ЮВЕЛИР.INFO : СТАТЬИ

Драгоценные металлы и камни для продавца. Часть №2 - Топаз

Категория: Разное

За прошедшую неделю нашу статью прочитали 1 682 руководителя ювелирных магазинов, 112 человек скачали отрывок из курса, мы обработали 23 заказа на получение полного курса. И, самое главное, мы получили 32 ответных письма, в которых нас просили продолжить

Продолжаем разговор о топазах. 

Светлана Гураль эксклюзивно поделилась самой важной информацией о топазах! 

Спикер курса: Специалист по ювелирным камням. Автор книг, вышедших в издательстве "Эксмо": "Драгоценные камни", "Ювелирные украшения", "Драгоценные камни мира" и других. Руководитель Школы любителей камня. Ведущая телепередач о камнях 

Топазы известны человечеству с давних времен - самые древние изделия из топаза, пластинки-лезвия, которые использовались в быту и ритуальных обрядах, были найдены на раскопках стоянки первобытных людей на Урале. 

По преданию, топазы украшали одежды Люцифера до его изгнания из рая. Топаз - один из двенадцати камней с нагрудника первосвященника, упоминавшихся в Библии. 

Большую популярность топазы приобрели в Средневековье, когда крестоносцы привозили топазы в подарок своим дамам сердца из дальних походов. 

Лиловые топазы служат украшением ордена Золотого Руна, который по нынешнее время считается в Европе одним из наиболее престижных наград. Один такой экземпляр с пятью лиловыми топазами хранится в Алмазном фонде РФ. 

Самый крупный в мире кристалл желтого топаза весом 117 кг хранится в Вене. Крупнейший голубой топаз из Бразилии находится в Чикаго и весит 5890 кар. 
Бесцветные, хорошо ограненные, сверкающие на солнце камни легко перепутать с бриллиантами. Так, известный камень Браганца в форме куриного яйца весом в 1680 кар., украшающий португальскую королевскую корону, долгое время принимали за необыкновенных размеров бриллиант. 
Название 
По поводу происхождения названия топаза существует несколько предположений. Самое распространенное из них гласит, что камень назван в честь острова Топазос, расположенного в Красном море, где предположительно были найдены первые топазы. По другим предположениям слово топаз произошло от санскритского слова «tapas» - «тепло, огонь». 
Месторождения 
Топаз - достаточно распространенный минерал. Наиболее крупные месторождения ювелирных топазов известны в Бразилии (шт. Минас-Жерайс), США, Бирме, Шри-Ланке, Японии, Пакистане, Афганистане, Австралии, на Мадагаскаре и др.В СНГ самыми известными месторождениями топаза являются Волынское (Украина), месторождения Урала (лучшие топазы с Мурзинки - редчайшие розовые и голубые), Забайкалья (Россия), Памира 
Цвет топаза

Существует общее представление, что все желтые камни являются топазами, а все топазы желтые, но это не так. Цветовая гамма топаза очень разнообразна. Он может быть бесцветным, коричневатым, розово-желтым, розовым, фиолетовым, красным, золотисто-желтым и голубым. Встречаются камни с несколькими чередующимися оттенками или эффектом «кошачьего глаза». О. Уайльд в своей пьесе «Саломея» очень образно говорит о цвете топаза: «...есть топазы, желтые, как глаза тигров, и розовые, как глаза лесного голубя, и зеленые, как глаза кошек». 

Наиболее модные оттенки топаза: фиолетовые, розовые, винно-желтые, густого чайного цвета и голубые. 
Топаз-империал из Бразилии - это камни оранжево-желтого цвета. 

Самые редкие и, как следствие, самые дорогие топазы розовые. Их стоимость может достигать 3500 долларов за кар., в то время как стоимость слабоокрашенных «серебристых» топазов не превышает 10 долларов за кар. 

Природные розовые топазы в настоящее время добывают в Пакистане (район Катланг, вблизи города Мардана). Под названием «топаз-империал» всемирную известность получили оранжевые и розовато-оранжевые камни месторождения Оуро-Прету (Бразилия). 

К сожалению, цвет топаза может бледнеть или полностью исчезать под действием солнечных лучей. Наиболее устойчив к свету топаз голубого оттенка. Но даже если он побледнеет, то в некоторых случаях его цвет может восстановиться в темноте. Топазы насыщенного розовато-оранжевого и розового цвета под длительным воздействием солнечного цвета блекнут. В одном из минералогических музеев Англии двухцветный кристалл топаза с голубыми и розовато-коричневыми участками стал полностью голубым. Поэтому оранжевые, винно-желтые и розовые топазы в музеях принято хранить в темноте под специальными светонепроницаемыми экранами. 

Для топаза характерен стеклянный блеск, исключительная прозрачность и высокая твердость – 8. По твердости он уступает только таким самоцветам как алмаз, корунд и хризоберилл. Однако он не такой редкий, как названные камни. Несмотря на высокую твердость, топаз прекрасно полируется и после огранки приобретает великолепный блеск. 

Некоторые кристаллы топаза окутаны снаружи бледно-сероватой «рубашкой». Если перевернуть такой кристалл головкой вниз и посмотреть в него, то создается впечатление, что заглядываешь в бездонный колодец. 

Ювелирная обработка топазов 
Высокая твердость топаза и его способность легко раскалываться затрудняют работу ювелиров. При обработке топаза используют ступенчатую огранку, огранку клиньями. Для бесцветных топазов применяют бриллиантовую огранку. А вот камни с явными включениями шлифуют кабошоном. 
Поскольку топаз нередко встречается в виде крупных прозрачных кристаллов, то из них изготавливают изделия фантазийной формы огранки массой в несколько сотен и тысяч кар. Такие изделия, изготовленные из чистых топазов золотисто-желтого, коричневого (винного) и голубого цвета, составляют гордость коллекционеров, стоят очень дорого и нередко используются в качестве залога. 

Облагороженные топазы 

Для получения топазов более насыщенных цветов их облагораживают. Из бледноокрашенных камней получают ярко-синие, ярко-оранжевые (цвет империала), розовые, фиолетовые, зеленые. Сегодня большая часть представленных на ювелирном рынке топазов являются облагороженными. 

Облагораживание - это чаще всего это сочетание облучения и нагревания. Сначала бесцветные топазы подвергают облучению, из-за которого они становятся коричневыми, а затем их нагревают, после чего они становятся синими. В ювелирной торговле такие топазы известны под разными названиями: 
«London Blue» - темно-синие, «Sky Blue» - голубые и «Swiss Blue» - темно-голубые. 

Коричневый цвет нестабилен и выцветает на солнце, но голубой при нормальных условиях хранения сохраняется дольше. Также устойчивы к воздействию солнечного цвета розовые, оранжевые и фиолетовые камни, полученные при нагревании коричневых топазов. 

При нагревании около 450°С из бразильских оранжевых топазов получают камни интенсивно розового цвета. Об этом способе упоминал еще М. И. Пыляев в книге «Драгоценные камни, их свойства, местонахождения и употребление», впервые опубликованной в 1877 году: «…большая часть розовых топазов, известных под именем «оренбургских топазов», представляет выжженные в герметически закрытых сосудах бразильские топазы». 

Еще один способ обработки топаза - объемная диффузия, то есть нагревание вместе с кобальтом в течение большого периода времени. Кобальт тонким слоем покрывает поверхность, превращая ее в синюю или зеленую. 

Некоторые топазы покрывают металлическими оксидами, примерно как линзы фотоаппаратов. Так получают разные цвета и эффект радуги, но это покрытие недолговечно. Такой камень продается под названием «радужного» топаза. 
Многообразие способов улучшения цвета топазов и их слабая изученность создают немалые трудности для экспертов и коллекционеров. 

Распознать облагороженные топазы - задача непростая даже для специалистов. Покупателям и коллекционерам прежде всего необходимо обращать внимание на интенсивность окраски камней. Окраска натуральных топазов не резкая, «химическая», а мягкая и естественная. Поэтому, чтобы не возникало недоразумений при покупке, стоит помнить, что цвет большинства голубых топазов получен путем облагораживания, поскольку топазы насыщенного голубого в природе встречаются не часто, и стоят значительно дороже. Насыщенный голубой или синий цвет топаза в ювелирных изделиях может говорить о его облучении и возможном импортном происхождении (практически все импортные топазы в заводских ювелирных изделиях обычно облучены). С течением времени искусственно облученный топаз выгорает и частично обесцвечивается, а природный обычно сохраняет свой цвет.

Похожие на топаз камни 

В разные времена топаз был столь популярен, что под него маскировались многие похожие на него камни, чаще всего - минералы группы кварца. Самый известный пример - раухтопаз. И сегодня далеко не все знают, что этот минерал действительности никакого отношения к топазам не имеет. Раухтопаз - это дымчатый кварц. Благодаря нежным бежево-серо-коричневым тонам, он бывает необыкновенно красив, но все же этот минерал принадлежит к семейству кварцев, а они дешевле топазов. 

Что касается «золотистого», «индийского», «испанского», «богемского», а также топазов со звучными приставками «пальмейра» и «мадейра» - это цитрины, которые получают при обжиге слабоокрашенных аметистов. 

Ограненные топазы различного цвета можно спутать со многими природными и синтетическими камнями, из которых наибольшую внешнюю схожесть имеют: 
- аквамарин и циркон - с голубыми топазами; 

Добавлено: 6 мая 2015 г. 14:34