAG Heuer и др. Нижнюю ступеньку занимает Tissot.

Особняком стоят часы фэшн-брендов. Их механизм не имеет ценности (за исключением редких марок, например Chanel или Dior), а цена на 90% состоит из переплаты за имя.

Если вы решили купить часы на годы, как это рекомендуют делать эксперты, то трату нужно рассматривать как долговременное вложение. Сначала нужно определиться с механизмом: механика или кварц. Не стоит сразу отбраковывать второй вариант: он экономит деньги, более точен, не требует подзавода, обладает интересным дизайном. Большинство женских часов содержат кварцевый механизм, несмотря на бриллиантовый декор снаружи.

Если выбор упал на долговечную механику, стоит ограничить спектр марок: многие бренды лишились традиций после 70-х. Они давно принадлежат концернам: Swatch, Richemont, LVMH, Movado. Нелишне поискать “скелеты в шкафу”. Учтите, что в мире лишь несколько мануфактур выпускают собственные механизмы (среди них Ulysse Nardin, Girard Perregaux, Rolex, Audemars Piguet и Patek Philippe). Остальные часы сделаны на базе типовых калибров ETA. Это должно повлиять на ваше решение, но, к сожалению, не отразится на размере траты. Не стоит вычеркивать из списка новые марки. Часто они более честны с клиентами. Помните, механические и ювелирные часы требуют ухода. Далеко не у всех марок есть сервисные центры в нашей стране.

Максимально устойчивы к ударам часы с сапфировым стеклом. Наиболее точны механизмы с 28 000 (36 000) полуколебаниями в час (самые распространенные – 21 600). Большое количество (от 18) камней (рубинов) – признак хороших часов. Что касается водонепроницаемости, то ее обычно указывают 3 атм, что означает, что часы не боятся дождя, в часах 5 атм можно неспешно плавать, а в часах 10 атм – неглубоко нырять. Вот такая арифметика.

Ольга Каетано
Газета "Вечерняя Москва"

4851

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦ. СЕТЯХ: