РЕГИОН-ЗОЛОТО
Пользователей:13660
Подписчиков:12712
Организаций:7551
Изделий:1858
Экспо-Ювелир
ЦБ РФ / 04.12.2016
Доллар (USD): 64,1528 руб.Евро (EUR): 68,4703 руб. Золото: 2416,6 руб. Серебро: 33,62 руб. Платина: 1889,3 руб. Палладий: 1538,67 руб.
Альфа-Металл
Аурис драгоценные металлы
Золотая Сова
Нефрит
Рекламное место сдается
Фабберс
Италмакс
Золотой сезон
Coglar
Ювелир Дизайн
aurten.ru
Legor
ГлавнаяПубликацииДайджестДрагоценные камниМосковский Комсомолец

«МК»: Зачем алмазы вогнали в краску

Мало кто из простых смертных готов позволить себе купить цветной природный бриллиант. Такие «камушки» — недешевое удовольствие. «Удел» большинства людей со средним достатком — бесцветные алмазы стоимостью 7–8 тысяч за десятую часть карата. Ученые университета «МИСиС» решили исправить ситуацию и разработали уникальную технологию окраски алмазов, позволяющую менять цвет природных камней.
Стоят они процентов на 30 дороже бесцветных, а не в десятки раз, как те, что окрашены природой. Корреспондент «МК» посетил лабораторию сверхтвердых материалов и выяснил, как покрасить алмаз, чтобы его нельзя было отличить от настоящего.

В природе цветные алмазы встречаются настолько редко, что недавно небольшой голубой бриллиант в 2 карата ушел с молотка почти за $10 млн. А вот в МИСиСе дублируют действия природы, которые идут миллионы лет, за трое суток. Как же это получается?

Оказывается, сам «краситель» имеется внутри каждого, даже самого прозрачного алмаза — это атомы азота. Все зависит только от их концентрации и расположения. Вот в лаборатории их и заставляют перемещаться в нужные части кристаллической решетки алмаза.

Однако, по словам заведующего лабораторией Николая Полушина, не во всяком природном алмазе можно изменить цвет, а только в тех, где концентрация азота очень низка — не выше 100 атомов на миллион атомов углерода (такого сырья в природе не больше 3 процентов). Поэтому природный алмаз сначала исследуют на специальном спектрометре. Затем подходящий экземпляр подвергают воздействию высоких температур, давления (чтобы добиться нужного перераспределения азота в кристаллической решетке) и облучения на ускорителе электронов (чтобы получить вакансии — пустые места в решетке алмаза).

— По сути, окраска кристалла зависит от определенных дефектов в решетке алмаза, — говорит Полушин. — Для того чтобы прозрачный камень обрел цвет, необходимо, чтобы из его кристаллической решетки земной или космической радиацией был выбит один атом углерода, образовалась пустота (вакансия). Затем рядом с ней должен разместиться единичный атом азота. Все эти действия мы и производим в нашем ускорителе, прессе и вакуумной печи. Все направлено на то, чтобы создать за счет такого парного дефекта в решетке алмаза определенные центры окраски. Они должны располагаться равномерно. Чем больше таких центров, тем гуще цвет.

Но таким образом, по словам заведующего лабораторией, создается только один тип алмазов — розовые. Голубые получаются уже другим способом — методом «имплантации цвета» внутрь алмаза.

— В природе такой кристалл содержит небольшие концентрации бора, — говорит Полушин. — Можно идти по этому пути, но мы пошли по другому: внедряем в решетку алмаза атомы водорода — и они тоже дают голубую окраску.

— Как же вы их внедряете?

— Это происходит в установке высокого давления, в прессе. Погружаем в него алмаз на специальную среду (шихту), которая при высоких давлениях и температурах разлагается с выделением атомарного водорода. Дальше при высоких давлении и температуре эти атомы водорода проникают в решетку алмаза.

Среди показанных нам Николаем Ивановичем образцов окрашенных бриллиантов преобладают розовые и голубые.

— А как насчет желтых? — спрашиваю я.

— Желтых алмазов в природе значительно больше, и по цене они дешевле, чем прозрачные, поэтому искусственно создавать такие нет смысла, хотя можно.

— А как создаются черные кристаллы?

— Принцип их изготовления более простой: мы создаем большую концентрацию вакансий — пустых мест в решетке — и дальше так проводим процесс нагрева, чтобы в этих местах происходил переход алмаза в графит. У нас появляется много мест с черным графитом внутри. Поэтому кажется, что весь кристалл черный. Хочу сразу предостеречь любителей таких алмазов: чересчур высокие цены на них в ювелирных магазинах неоправданны. Мало кто знает, что чаще всего на изготовление черных алмазов идет очень некачественное сырье, к примеру, прозрачный кристалл с каким-то инородным включением. Чернота просто скрывает этот изъян, хотя получается очень красиво.

— А качественные черные кристаллы в природе бывают?

— Бывают, но редко.

— Кто вам поставляет сырье?

— Все сырье у нас пока бельгийское. Сейчас мы отправили поставщикам партию окрашенных кристаллов для маркетингового исследования. Хотелось бы работать с отечественными добытчиками алмазов, но не получается. Они ссылаются на межкорпоративное соглашение не финансировать и не заниматься изменением цвета природных алмазов. С точки зрения добывающих корпораций, может, это и правильно — природные цветные алмазы очень редки и цены на них очень высоки.

— Получается, что ваша технология может существенно сбить на них цену?

— Нет, мы же честно указываем, что наши природные алмазы окрашены искусственным путем. Это как если сравнивать бриллианты и искусственные бриллианты.

— Можно отличить искусственно окрашенные алмазы в бытовых условиях?

— Нет, только при использовании специальных приборов. Но и эти анализы неоднозначны. Из нашей партии мы отдали несколько кристалликов в гомологический центр в Антверпене, и специалисты не смогли отличить наши от естественно окрашенных дорогих бриллиантов.

Кстати, в этом году МИСиС стал первым российским университетом, открывшим у себя полноценное направление подготовки бакалавров по специальности «Наноматериалы». И вполне возможно, что выпускники этой кафедры смогут в будущем усовершенствовать методы окраски бриллиантов.

facebook twitter vkontakte g+ ok instagram
Новые комментарии
www.megastock.ru
Разработка портала: Adlogic Systems
Платформа: Xevian