ЮВЕЛИР.INFO : СТАТЬИ
Алмазная пыль
Категория: Камни
До начала XVIII века Индия была единственным поставщиком алмазов, не считая острова Борнео, который не мог составить ей достойную конкуренцию из-за скудности запасов и удаленности от главных торговых путей.
Далеко за пределами Индии были известны и копи Голконды, в которых работали тысячи невольников, и алмазный рынок Голконды — свое образный прообраз современных алмазных бирж.В индийских копях было добыто большинство из ныне известных «великих» алмазов.
Так, хранящийся в Алмазном фонде России бриллиант «Орлов» (189,62 карат) до того, как граф приобрел его для Екатерины II, носил имя «Дерианур» («Море света»), и владели им индийские, а потом персидские правители, пока падкие до чужих сокровищ британцы не вывезли камень в Европу.
Голкондский алмаз «Шах» (88,7 карат) украшал трон Великих Моголов, чьи имена выгравированы на одной из граней камня. После убийства в Персии русского посла Александра Грибоедова персидский принц преподнес Николаю I легендарный алмаз в качестве откупа. Не был равнодушен к индийским камням даже Наполеон, приказавший вставить в эфес своей шпаги алмаз, ныне носящий имя «Регент» (140,64 карат).
Многие века индийские копи давали миру крупные, удивительной чистоты алмазы, в блеске которых вершилась история. Активная добыча быстро истощила копи.
Драгоценный камень тем не менее добывается в Индии — в районе небезызвестной Голконды и в центре страны — до сих пор, общим объемом в пределах 10 000 карат в год. Но это смехотворная цифра в сравнении с мировым рынком алмазодобычи, который достигает 125 миллионов карат в год. Как бы то ни было, Индия продолжает держать в своих руках значительную часть поднятых на поверхность земли алмазов, и не важно, где они были добыты — в Ботсване или в Бразилии, — велика вероятность того, что на огранку камни попадут именно к индийским огранщикам.
Они обрабатывают преимущественно мелкие алмазы (а их большинство), поскольку работа эта чрезвычайно трудоемкая и только дешевизна труда индийских мастеров позволяет сохранить адекватную для рынка цену бриллианта.
Закат индийской алмазной звезды прошел незаметно для поглотителей роскоши, поскольку в начале XVIII века на рынок хлынул поток превосходных бразильских камней. В самой Бразилии золотая лихорадка мутировала в алмазную — в страну в поисках удачи устремились авантюристы и старатели.
Алмазы добывались в таком количестве, что цены на драгоценный камень падали до тех пор, пока португальская корона в спешном порядке не отрегулировала его экспорт. В настоящее время недра независимой Бразилии дают около 1 000 000 карат в год.
Лидерство в алмазодобыче сегодня принадлежит Африке. Ее алмазная история начинается с крупного камня, найденного на берегах реки Оранжевой в 1866 году. Алмаз этот впоследствии был огранен и получил имя «Эврика» (10,75 карат).
Компания DeBeers, о бриллиантах которой наслышаны буквально все женщины мира, была создана в районе реки Оранжевой на фермерских землях братьев де Бирс, которые в разгар всеобщего помешательства вокруг прозрачных камней решили от греха подальше покинуть Южную Африку.
Сегодня DeBeers полностью или частично принадлежит огромное количество африканских приисков. Алмазы добываются в ЮАР, Ботсване, Анголе, Лесото, Намибии, Конго, Сьерра-Леоне, Тазании, Зимбабве.
На африканские страны приходится более половины всех добываемых алмазов, особенно отличилась Ботсвана, по-стахановски выдающая около 20 % от мирового объема. Иногда африканские алмазы, вернее, некоторые из них называют «кровавыми», но не из-за красного цвета, а потому, что добыты они нелегально и деньги, полученные от их продажи, идут на финансирование внутренних вооруженных конфликтов.
Для торговцев алмазами «кровавые» камни — всего лишь возможность заработать сверхприбыль, затмевающую любые моральные принципы. Чтобы разорвать замкнутый круг алмазы — деньги — война — алмазы, в 2003 году около 50 стран объявили о создании системы контроля за происхождением алмазов и их сертификации. Первая конференция на эту тему прошла в 2000 году в местечке Кимберли (ЮАР) — отсюда название комиссии «Кимберлийский процесс». Канада, наблюдая гнев цивилизованных стран в отношении нелегальных алмазов, придумала следующий маркетинговый ход: дабы покупатель был уверен в доброй репутации приобретаемых камней, на канадские бриллианты ставятся клейма с названием рудника. Добавлено: 26 ноября 2012 г. 15:47