ЮВЕЛИР.INFO : СТАТЬИ

Русская огранка – миф или реальность?

Категория: Камни

Фабрики по огранке бриллиантов в СССР начали строить вскоре после открытия алмазных месторождений Якутии. Первый завод системы «Кристалл» был построен в Смоленске в 1963 году и до сих пор остается крупнейшим российским ограночным предприятием. Завод «Кристалл» в Москве был пущен в строй в 1971 году. Всего на территории Советского Союза работало 7 заводов «Кристалл», не считая того «Кристалла», который выпускал водку. В 1977 году для всей ограночной промышленности нашей страны вступили в действие технические условия на бриллианты, которые выдвигали жесткие требования к огранке и полировке бриллиантов. Благодаря Смоленскому производственному объединению и другим заводам системы "Кристалл" в мировую бриллиантовую индустрию вошел термин "русская огранка", означающий высшее качество огранки камня. Постепенно на мировом рынке появилось понятие Russian Cut, т.е. «Русская огранка», и рынок начал платить премию (до 10%) за качество таких камней.

Процитируем геммолога Ричарда Шервуда, эксперта из Сарасоты, США: «Термин «Русская огранка» в общем смысле означает очень высокое качество обработки. Хотя правильно было бы использовать этот термин исключительно для камней, ограненных в России, часть торговли использует его и для бриллиантов из других регионов мира, имеющих хорошую огранку». На американском рынке «русская огранка» противопоставлялась «коммерческой огранке», т.е. имеющей худшее качество. Это привело к тому, что многие дилеры стали позиционировать как ограненные в России и другие камни, которые к России никакого отношения не имели. Любой хорошо ограненный камень могли назвать «Russian cut».


Задача огранщика заключается в том, чтобы для каждого алмаза найти наилучший компромисс между потерями сырья при обработке и качеством огранки бриллианта. Огранщик бриллиантов никогда не видит качество огранки как единственную цель. У него есть одновременно цель получить камень наибольшей возможной массы. Как обе эти цели будут достигнуты, зависит от знаний, опыта, используемых при огранке технологий, а также от требований покупателей. Большинство алмазов теряет при огранке больше половины своего изначального веса. Понятно, что чем выше качество огранки мы хотим получить, тем больше драгоценного сырья нужно сточить в порошок.

У наших отечественных огранщиков было два преимущества перед израильскими или бельгийскими мастерами. Во-первых, оплата их труда зависела не столько от массы бриллианта, сколько от точности исполнения технических условий, т.е. качества огранки и полировки. Поэтому у них не было такого горячего желания пожертвовать качеством огранки для «вытягивания» массы. Во-вторых, они могли выбирать лучшее алмазное сырье, добываемое в Якутии и, как правило, выбирали крупные чистые кристаллы. Поэтому камни русской огранки сочетали в себе качество алмазного сырья и качество огранки.

Огранщикам бриллиантов в СССР повезло и в том смысле, что ограночную индустрию «засекретили», т.е. как бы перевели в разряд экспортно-ориентированных производств. Если бы бриллианты в то время сочли товаром для внутреннего потребления, то не исключено, что качество у них было бы такое же, как и у автомобилей отечественного производства. Для изготовления бриллиантов использовались точные по тем временам станки, и в совокупности со строгими техническими требованиями огранщикам удавалось достичь высокого качества обработки. В частности, практически не делали калетту, т.е. большинство бриллиантов имели шип. Огранщик старался свести все ребра и грани в точку, так что эксперты-геммологи не находили ни малейшей расклинки. Эксперты Геммологического Института Америки рассказывали, что они всегда могут отличить бриллиант, ограненный в России, т.к. даже при максимальном увеличении геммологического микроскопа им не удавалось найти следов полировки на гранях бриллиантов. На ограночных заводах был поставлен строгий контроль ОТК (отдел технического контроля), который возвращал бриллианты на доработку при наличии малейших недочетов.

Однако за прошедшие десятилетия в индустрии и на рынке произошли изменения, которые отразились на качестве как российской, так и зарубежной огранки. Сегодня в России вместо семи государственных заводов работают 100-150 более мелких фирм, и теперь их собственники и зарубежные партнеры устанавливают, какими должны быть бриллианты. Распространены случаи, когда приглашается зарубежный технолог и меняется технология огранки. Если новые предприятия открывались в Якутии и других регионах, то недостаток квалификации работников также приводил к ухудшению качества огранки. Поменялась структура рынка алмазного сырья, и сегодня огранщик имеет гораздо меньше выбора при покупке алмазов, хорошее алмазное сырье - в дефиците. Кроме того, потребители начали обращать большее, чем раньше, внимание на качество огранки, поняв важную роль этого параметра, и в других странах качество огранки начали совершенствовать, появились так называемые «excellent» или «идеальные», а также «суперидеальные» огранки. Все больше и больше ограночных фирм по всему миру демонстрируют приверженность в первую очередь качеству огранки. В результате былая специализация ограночных центров разных стран начала стираться, и сегодня очень трудно, глядя на бриллиант, сказать, в какой стране он был огранен.

Тодд Грей, президент компании «Nice Ice», США, пишет: «Когда говорят «русская огранка», «бельгийская огранка», то предполагается, что такой бриллиант лучше огранен, но в действительности бриллианты коммерческого качества производят и в России, и в Бельгии, также как и в Израиле, Гонконге, в США и других лидирующих центрах. Важно получить у продавца информацию о пропорциях бриллианта, вне зависимости от того, где камень «предполагается» был огранен».
К примеру, в Индии, где все начиналось с низкокачественной огранки дешевых австралийских алмазов, сегодня в ограночной индустрии занято до миллиона человек, и можно встретить бриллианты с огранкой самого разного качества, вплоть до самого высокого. В этих условиях, наши огранщики стараются продолжать традиции, основанные еще на заводах системы «Кристалл». Отрасль остается экспертно-ориентированной, примерно 98% бриллиантов экспортируются за рубеж. На многих предприятиях, хотя и отказались от ТУ, как от устаревших во многом нормативных документов, но чутко следят за изменениями конъюнктуры мирового рынка и стараются учитывать пожелания оптовых покупателей. И хотя сегодня нельзя сказать, что абсолютно все российские фирмы выпускают исключительные по качеству бриллианты, многие огранщики до сих пор, и не без основания, гордятся теми бриллиантами, которые они производят.

По мнению Александра Новоселова, генерального директора ограночного предприятия «Бриллианты – Алроса»: "Продукция завода полностью соответствует как техническим условиям, так и требованиям заказчиков".

Максим Шкадов, генеральный директор смоленского завода «Кристалл», рассказывает о продвижении смоленских бриллиантов на рынок США: «Два наших американских подразделения находятся в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе. Они продвигают брэнд "Кристалла" на американский рынок. Покупатель в США очень избалован, потому что все ювелирные компании стараются прийти на американский рынок и предложить свой товар. Именно там продается и покупается более 45% бриллиантов, которые производятся во всем мире. На сегодняшний день мы занимается тем, что доказываем: русская огранка гораздо лучше и требует особого отношения. И это уже признано».

Гендиректор гранильной фабрики "Руиз Дайамондс Лимитед" (входит в холдинг израильского диамантера Льва Леваева) Вячеслав Морозов считает, что значение самого термина "русская огранка" несколько преувеличено. "Лет 10-15 назад камни русской огранки действительно пользовались спросом, - утверждает он. - Однако сейчас невозможно даже определить, что это такое. Есть понятия "хорошая огранка" и "плохая огранка".

Каков же итог нашего исследования? Действительно ли «русская огранка» - синоним высокого качества бриллианта? Ответ сводится к тому, что это словосочетание стало торговым термином и используется при продаже таким же образом, как и другие бренды и слоганы: с целью заставить покупателя поверить и купить, не разобравшись в качестве. Гарри Голловей (Австралия) дает такую рекомендацию: «До перестройки русские гранили бриллианты как по учебнику и не обращали внимания на выход годного. Русская огранка была лучшей в мире. Сегодня это не имеет значения, потому что во всех ограночных центрах гранят и красивейшие, и отвратительные бриллианты. Покупайте бриллиант, а не место его изготовления».



Значения параметров для бриллиантов Кр-57

Группа D, мм d, % h, % угол короны , град. угол павильона, град.
А до 5.2 60 (55-65) 2.0 (1.5-3.0) 33 (30-35) 41
А от 5.2 60 (55-65) 2.0 (0.7-2.0) 33 (30-35) 41
А от 6.5 и выше 60 (55-63) 2.0 (0.7-2.0) 33 (32-36) 41
Б - 60 (50-65) 2.0 (0.7-5.0) 33 (30-37) 41


D – средний диаметр рундиста d – диаметр площадки h – высота (толщина) рундиста

Все элементы огранки верха бриллиантов массой от 1.00 ct и выше должны быть визуально симметричны элементам огранки низа.
На бриллиантах не допускаются искривления граней и ребер, а также сколы, видимые при 10-кратном увеличении.
Поверхность граней бриллианта должна быть тщательно отполирована. На поверхности не допускаются следы графитизации, риски, царапины и другие следы обработки, видимые при 10-кратном увеличении, за исключением бриллиантов массой до 0.29 ct - 8 группы дефектности, массой от 0.30 ct - 10 группы дефектности, если устранение не изменит группу дефектности в сторону улучшения.

Юрий Шелементьев, заведующий отделом экспертизы, Геммологический Центр МГУ

Добавлено: 6 февраля 2007 г. 13:58