ЮВЕЛИР.INFO : ДАЙДЖЕСТ

Пара коллекционеров из Хьюстона предоставила для показа коллекцию яиц Фаберже

Категория: События

Все началось 10 лет назад, во время поисков французских канделябров. Вместо них Дороти МакФеррин купила то, что посчитала пасхальными яйцами от прославленного русского мастера Петера Карла Фаберже.

«Я подумала, Боже мой, пусть я осталась без люстры, но у меня зато есть это пасхальное яйцо», —смеясь, рассказала Дороти МакФеррин о покупке того первого яйца.

Но очень скоро она узнала, что ее обманули. Она потратила тысячи долларов на яйцо, которое действительно было украшено настоящими драгоценными камнями и золотом, но не было работой личного ювелира русского императора. Но эта ошибка возбудила то, что стало настоящей страстью.

На сегодняшний день Дороти МакФеррин и ее муж Арти МакФеррин обладают одной из самых больших частных коллекций подлинных изделий Фаберже в Соединенных Штатах. И теперь эту коллекцию может увидеть каждый — на специальной выставке в Хьюстонском музее естествознания. В эту коллекцию также входит одно яйцо, подаренное русским императором своей жене, и два других, которые, по мнению экспертов, входят в число «больших», поскольку были изготовлены для нефтепромышленника Нобеля и для семьи богатого московского предпринимателя Кельха.

«Это интересно. Это хорошая инвестиция — цены поднимаются с каждым годом, особенно после того, как заинтересовались русские», — рассказывает МакФеррин, объясняя свой с мужем интерес к коллекционированию изделий Фаберже. «Множество из них вернулись в Россию и больше никогда не будут показаны».

Традиция и само создания роскошных ювелирных яиц Фаберже началась в 1885 году, года царь Александр III подарил первое пасхальное яйцо работы Фаберже своей жене, очевидно, в честь 20-ого юбилея их помолвки. Он, как и его жена, был настолько восхищен яйцом и его необычностью — внутри находился маленький драгоценный «сюрприз» — что он заказал изготовление одного яйца каждый год, и традиция была продолжена его сыном Николаем II вплоть до 1916 года. Изготовления каждого яйца занимало целый год, и иногда сам царь был вовлечен в этот процесс, подсказывая идеи мастерам, тайно работавшим над новым шедевром.

Из 52 яиц, которые Фаберже изготовил для семьи Романовых, сохранилось лишь 42, согласно информации на вебсайте Faberge, современного модного дома, который продолжает творить ювелирные чудеса под именем известнейшего ювелира XIX столетия. Кроме того, было создано немало яиц по заказу других богатых семей, и некоторые из них находятся в коллекции МакФерринов.

«Безусловно, при дворе существовала культура роскоши, а также общее безразличие к большому различию между тем, как жила царская семья и как жило большинство населения страны», — рассказывает Джоан Нойбергер, эксперт в современной истории русской культуры в Техасском университете в Остине. «Николай II был особо не очень расположен к вовлечению в социальные и экономические реалии страны, которой правил, и в то время наслаждался… поднесением щедрых подарков своей жене».

Во время революции большевики захватили магазин Фаберже, и семья ювелира спаслась бегством в Париж, оставив все свои творения и инструменты. С годами, коллекция яиц, стоимость которой теперь составляет десятки миллионов долларов, была разбросана по всему земному шару. Некоторые из изделий до сих пор не найдены.

Частная коллекция МакФерринов включает не только яйца Фаберже, но и другие царские артефакты, как альбомы с пожелтевшими фотографиями семьи Романовых, искусно украшенные мундштуки, изысканные спичечные коробки с драгоценными камнями, отделанные золотыми нитями женские вечерние сумочки и даже наволочка, в которой контрабандой были вывезены из России некоторые из изделий Фаберже. Но, конечно же, центром внимания являются так называемые императорские яйца, которые были изготовлены для российских царей в качестве пасхальных подарков родным.

Чтобы понять, почему царь преподносил своей жене такой роскошный подарок именно на Пасху, а не на Рождество, к примеру, нужно осознавать важность этого праздника в Российской империи того времени.

«Пасха в России наступает вслед за зимой, леденящей и снежной порой», — рассказывает Джоэл Бартч, президент Хьюстонского музея и в некотором роде эксперт в изделиях Фаберже. «Это время обновления и возрождения, время оглянуться на прошедший год и исправить его ошибки».

«Американцы воспринимают это лишь с точки зрения их Пасхи с пасхальным кроликом. Но для русских это высокая пора, время для обновления своей жизни», — говорит МакФеррин.

МакФеррины, которые сделали состояние в хьюстонской химической и нефтеперерабатывающей промышленности, путем покупки предметов искусства нацелены на то, чтобы поделиться не только искусством Фаберже с новым поколением, которому, скорее всего, мало известно о царях и их трагическом падении, но также и теми идеями, которые русские связывают с праздником Пасхи.

«Мы любим это из-за мастерства. Это утраченное ремесло, и оно никогда не сможет быть воссоздано», — говорит МакФеррин.

Посетить выставку коллекции МакФерринов в Хьюстонском музее естествознания можно до 31 декабря 2013 года.

Добавлено: 28 марта 2013 г. 16:59