SOKOLOV SOKOLOV
iq-diamonds
Андрей Саламатин (Сереброника): «У нас во всем мире есть агенты влияния — русские женщины»

Андрей Саламатин (Сереброника): «У нас во всем мире есть агенты влияния — русские женщины»

Магазины «Сереброника» есть в разных городах Пермского края, а узнаваемые украшения можно встретить не только в России, но и за рубежом. Мы встретились с директором ювелирной компании Андреем Саламатиным и выяснили, как рождаются идеи и что помогает достичь результатов сотрудникам его компании.

— Компании «Сереброника» почти двадцать лет. С чего начинался ваш бизнес? Почему вы занялись именно ювелирными украшениями?

— Как предприниматель я зарегистрировался, еще когда был студентом — учился в институте культуры на маркетолога-рекламиста у Ии Анатольевны Имшинецкой (сегодня она бизнес-тренер. — Прим. ред.). В декабре 1994 года попал на практику в ювелирную компанию. И сразу заболел ювелиркой. Потому что наша отрасль — это не бизнес. Это мода, искусство, история, археология, минералогия и геммология. Это общение с интереснейшими людьми — искусствоведами, критиками и дизайнерами. Особый мир. Не зря про ювелиров говорят, что они живут в скорлупе — внутри яйца. Когда вылупятся, родится новая Вселенная.

А собственную ювелирную компанию я создал в 2000 году, в последнюю субботу августа. В этот день ко мне пришло понимание, какой она будет.

— На чей опыт ориентировались?

— Наиболее успешным мне показался бизнес-кейс Карла Фаберже. Он сам был ювелиром, но на протяжении всего времени становления и расцвета фирмы работал организатором. Его задачей было собрать таланты и организовать их работу для воплощения идей. И сам он все время искал что-то новое. Знаете, кто придумал видеонаблюдение? Фаберже! В его магазине было большое-большое зеркало. Покупателям оно казалось обычным, но с обратной стороны зеркало было прозрачным. Фаберже работал за письменным столом за этим стеклом и смотрел в торговый зал: как ведут себя посетители, как примеряют украшения. Подзывал продавцов и говорил: «Вот это надо поменять и это. А еще вот той даме покажите эти серьги — она их точно захочет». То есть маркетинга еще не было, а маркетолог Фаберже уже был. Вот пример для подражания!

— Помните, какие ошибки совершали поначалу? Что не получалось?

— Ошибки продолжаются. Вот говорят: нельзя слишком доверять, чтобы не обманули. Ошибка? Но это «мои любимые грабли» — когда человеку доверяешь, а он подводит. Не специально. Просто у меня завышенные ожидания, а человек говорит: «Я не смог». Но я же знаю, что может! Даю по силам плюс еще чуть-чуть. Он даже по силам не делает, говорит, что в себя не верит. А я-то верю. Пусть это ошибка, но на ней построена вся моя бизнес-стратегия.

Ювелирное производство компании находится в Перми 

Ювелирное производство компании находится в Перми 

Фото: Тимофей Калмаков

Из серебра здесь делают и простые повседневные украшения, и более сложные — на выход 

Из серебра здесь делают и простые повседневные украшения, и более сложные — на выход 

Фото: Тимофей Калмаков

Другой пример: в 2008–2009 годах во время кризиса все стали сокращаться. А мы пошли вширь. Бизнесмены говорили, что это ошибочная стратегия. А мы заняли стратегические ниши. Потом этот фокус повторили в 2014 году. Мне часто говорят: «Это риски». Но бизнес и есть риски! Если не рискуешь, то ты сильно рискуешь.

Конечно, было много нерентабельных и убыточных проектов. Например, мы открывали филиальную сеть по всей России. Удаленное управление оптовой торговлей — это большая проблема. Мы тогда очень много денег потеряли, так как делегировали управление в регионах местным сотрудникам и отдали им клиентскую базу. Вместо развития получили убытки.

— Больше не планируете расширять сеть по России или есть какие-то планы?

— Мы уже присутствуем больше чем в половине регионов страны. Есть клиенты и розничные сети, с которыми работаем. Просто сейчас мы строим экспансию по другому признаку — нужен такой товар, чтобы оптовик сам к нам приехал: «Я это хочу, дайте мне».

— Пять лет назад вы запустили бренд «Сила природы». Правда, что вас на это вдохновила жена?

— Мы делали много разных украшений, а Ирина, моя супруга, носила чужие — из Италии, Гонконга… Было обидно: такой сапожник без сапог. Хотелось создать что-то такое, чтобы она оценила и сказала: «Ух ты, я тоже буду носить». Так появился этот проект. Мы берем природные минералы с минимумом обработки и делаем на их основе украшения. За камнями я езжу по всему миру по геммологическим выставкам, участвую в аукционах и выкупаю лоты. Камни нестандартные — разных размеров и фактуры, — поэтому оправу каждый раз приходится делать заново. Это не массовая продукция. Наши ювелиры поначалу не могли с этими камнями работать, даже ломали с непривычки!

На создание этого бренда главу «Сереброники» вдохновила жена 

На создание этого бренда главу «Сереброники» вдохновила жена 

Фото: Тимофей Калмаков

Полтора года назад французы проводили исследование и доказали, что минералы — это особая форма жизни. Она протекает очень медленно, но только на наш взгляд. Одному камню двести миллионов лет, другому — сто миллионов. Для нас это «ух!», а с точки зрения природы — нет. Мы как искорки на их фоне мелькаем. Смотришь на эти камни и думаешь, какую же красоту создала природа. Заставь художника — он так не сделает. А тут камень из-под земли достали, почистили, отполировали — и красота. У меня даже поговорка есть: «Какие красивые серьги, сам бы носил, но мужики не поймут».

— Дизайнеров приглашали из других регионов?

— Нет, это пермские молоденькие девочки. Я им пообещал: если будете слушать камни, начнете создавать шедевры. И это произошло: мы уже участвуем в международных выставках в Лас-Вегасе и Токио, берем призы в России. Когда председатель жюри, москвичка, до слез растрогалась, глядя на украшения «Зов Пармы» и слушая рассказ о них, — для нас это показатель.

— Откуда черпаете идеи для новых коллекций?

— Ходим в культурологические и антропологические экспедиции — это мое личное увлечение. Ездим по разным странам и изучаем сильные свойства разных культур. Последняя экспедиция была в Новую Зеландию — за семнадцать дней мы ее вдоль и поперек проехали, со столькими людьми пообщались! До этого ездили в Ирландию и Армению. Каждый раз привозим какие-то мысли и идеи.

У нас ведь немало проектов: к примеру, жемчужные игрушки Pearl Friends или брутальные мужские артефакты «Инстинкт», несущие энергетику материала, из которого изготовлены, — дамасской стали, вулканической лавы.

Главный магазин «Сереброники» и производство находятся в особняке купца Гаврилова

Главный магазин «Сереброники» и производство находятся в особняке купца Гаврилова

Фото: Тимофей Калмаков

Про энергетику камней часто говорят: «Не верю, это невозможно пощупать руками». Я отвечаю: «А вы можете пощупать руками смелость или любовь? Ну хорошо, Антарктиду вы хоть раз руками щупали? Что, ее тоже не существует?»

— Обсуждаете задумки вместе или это каждый раз ваше личное решение?

— Вместе, вот за этим столом (разговор проходит в офисе «Сереброники». — Прим. ред.). Я просто взял и внедрил режиссерскую методику в ювелирку. Держим камень и обсуждаем, что чувствуем, какие мысли рождаются. Составляем ассоциативные ряды. Постепенно из слов рождается легенда (поэтизированное описание украшения. — Прим. ред.). Я говорю: «Закрывайте глаза, легенда звучит вот так». Или дизайнер: «Я поняла, будет это!» — и сразу мурашки побежали. Это хорошая примета — если появились мурашки. А потом в муках рождается коллекция. Этот процесс иногда длится до девяти месяцев.

— С выставок, на которых бываете, что-то берете — новые идеи, направления работы?

— Все, что вижу, я записываю. Дома книжные шкафы постоянно заполняются новыми блокнотами. Записи разные: отмечаю нюансы в дизайне, интересную подачу камня или взгляд на конструкцию, название, особую презентацию продавцом. Иногда это заметки от противного: вот так делать нельзя. Собираю все ювелирные журналы, делаю из них вырезки. Собираю картинки из интернета — в моем фотобанке больше ста тысяч фотографий.

К примеру, нужно было сделать коллекцию ключиков для оптового покупателя. Мы посмотрели порядка ста фотографий, оценили достоинства и недостатки ключиков у других ювелиров. И стали думать, что можем мы. Сделали свою коллекцию.

Когда езжу по другим регионам, обязательно захожу в ювелирные магазины — поговорить с продавцом, посмотреть, что есть на прилавке. Как меня иногда это расстраивает!

— Что именно?

— Спрашиваешь, какой смысл у этого украшения, а тебе в ответ: «Ну просто». У каждой вещи есть свой смысл, а у этих колечек нет? Это бич какой-то — слово-зараза у ювелирных консультантов: «Просто». Это простота, которая хуже воровства!

Андрей Саламатин занят в ювелирной отрасли больше двадцати лет 

Андрей Саламатин занят в ювелирной отрасли больше двадцати лет 

Фото: Роман Нугманов

С такими культурными традициями в ювелирной отрасли, с Фаберже — и «Просто»... Не надо «просто». Это как понюхать борщ и уйти. А надо хлебать жизнь полной ложкой.

— Своих продавцов этому учите?

— Это больная тема. Потому что можно учить и давать, а люди не будут брать. Как в пословице: можно привести лошадь к водопою, но даже Аллах не заставит ее напиться. Но как только у продавца загораются искорки в глазах, к нему сразу подтягиваются люди, говорят, что будут общаться именно с ним.

У моего учителя Андрея Теслинова есть фраза: «Благодать — принуждение к развитию». Когда ты заставляешь, заставляешь, заставляешь — и потом видишь, как получилось хорошо. Я для своих сотрудников делаю так.

— Почему в свое время сделали акцент именно на серебро, а не на золото?

— Мы начинали с золота. Но, принимая учеников на работу в мастерскую, я понимал, что поначалу не могу доверить им золото. Они делали украшения из более дешевого металла — серебра. А потом мы увидели, что серебряные украшения лучше продаются. Оказалось, что есть целая группа людей, которые любят именно серебро. И это настолько преданные люди! Недавно подарил Кларе Новиковой подвеску и кольцо с аммонитом — это такая ископаемая ракушка, у которой на распиле видны кольца сотен миллионов лет. Так она вышла на сцену с этим кольцом прямо с биркой: «Хочу показать, что ты только что мне его подарил. Я о таком мечтала».

Когда мы увидели такую преданность людей серебру, просто не могли за него не взяться. К тому же в нашей компании с серебром связана мистическая история. В 2004 году у нас получился большой кассовый разрыв. Мы вкладывали и вкладывали, как вдруг банки сказали: отдавайте кредит и новый не дадим. Это, кстати, одна из ошибок — нужно планировать финансы и преодоление кассовых разрывов, а мы этого не сделали. Но в тот момент мы выпустили коллекцию «Ночной дозор» по описанным в книгах Лукьяненко артефактам. Я большой поклонник его творчества, все «Дозоры» читал не по одному разу. А тогда была популярна игра «Ночной дозор», оттуда с нами связались: «У вас "Ночной дозор", у нас тоже. Давайте дружить». Потом позвонили из Кемерова: «У нас охранное агентство "Ночной дозор", сделайте нам значки». В тот момент было очень трудно, даже стоял вопрос о закрытии бизнеса. Помогла поддержка вот этих новых друзей, которые обступили: «Парень, не бросай, все хорошо».

— Помимо эксклюзивных украшений у вас также есть массовые линейки — в том числе по популярным фильмам и книгам. Как вы их придумываете?

— Любимая фраза клиентов: «Что вы курите?» Да мы не курим! Вообще наркоманов не понимаю: человеческий организм — такая мощная фабрика гормонов, что ты сам по щелчку можешь вызвать у себя эйфорию, умея управлять эмоциональным фоном. А как придумываем… Еще в начале 1990-х Ия Имшинецкая дала мне и другим своим студентам разные технологии развития креативности. Я все это время ими пользуюсь. Например, есть ложка и есть вилка, почему бы не сделать ложевилку?

Или ходили со старшей дочерью в кино на «Властелина колец», ей тогда пять лет было. Она попросила: «Папа, там было Кольцо Всевластья, сделай мне такое же». Я в ответ: «Ты что, Аленушка, это же злое кольцо, оно тебя поработит». А она мне: «А ты сделай серебряное — доброе». Мы взяли книгу, нашли описание кольца. В фильме, кстати, фразу обрезали, чтобы буквы крупными были. А мы расчертили полную цитату, сделали гравировку не только с внешней, но и с внутренней стороны — чтобы светилась. Помню, первое кольцо принес домой на цепочке, придумал для Алены обряд посвящения в хоббиты. Говорю: «Только, пожалуйста, не надевай на указательный палец, а то исчезнешь». Конечно, дочка тут же надела кольцо на указательный. Мы с женой переглядываемся: «Где Алена?» Было несколько секунд счастья, когда она верила, что ее правда никто не видит. Потом младшая дочь закричала: «Вон она». Но на время Алена оказалась в сказке.

Серебряные ложки — одно из популярных направлений масс-маркета 

Серебряные ложки — одно из популярных направлений масс-маркета 

Фото: Тимофей Калмаков

При этом честно скажу: сама по себе идея ценности не имеет. Важно ее воплощение. Придумать несложно, а вот воплотить так, чтобы это зажигало и радовало, — это дорогого стоит. Идей у нас большой чемодан, на ближайшие сто лет работы хватит. Весь этот багаж нужен для того, чтобы сделать Пермь серебряной столицей. Не российской, а мировой.

— Хорошие амбиции.

— Да это не амбиции. Я понимаю, что все условия для этого созданы. Конечно, нужно учить новых ювелиров и дизайнеров. Нужно воспитывать новых маркетологов и талантливых продавцов. Но, как говорится, надо быть реалистами — ставить перед собой невозможные цели.

Конечно, придется потрудиться, чтобы стать серебряной столицей. Но мы к этому идем. К примеру, в этом году на «Антикварном салоне» в Москве нам впервые предложили встать в галерею ювелирных брендов, создающих украшения, которые можно передавать по наследству. То есть украшения, ценность которых со временем будет только расти.

Моя любимая фраза — «лучшее — враг хорошего». Но многие понимают ее в том смысле, что не надо лучшего. А я говорю, что не надо быть просто хорошими, мы достойны лучшего. Лучшие украшения нужно делать, лучшим женщинам признаваться в любви. Одно из правил бренда «Сила природы» — женщина рождена быть счастливой. Счастье внутри нее уже есть, наша задача — намекнуть на это, чтобы она заглянула внутрь себя и этот огонечек разгорелся. А вы — бизнес, бизнес. Да не бизнес это, а жизнь! Я не разделяю: для меня личная жизнь, работа, ювелирка, искусство — все вместе.

— В этом плане удобно, что у вас семейное дело.

— Это мой выбор. Я говорю жене: «Помогай». Говорю отцу, который раньше на заводе пушки делал: «Давай!» Он сначала: «Что, ювелирка? Да это просто фантики!» А потом признал, что тут все сложно. Старшая дочь с 14 лет со мной на международные выставки ездит. В первый раз, помню, выдал ей ТЗ на английском языке и сказал: «Иди, ищи, где есть такие камни. Выясняй, какого они качества, сколько стоят». А там тысячи стендов и участники со всего мира. Сначала боялась. Сейчас уже выросла, руководит бренд-командой «Сила природы». Я горжусь, как у нее все получается. Конечно, еще не хватает опыта, есть позиция «хочу по-своему». Но все впереди.

Во время недавнего празднования пятилетия «Силы природы» Андрей Саламатин вспомнил годы учебы в институте культуры и исполнил со сцены песню для жены

Во время недавнего празднования пятилетия «Силы природы» Андрей Саламатин вспомнил годы учебы в институте культуры и исполнил со сцены песню для жены

Фото: Роман Нугманов

Знаете фразу «ничего личного, это просто бизнес»? Но если личного нет, то это не бизнес. Без личного не будет реализации замечательных идей, горящих глаз у продавцов, переживаний о том, как сделать лучше. Ведь ночами не спишь, пишешь стихи дизайнерам, потому что у них легенда не складывается, а нужно ее подать рифмой. Жена: «Опять стихи пишет и опять не мне, а Лене Васёвой (дизайнеру. — Прим. ред.)». Вам смешно, а это жизнь. Когда дизайнеры приходят защищать свои эскизы, а я говорю, что не пойдет, они иногда даже плачут. Потому что переделывают раз, два, пять, десять… А потом, когда рождается шедевр, плачу уже я — от восхищения и гордости. Вот есть у нас Даша Исаева, которая берет себе очень сложные коллекции и темы. Говорит, что это закон — если сразу не получилось, значит, потом будет шедевр. К примеру, женщину-песню как нарисовать, чтобы это было понятно? Она намучилась. Зато теперь в Лас-Вегасе ее коллекции аплодируют, а оптовики, руководители сетей говорят: «Ну сразу видно, что это женщина-песня».

— Какие планы строите на ближайшее будущее?

— Некоторые мои коллеги говорят, что все плохо, пора валить из ювелирки, потому что у людей нет денег и нашу работу не ценят. В отрасли пятый год кризис, сокращение производства. Но это из-за подхода. Зачем выпускать бессмысленные болванки? А мы каждый год растем. Пусть не семимильными шагами, но планомерное развитие — правильное. Нельзя подпрыгнуть — шлепнешься. Лучше запланированно расти. У нас разработана стратегия на десять лет и подробный план — на пять. И я не боюсь рассказывать о своей стратегии конкурентам. Потому что она индивидуальна и заточена под мои ресурсы и мои задумки.

— За рубежом, помимо участия в выставках, будете представлены?

— Я хочу, чтобы не мы к ним, а они к нам. Конечно, придется для этого много работать. Но у нас во всем мире есть агенты влияния — русские женщины. Они говорят про зарубежную ювелирку, что та им не по душе. И заказывают у нас. В первую очередь мы ориентируемся именно на русских женщин. Знаете, самое главное в украшениях «Сила природы» — это драгоценный инклюз, то есть включение в камень. Казалось бы, дефект, но он повышает стоимость камня. А мы в украшения вкладываем еще один инклюз — идею, что природа создала разнообразный мир минералов, чтобы подсказать женщинам, как им быть счастливыми.

Источник: 59.ru
342

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦ. СЕТЯХ:

Оставить комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий,
зарегистрируйтесь или войдите через соц. сети

ЗОЛОТО ОПТ (Драгоценные металлы, ООО) ЗОЛОТО ОПТ (Драгоценные металлы, ООО)
Москва
Драгоценные металлы, аффинаж
Amore Jewelry Amore Jewelry
Владимир
Производство и оптовая продажа обручальных колец.
Нефрит (Даниелян Л.С., ИП) Нефрит (Даниелян Л.С., ИП)
Ростов-на-Дону
Производство ювелирных изделий, оптово-розничная торговля.
СДЭК, группа компаний СДЭК, группа компаний
Доставка ювелирных изделий
Саха Алмаз Саха Алмаз
Якутск
Якутские бриллианты

ПОДПИШИСЬ НА ЮВЕЛИРНЫЙ ВЕСТНИК

Введите имя и адрес электронной почты, чтобы подписаться на рассылку