ЮВЕЛИР.INFO : СТАТЬИ
Назрело: "В Петербурге просто необходима галерея ювелирного искусства!"
Категория: Разное
Сегодня быть молодым успешным художником в Петербурге и вообще в России очень нелегко. Показать это на примере одной из, казалось бы, обреченных на богатство и процветание сфер – ювелирного ремесла, попробовала Варвара Шмид, художник-ювелир.
"Начну с того, как эта сфера организована в тех странах, где она действительно процветает. Прежде всего, там развита система галерей авторского ювелирного искусства, делающих ставку на неповторимость стиля и уникальность изделий. В Европе и Америке такая форма поддержки и раскрутки молодых художников существует уже давно. Качество и спектр работ, представляемых в этих галереях, привлекают внимание не только обычных покупателей, но и коллекционеров, кураторов музеев и других осведомленных в ювелирной области арт-энтузиастов. Зачастую галереи работают в связке с крупными музеями, помогая им сотрудничать с авторами и организовывать современные ювелирные коллекции по всему миру; являются соучредителями периодических изданий, посвященных ювелирному искусству; организуют и координируют семинары и лекции приглашенных художников. Одним словом – выступают в роли продюсеров.Важнейшая "деталь": на Западе человек, зарабатывающий на галерейном бизнесе, имеет налоговые льготы, поскольку он причастен к процессу создания культурных ценностей. Например, в США, которые вообще не финансируют из бюджета сферу культуры и искусств, меценатство поощряется налоговой системой.
В России же и ее "культурной столице" вообще нет галерей, специализирующихся на ювелирном творчестве. Люди, интересующиеся авторскими новинками, вынуждены метаться по павильону "Мира Камня" между рядов с бусами и медом, да несколько раз в год толкаться у витрин временных выставок "Питерского ювелира" и "Джунвекса". Таким образом, плохо и покупателям, и авторам, которым некуда податься, кроме как на временные выставки да салоны-магазины с массовым продуктом.
При этом нельзя сказать, что не было попыток двинуться по западному, "галерейному" пути. В 1993 году появилась выставка "Во славу Фаберже", впервые собравшая вместе художников промышленности, индивидуалов и мастеров частных ювелирных предприятий. Предполагалось сделать эту выставку постоянной. Но дело не пошло. Затем сеть ювелирных бутиков "Золотая страна" на Владимирском проспекте, вроде бы, взялась создать маленькую галерейку, но эта идея умерла, даже не родившись. Еще позднее респектабельное "Золотое Собрание" на Московском проспекте пыталось сотрудничать с художниками, но тоже безрезультатно. Возникла "Галерея О!" на улице Некрасова, однако и она приказала долго жить. Салон по продаже авторских ювелирных украшений и мелкосирийных изделий "Чары камней" в Гостинном Дворе тоже пытались было выстроить в галерею, но и тут – неудача.
Что же за мрачный фатум витает над галерейно-ювелирной отраслью в Санкт-Петербурге? А дело в том, что и благотворительные фонды, и власть рассматривают ювелирные галереи как обычный частный бизнес и не оказывают ему никакой поддержки. Разумеется, галереи и художественные салоны нацелены на получение прибыли. Но все же это требует серьезных художественных усилий, которые далеко не всегда и не сразу могут окупиться. Да, ювелирные украшения — не предмет первоочередной необходимости, не то, чего ждет массовый потребитель — скорее, это предмет роскоши. Однако роскоши не материальной, а духовной. Ювелирные галереи – это, прежде всего, выставки произведений искусства, а не "лотки с богатством". Именно поэтому они пользуются на Западе поддержкой со стороны государства либо меценатов.
В России отсутствие арендных льгот вынуждает галерейщиков увеличивать проценты на продажную стоимость работ художников, что, в свою очередь, негативно влияет на спрос. Именно с этой проблемой не справилось большинство галерей. Если бы можно было значительно снизить арендную ставку — продажи бы увеличились. Очевидно также, что развитие творческой индустрии в России будет тормозиться до тех пор, пока не налажено развитие малого и среднего бизнеса в целом. Возможность начать и вести свой галерейный проект – ключевое и необходимое условие роста творческой экономики.
Помимо того, что наше государство не помогает, оно еще и мешает. Например, открытие ювелирной галереи требует наличия специальных разрешительных документов от Государственной пробирной инспекции, и этот фактор сразу же отпугивает многих галеристов. Есть проблемы со страхованием работ, вывозом изделий из драгметалла и драгкамней за границу, выяснением отношений с таможенными чиновниками по поводу "спорных изделий" и т. д. Кроме того, в России авторское искусство совершенно не защищено от заимствования дизайнерских разработок конкурентами. В итоге художники частенько боятся выставлять свои новаторские работы и вынуждены их "мариновать".
Важный момент – фактическая незащищенность бизнесменов от возможных "наездов" со стороны криминала, который зачастую имеет покровителей во властных структурах. И ювелирный бизнес здесь – особенно уязвим. Бывает, что сделки по продаже "ювелирки" заключаются, по сути, нелегально. Не всегда называются четкие цены, не афишируются и покупатели. Поэтому среда антикваров и дилеров до сих пор весьма благодатна для криминала. В итоге некоторым художникам-ювелирам, чтобы выжить, приходится работать на некие темные структуры, отдавая за бесценок свое творчество и "меча бисер перед свиньями"
А как было бы хорошо создать, наконец, уютное ювелирное пространство, где в камерной и почти домашней обстановке на относительно небольших площадях зритель мог бы встретиться с художником-ювелиром, а тот получил бы возможность пообщаться с коллегами и единомышленниками! Такая галерея приобщила бы публику к миру авторского ювелирного искусства, готовила бы квалифицированных покупателей и будущих коллекционеров. Дело за малым – просто обратиться к европейскому опыту и создать аналогичные условия для развития благотворительности и меценатства".
Варвара Шмид, художник-ювелир Добавлено: 12 сентября 2013 г. 15:52