ЮВЕЛИР.INFO : ДАЙДЖЕСТ

В Париже завершилась XXVI Биеннале антикваров

Категория: События

Это один из крупнейших арт-салонов, по праву считающийся самым роскошным в мире.

В этом году его организаторы постарались превзойти выставки прошлых лет, расширив экспозиционное пространство.

Салон, ставший главным событием культурной жизни столицы этой осени, показал, что интерес к антиквариату по-прежнему высок, даже несмотря на мировой экономический кризис.

В этом году площадь галерей была увеличена почти вдвое — это стало возможно благодаря открытию в Гран-пале Зала славы, расширившего пространство выставки на 650 квадратных метров. Он был закрыт в 1937 году и лишь теперь, после многолетней реставрации, вновь открыл двери для широкой публики.

За право участвовать в биеннале владельцы галерей вынуждены платить по особым ставкам. Один квадратный метр выставочного пространства на биеннале в Гран-пале обходится в среднем в 1,6 тысячи евро. Для сравнения: квадратный метр на ярмарке TEFAF в голландском Маастрихте, которая является главным конкурентом Биеннале антикваров, стоит в среднем 330 евро. Однако, несмотря на дороговизну площадей, число желающих принять участие в парижском смотре всегда больше окончательного списка экспонентов.

Так было и на этот раз: всего в нынешнем салоне участвовало 122 антиквара — почти на треть больше, чем годом ранее. Из них 55 выставлялись в Париже впервые. Все галереи, разместившиеся под сводами знаменитого Гран-пале, заняли почти 1,2 тысячи квадратных метров, а совокупная стоимость предметов искусства, представленных на выставке, составила порядка 50 миллиардов евро.

Особое внимание было уделено оформлению выставочного пространства. На этот раз на роль шеф-дизайнера пригласили мэтра моды Карла Лагерфельда. В стенах выставочного дворца он решил воссоздать Париж в миниатюре. Центральная аллея с символической копией Триумфальной арки олицетворяла Елисейские Поля, параллельный же проход был украшен аркадами — отсылка к архитектурному оформлению улицы Риволи, знаменитой своими бутиками. Венчал творческий замысел мастера воздушный шар, стилизованный под воздухоплавательное средство начала ХХ века, размещённый под центральным куполом дворца.

— Я использовал пространство, вдохновившись прошлым, идеализированным прошлым, — признался журналистам Лагерфельд. — Тот облик Парижа, его центра, который мы знаем, это дух эпохи барона Османна с вкраплениями стиля Людовика XV, как на площади Согласия. Я же хотел воссоздать всё это с современной точки зрения, настолько современной, насколько таковой сегодня может быть Биеннале антикваров.

География нынешней биеннале получилась достаточно обширной. Свои работы в Париже представляли, в частности, галереи из Бельгии, Испании, Италии, Монако, Португалии, Швейцарии, Великобритании и других стран.

Подавляющее большинство участников, впрочем, были из Франции. Среди более 10 тысяч предметов антиквариата, представленных вниманию посетителей, шедевры разных стилей и эпох: от древнекитайских статуэток эпохи династии Шан XVI—XI веков до нашей эры и образцов примитивного искусства народов Африки и Южной Америки до искусных образцов огнестрельного оружия XVII—XVIII веков и бессмертных полотен живописцев фламандской школы.

Как всегда, широко была представлена антикварная мебель и предметы интерьера, традиционно игравшие роль одной из первых скрипок на Парижской биеннале.

Публика могла увидеть самые изысканные образцы интерьерного убранства эпохи французских королей, от барокко до неоклассицизма. Среди примечательных объектов салона барочное бюро из чёрного дерева работы Пьера Голля (1620—1685), декорированное маркетри из черепашьего панциря.

Большой интерес вызвала и коллекция изящных столов и комодов Жан-Анри Ризенера, знаменитого краснодеревщика Марии-Антуанетты, считающегося одним из наиболее выдающихся французских мастеров XVIII века.

Впрочем, не изысканная мебель богатейших аристократических домов, не археологические артефакты древнейших времён и не выдающиеся произведения живописи и скульптуры стали гвоздём программы XXVI Биеннале антикваров.

Правили бал ювелиры. Так, самым дорогим объектом, представленным под стеклянными сводами Гран-пале, оказалось роскошное колье под названием «Рандеву» работы китай-ского ювелира Уолласа Чана, которое продавалось по заоблачной цене 46 миллионов долларов. Подлинное произведение искусства из алмазов жёлтого оттенка общим весом 221 карат, украшенное белым нефритом и изумрудами, стоило на шесть миллионов долларов больше, чем портрет Элизабет Тейлор кисти Энди Уорхола, выставленный на стенде галереи L & M Arts за 40 миллионов.

В том же ряду представленный Harry Winston огромный камень на платиновом постаменте, украшенный бриллиантами. Этот алмаз невероятной чистоты весом 60 карат был оценён в 41 миллион долларов.

Одним же из самых заметных участников, представляющих сектор товаров категории люкс, стала компания Cartier. Её стенд, разместившийся на площади 250 квадратных метров, стал самым большим на выставке. Посетителям была представлена коллекция из 150 уникальных ювелирных изделий.

Почтили своим присутствием салон и другие гранды ювелирного дела. Harry Winston представили в Париже около сотни изящных изделий, буквально ослеплявших своим блеском. Среди них колье «Волна» с алмазом 60,14 карата или мьянманский сапфир весом 95 карат и стоимостью 18 миллионов евро.

Итальянская Bvlgary, впервые участвовавшая в Парижской биеннале, порадовала аудиторию восхитительным колье в виде змеи, изготовленным из колумбийских изумрудов и бирюзового жемчуга. Длина ожерелья — 1,2 метра.

Хотя доля ювелиров в общем числе экспонентов невелика — из 122 участников нынешней биеннале лишь 10 представляли ювелирные дома, — ещё никогда на этом салоне антиквариата драгоценности не играли роль первой скрипки.

«С выходом на авансцену больших капиталов из Азии и других бурно развивающихся регионов рынок активно растёт, — констатируют французские аналитики. — В парижских ювелирных бутиках уже исчерпаны запасы уникальных изделий. Помимо того что на биеннале ювелиры, выставляя такие изделия, свидетельствуют о своём желании быть составной частью французского прикладного искусства, они получают доступ к потенциальным клиентам из всех стран мира, которые все собираются здесь на несколько дней».

Смещение акцента в сторону ювелирных изделий и особое внимание к «новым капиталам», приходящим с Востока, — примета времени. Сама подготовка к XXVI Биеннале антикваров проходила под знаком пессимистических ожиданий: мировой экономический кризис до сих пор не снят с повестки дня, а в Европе его последствия ощущаются особенно явственно. Вдобавок во Франции после прихода к власти социалистов, всерьёз вознамерившихся обложить повышенным налогом все сверхдоходы наиболее состоятельных граждан, встал вопрос о возможном «бегстве капитала» за границу.

Впрочем, глава французского Национального профсоюза антикваров Кристиан Дейдье, ответственный за проведение биеннале, склонен полагать, что ситуация в отрасли имеет положительную динамику.

«Мировой рынок предметов искусства пока не затронут кризисом, — утверждает он. — Эти ценности являются сейчас убежищем для капиталов».

Вместе с тем, признаёт Кристиан Дейдье, ближайшее будущее Парижской биеннале уже сейчас находится под вопросом. «Продажи товаров общего потребления падают, средний класс в Европе облагается всё более высокими налогами, наше правительство планирует принять новые фискальные меры, — констатировал Дейдье. — Всё это может пагубно сказаться на люксовом сегменте. Уже сейчас трудно привлечь иностранных покупателей в Париж. Если будет нужно, мы готовы перенести биеннале в Нью-Йорк или Гонконг». Однако парижские антиквары очень надеются, что этого всё же не произойдёт.

Добавлено: 28 сентября 2012 г. 14:34