ЮВЕЛИР.INFO : СТАТЬИ

Эмаль: от традиции к моде

Категория: Мода

Сегодня эмаль заняла особое место не только в ювелирном и часовом деле, но и в других сферах декоративно-прикладного искусства. Изделия с эмалью, особенности которых: яркие краски, блестящая гладкая поверхность, глубина и интенсивность цвета, четкий контурный рисунок — становятся модным трендом, о чем свидетельствуют выставки в Женеве и Базеле.

Многие российские компании поставили перед собой довольно сложную задачу: возродить эмальерное искусство, превратив его в свою отличительную черту. Взяв на вооружение техники средневековых мастеров и инновационные технологические приемы, они представляют оригинальные и современные драгоценные изделия. Время покажет, останутся ли украшения с эмалью уделом энтузиастов, самостоятельно приобретавших опыт их создания, или будут полноправным сегментом ассортиментной линейки ювелирных магазинов…

«Русские самоцветы»: эксклюзивный подход к эмали
Всего несколько десятилетий назад на заводе «Русские самоцветы» ювелирные украшения с эмалью выпускались в довольно больших объемах и пользовались хорошим спросом. В основном эмаль применялась на предприятии для создания массовых изделий из серебра, наносилась на детские украшения, часовые браслеты. Однако постепенно потребительский спрос на серебряные украшения снижался, и около пяти лет назад выпуск таких изделий был приостановлен, что, соответственно, повлияло на снижение выпуска украшений с эмалью. В настоящий момент эмалево-филигранная посуда, изготовленная на заводе, востребована гораздо больше, чем украшения с эмалью.
Поэтому эмаль используется лишь в производстве эксклюзивных драгоценностей, единичных изделий на заказ, золотых крестов, миниатюрных кулонов в виде пасхальных яиц, а также медальонов и рамок (гильошированная эмаль). Помимо изготовления эксклюзивных украшений и посуды с эмалью мастера предприятия работают над созданием эмалевых миниатюр (портреты, иконы и т. д.). «Русские самоцветы» в прошлые десятилетия активно экспортировали украшения с эмалью — за рубеж уходило даже больше таких изделий, чем на внутренний рынок. И сегодня, например, эмалевые яйца-подвески ориентированы в первую очередь на экспорт. Увеличение выпуска таких украшений для реализации
внутри страны в ближайшее время заводом не планируется. В последние годы многие предприятия попытались включить в линейку своей продукции коллекции с эмалью. Возможно, это вызвано необходимостью расширения ассортимента и освоением новых технологий. Играет свою роль и мировая мода, подчеркивающая популярность драгоценностей с эмалью. Но для «Русских самоцветов» выпуск таких ювелирных украшений не является приоритетным, поэтому о конкуренции речь не идет. Особенность изделий с эмалью, отличающая работы завода от прочих, — наследование вековых традиций и старинных технологий, совершенствовавшихся на протяжении многих столетий и достигших расцвета в эпоху К. Фаберже. Произведения, украшенные эмалью, были вершиной творческого гения Фаберже и своеобразной визитной карточкой его компании. Необходимо отметить, что на предприятии до сих пор применяется техника горячей эмали, которая издавна использовалась в изготовлении исключительно качественных и роскошных украшений лучшими ювелирами мира. Сейчас же большинство производителей работают в основном с холодной эмалью. Кроме того, изделия с эмалью от бренда «Русские самоцветы» отличаются высочайшим уровнем исполнения, богатством узора, глубиной цвета, особой тщательностью прорисовки и художественной ценностью. Поэтому неудивительно, что техника нанесения эмали на предприятии применяется при создании именно эксклюзивных украшений.

Chirineli: клиент ищет особенное
В настоящее время на российском ювелирном рынке представлено достаточно много весьма достойных эксклюзивных изделий из золота, бриллиантов и других драгоценных камней, но все эти изделия очень дорогие и, соответственно, доступны только избранным и состоятельным покупателям. В то же время потребитель среднего ценового сегмента, не имеющий возможности приобрести дорогостоящие вещи, — с одной стороны, но уже удовлетворивший свои потребности в базовых ювелирных украшениях, которые есть у каждого из нас, — с другой, созрел для поиска интересных изделий, отвечающих следующим требованиям:
• оригинальность и многофункциональность в плане завершения индивидуального образа и создания собственного стиля;
• дизайн вне времени и моды;
• целесообразность передачи по наследству;
• доступная цена.
Украшения, выполненные в технике горячей перегородчатой эмали, с нашей точки зрения, соответствуют всем этим критериям.
Во-первых, эти украшения очень красивы, за счет глубокой, прозрачной, переливающейся эмали, которая зачастую издалека выглядит как драгоценные камни. Каждое из таких изделий многогранно по своей цветовой палитре, что позволяет сочетать их с различными колористическими решениями в одежде. Кроме того, они обладают уникальной возможностью «подстраиваться» под стиль и настроение своего владельца: эмалевые украшения можно совершенно спокойно носить как с джинсами, так и с деловым костюмом, и в обоих случаях они будут абсолютно уместны.
Во-вторых, эти изделия изготовляются в очень старой и сложной технике и только вручную. За счет невозможности стопроцентного предсказания результата взаимодействия серебра, эмали и температуры 700–800°С у каждого готового изделия имеются свои особенности и отличия по сочетанию цветовых оттенков. Каждое украшение получается уникальным, и обладатель всегда безошибочно узнает его среди других похожих. Мы часто слышим от клиентов: «Я возьму именно это, оно чуть розовее (или рыжее, или еще что-то)…» При этом мы объясняем, что в идеале этот цвет должен быть несколько иным. «Нет, — говорит клиент, — мое изделие — оно особенное!» Еще одна отличительная черта этой техники — долговечность. Качественная эмаль веками не теряет цвет (конечно, с ней надо обращаться бережно, но это одинаково справедливо для всех ювелирных изделий без исключения). Чем больше хозяин любит свое украшение, тем дольше оно служит. Из-за сложности техники горячей перегородчатой эмали мы часто слышим от коллег-ювелиров, стремившихся работать в этом направлении: «Начинали, получилось, но слишком сложно, того не стоит» или «Пробовали, не получилось». Тем не менее, как и в любом сегменте ювелирного рынка, у нас есть конкуренты, и их число увеличивается, чему мы очень рады, ведь это значит, что коллекции становятся ярче и разнообразнее. Но, к сожалению, нередко производителями изделий с эмалью (горячей эмалью, перегородчатой эмалью) называют себя люди или компании, которые работают с холодной эмалью или производят крайне некачественные изделия, что негативно сказывается на имидже изделий с эмалью в целом. Сколько людей разочаровалось и воспринимает теперь эмаль как то, что раньше наносили на пионерские значки!
Ирина Манькова

FillArt: копирование недостойно ювелира
Мы обратились к работе с эмалью, увлекшись японским декоративно-прикладным искусством, где эмаль традиционно играет особую и очень важную роль. Правда, я всегда с большим интересом относился к эмальерному делу: еще учась в институте, пытался сварить свои первые эмали по рецептуре, опубликованной в журнале «Юный техник». Я довольно часто общался с антикварами и, признаюсь, когда держишь в руках старинную вещь, покрытую гильошированной эмалью, — это действительно впечатляет. Наши произведения ближе не к творчеству К. Фаберже, а скорее к работам Р. Л алика, который, в свою очередь, черпал вдохновение именно в японском искусстве. Цвет эмали в ювелирном украшении имеет огромное значение в качестве выразительного средства, инструмента воздействия на человека. Чуть изменяя оттенки или сочетания цветов, можно добиться совершенно разного эффекта восприятия художественного образа. Поэтому мы в своих изделиях с эмалью не используем драгоценные камни, ведь потенциал колористики настолько велик, что работы в этом направлении — непочатый край. Мы начали производство украшений с эмалью семь лет назад. Процесс был длительный: постепенно разрабатывали новые модели и добавляли их к основной линейке. Сегодня наш ассортиментный ряд насчитывает семь коллекций различных направлений: культовые изделия (православной, мусульманской, иудаистской тематики), реплики и оригинальные произведения для представления в магазине Государственного Эрмитажа, изделия в этническом стиле (с использованием японских, русских и других национальных мотивов), цепи с эмалью (пять вариантов плетения). Вся линейка украшений с эмалью носит поэтичное название «Мелодия вечности». От разработки модели до выпуска готового изделия проходит долгий срок, но для нас главное не быстрая прибыль, а точное воплощение идеи, не демонстрация технологий и мастерства, а создание образа.
Причем нередко мы ошибаемся, воплощая в украшении некий визуальный концепт, который оказывается совершенно непригоден для использования изделия или неинтересен покупателям.
Наши клиенты, как правило, люди творческие. И неважно, состоятельные они или не слишком. Это те, кто любит буйство красок, ярко воспринимает жизнь, — их очень легко узнать в толпе. Популярность эмалей сегодня заметно выросла. Думаю, что ювелиры сами формируют спрос на эту продукцию. Первым, кто сделал шаги в этом направлении, был бренд Frey Wille — с коммерческой точки зрения их практика оказалась наиболее успешной. За рубежом эмаль вообще очень хорошо воспринимают, понимают и любят. Поэтому, например, в магазине Эрмитажа наши изделия пользуются хорошим спросом. К сожалению, профессиональных эмальеров в России — единицы, что, безусловно, отрицательно влияет на развитие этого искусства в стране. И хотя многие компании начинают создавать свои линейки продукции с эмалью, нас конкуренция не пугает. Плохо, когда модели воруют. Понятно, что принципиально новое придумать сложно, но одну и ту же идею можно по-разному интерпретировать. Тупое копирование принижает звание ювелира.
Филипп Колоницкий

Жypнaл "Ювeлиpнaя Poccия", №42' 2012

Добавлено: 25 декабря 2012 г. 2:34