ЮВЕЛИР.INFO : СТАТЬИ
Владимир Федорченко: "Рынок привыкает к синтетическим алмазам и это объективное требование времени"
На вопросы корреспондента "Rough&Polished" отвечает заместитель директора по маркетингу "Адамас БГУ" Владимир Федорченко.
Каковы сегодня основные тенденции на рынке синтетических алмазов?
По нашим данным за последние два года совокупный спрос на синтетические алмазы увеличился примерно втрое. И кардинальным образом поменялась структура спроса на монокристаллы: если два года назад около 70% синтетики использовалось для технических нужд, а 30% - в ювелирном секторе, то сегодня соотношение прямо противоположное - ювелирка забирает 70%. Такое развитие объясняется следующими факторами: падением физических объемов добычи природных алмазов при постоянном росте спроса, выравниванием цен и себестоимости на синтетику и природное алмазное техническое сырье, решением ведущих геммологических лабораторий, например GIA, принимать синтетические бриллианты на сертификацию и, наконец, развитием технологии, способствующим повышению размеров и качества синтезированных кристаллов и оптимизации цветовых решений. Можно сказать, что рынок постепенно привыкает к синтетическим алмазам и это объективное требование времени.
Насколько сложно отличить синтетический бриллиант от изготовленного из природного алмаза?
По теплопроводности, электропроводности и преломлению синтетический камень неотличим от природного, поскольку и то и другое - алмаз. Более надежным способом является спектроскопия, которая позволяет обнаружить присутствие в образце катализаторов, применяемых при синтезе. В нашей продукции это будут никель и железо. Но и это не всегда определяется. Пока бриллианты, изготовленные из природных не модифицированных алмазов отличаются от синтетических - прежде всего по цвету. В природе таких цветов практически не существует. Серьезная проблема возникает, когда нужно отличить синтетический бриллиант от природного, подвергавшегося термобаррическому отжигу - здесь вероятность ошибки будет достаточно велика. Мне известны случаи, когда геммологические лаборатории диагностировали синтетические бриллианты, не имеющие включений, как природные, модифицированные процессом термобаррического отжига.
Такая ошибка может дорого стоить, по крайней мере в России, поскольку оборот природных алмазов регулируется достаточно жестким законодательством, а синтетических - нет...
Да, такая проблема существует. Мы, например, столкнулись с необходимостью доказывать таможне, что наши камни - синтетические. Но в целом для производителя - благо, что синтетика не подпадает под действие законов о драгоценных металлах и камнях. Это создает больше возможностей для маневра на рынке.
Может ли ваше предприятие производить абсолютно бесцветные синтетические алмазы?
Это очень дорогое удовольствие. Три года назад на уровне лабораторных экспериментов нами были получены позитивные результаты. Технология получения бесцветных кристаллов существенно более сложная: другие катализаторы, другое оборудование, дополнительные промежуточные переходы. Сейчас, на отработанных желтовато - коричневатых камнях из 100 процессов 90 наполнено кристаллами, 10 - холостой синтез. Из получившихся кристаллов чуть больше половины - камни хорошего ювелирного качества, оставшиеся - более низких характеристик. И наши задачи сегодня - уменьшить количество процессов холостого синтеза и увеличить долю чистых и крупных кристаллов. Если сейчас попытаться перейти на синтез бесцветных камней - доля пустого синтеза будет больше половины, а из того что получится, 80% будет низкого качества. Проблемы с экономикой очевидны. Но сам технологический принцип нам понятен и производство бесцветных алмазов возможно - дело за инвестициями.
Какова себестоимость вашей основной продукции?
Наиболее массовая наша продукция - каратник, его себестоимость около $100 или чуть больше.
Как зависит себестоимость от массы синтезированного кристалла?
Себестоимость на самом деле не зависит от массы синтезированного кристалла. Другое дело, что количество крупных камней чрезвычайно незначительно: один камень из 1000 появляется в 2,5 карата, в нашем случае. Это статистический разброс такой, а исходные компоненты те же, энергии затрачивается столько же.
Насколько реально массовое производство крупных ювелирных камней, в 10 карат, например?
Я думаю. что пока массовое производство таких камней нереально. Если рассматривать наше производство - потребовалось бы заменить все аппараты синтеза, всю оснастку - это очень дорого. Можно конечно заказать два - три экспериментальных аппарата и получать на них штук пять десятикаратников в месяц - в виде эксперимента. Но только подготовка к такому эксперименту будет стоить миллионы. Чем крупнее ячейка синтеза - тем ниже стабильность процесса. Поэтому на массовом производстве, крупносерийном, с точки зрения экономики стабильность важнее, чем эксклюзивные размеры и эксклюзивное качество.
Установки, применяемые на вашем предприятии производятся в Белоруссии?
Нет, в Белоруссии их дорабатывали, а само "железо" делалось в России, в основном в Петербурге.
Вы как-то взаимодействуете с российскими предприятиями, занимающимися синтезом монокристаллов алмаза?
Абсолютно вне контакта. Считается даже неприличным приезжать им к нам и соответственно наоборот. Конкуренции в обычном понимании нет, на рынке мы нигде не пересекаемся. Наверное они иногда видят наши камни, раз в полгода мы держим в руках образцы их продукции: 1 - 2 кристалла. Но их доля на рынке невелика по сравнению с нашей. .
А как вы оцениваете производство в США, организованное с помощью ваших бывших коллег? (Десять лет назад бывшие руководители "Адамас БГУ" иммигрировали в США и организовали производство синтетических алмазов в компании "Gemesis" - Ред.)
Достоверно знаю, что у них было 24 аппарата синтеза года два назад. Работали они над улучшенным золотисто-желтым, таким яично-желтым цветом, повышением размера и качества и огромные деньги вкладывали в рекламу в тех же США. Я думаю, что как раз благодаря этим усилиям и стала возможна сертификация синтетики. Они приучили рынок к тому, что это благопристойный, цивилизованный бизнес. На рынке мы не пересекаемся и хотя писали, что они до 100 аппаратов увеличили свой парк, реальных подтверждений этому мы не имеем, более того, известно, что некоторое время назад они искали покупателя, чтобы продать весь завод.
Аналитики алмазного рынка обсуждают возможности серьезной экспансии "De Beers" на рынке синтетических алмазов ювелирного качества. Можно ли создать на рынке синтетики монопольную структуру, аналогичную той, что в свое время была создана на рынке природных алмазов?
90% рынка синтетики это не монокристаллы, а поликристаллические продукты и порошки. Компания "Element Six" (De Beers) до недавнего времени производила в основном такие абразивные материалы. Это одна из ведущих компаний, но вряд ли возможно монополизировать этот рынок. Я думаю, что в Китае производство алмазных абразивов развернуто уже достаточно широко. Дешевая рабочая сила и простая эффективная структура управления вполне позволяют конкурировать китайцам по техническим алмазам. То, что "Element Six" переходит на монокристаллы для ювелирной промышленности - это безусловно новое течение и что произойдет с рынком синтетики в этом случае сказать сложно. Монополия De Beers базировалась на контроле за основными месторождениями и на контроле за сбытовой сетью. Но если технология добычи природных алмазов понятна и не содержит никаких элементов секретности - было бы что добывать, то с синтетикой дело другое - здесь есть и ноу-хау и секреты. Отчасти от секретности мы избавились, но на основные элементы технологии она сохраняется. Это государственная тайна. И, кстати, это - одна из причин отсутствия цехового союзничества в нашем деле.
Но о каком секрете может идти речь если знатоки технологии находятся в США?
Особенностью любого производства синтетических монокристаллов является его не повторяемость - базовая технология неизбежно модифицируется целым спектром изменений и дополнений, подбираемых эмпирическим путем. Можно сказать, что каждое такое производство - уникально.
Кому принадлежат патенты на эту технологию?
Технология была разработана в СССР, в Новосибирске, в филиале Академии Наук. Наверное в СССР и патентовалась. Полной картины с патентным правом на эту технологию я не знаю. Но в Белоруссии синтез алмазов запатентован.
У вашего предприятия собственное гранильное производство или вы граните свою продукцию в Гомеле?
У нас есть собственный гранильный участок, но иногда случается крупный заказ, не справляемся и передаем на огранку в Гомель.
Рассматриваете ли вы возможность привлечения стратегических инвесторов?
По мере уменьшения секретности, оставляя ее на узких технологических переходах, нарастает интерес к потенциальным инвесторам в производство. Я не исключаю, что уже в этом году такие вопросы могут предметно обсуждаться. Интересует нас также сотрудничество с крупным дилером, который половину, а может быть, и всю продукцию по срезу готов был бы покупать. И в последнюю очередь есть интерес к потенциальному партнеру по ювелирному сектору.
Располагаете ли вы информацией о продажах синтетических бриллиантов, может быть вашего производства, под видом природных?
Приходилось слышать о мелких фирмах в ближнем зарубежье, которые практикуют некоторый элемент лукавства и не указывают на этикетках, что продаваемые ими бриллианты - синтетика. Эти компании не являются нашими клиентами и партнерами. Через вторые и третьи руки к ним попадает незначительное количество камней - может быть пара десятков кристаллов в год. Будущее точно не за ними.
Существует ли ювелирный бренд, который работал бы исключительно с синтетическими бриллиантами?
Нет. Попытки создания были, но сейчас на рынке такого бренда нет.
Добавлено: 9 сентября 2008 г. 16:37