ЮВЕЛИР.INFO : ДАЙДЖЕСТ
Мелодия камня. Как создаются музыкальные инструменты из янтаря
Шарунас Давайнис из Вильнюса создает уникальные янтарные инструменты. Свои работы он представил на III Международном экономическом форуме янтарной отрасли, который прошел в Светлогорске. Журналист расспросил художника о секретах мастерства. Как звучит янтарь?
— Шарунас, созданные вами инструменты прекрасно резонируют. Янтарная «одежда» этому не мешает?
— Обычно люди думают, что это декоративные изделия. Но я хотел сделать не игрушку, а живую вещь. Все инструменты проверили профессора Московской консерватории, специалисты Международной Ассоциации исполнителей. Качество подтверждают сертификаты. Дерево и смола — родственные материалы. Я просто их соединил в одно целое.
— Сколько времени уходит на изготовление инструмента?
— Гитару делал пять месяцев. Гриф цельный — из мадагаскарского чёрного дерева. А начинается всё с поиска подходящего инструмента. Покупаю дорогие старые гитары, которым по 70-100 лет. Всем им нужен хороший ремонт. Затем обрабатываю инструмент по особой технологии. Процесс я изучал в Италии, на родине Страдивари. Начал со скрипки — классики, а потом перешёл на гитарный мир — он веселее и динамичнее.
— У вас есть помощники?
— У меня три подмастерья. Была ещё девушка — занималась резьбой по камню, но уехала в Китай. Янтарь нужно чувствовать. Это всё равно как сесть книгу писать — нужно мозги иметь: необходимо сюжет придумать, интригу выстроить. Сложный, но интересный путь.
Я сам себе и дизайнер, и ювелир. Люблю внедряться в самую суть. Когда только начинал работать с инструментом, сначала его разрезал. Досконально изучал. Я верю в науку, религия не так привлекает. С годами всё больше думаю про своё нутро, которого не понимаю до сих пор, так же как Вселенную.
Считаю, у каждого природой заложено его призвание. Только его надо найти. Когда не знаешь места в жизни, жить сложно. Основная масса людей так и существует. Я в своё время чем только ни занимался: был председателем Аграрной партии, президентом Торговой промышленной палаты. До сих пор ищу себя. А по природе своей — драчун. Рос в том районе Вильнюса, где на танцы ходили не танцевать, а драться. Человек увлекающийся. Путешествую по миру. Занимаюсь дайвингом. Однажды нырнул в Красное море на глубину 78 метров, прочувствовал все прелести азотного голодания. Считаю, попробовать надо всё, главное — вовремя остановиться.
— Кто ваши покупатели?
— Все мои инструменты скупили москвичи. Например, вот гитара стоит 20 тысяч евро. За контрабас я просил 150 тысяч евро, но дали 80. Янтарь придаёт инструменту особую декоративность — это привлекает. Была идея получить патент на янтарный рояль.
— Вы ещё в Вильнюсе янтарную баню открыли?
— Поехал в Таиланд, познакомился с миром местного массажа. И придумал балтийский массаж с применением янтаря. Это не та баня, где девушки, пиво и прорубь, а где — релакс. При температуре 36-37 градусов из янтаря выделяется кислота, целебные свойства которой хорошо известны. Конечно, это не таблетка, но эффект есть. В моей бане полки — из агата, жадеита и узорчатых пластин янтаря. Не гоже камню за стеклом стоять, он должен людям служить. Считаю, что Калининградской области тоже нужна такая баня. И чтобы в неё не только олигархи ходили, а всем было хорошо.
— Сложно достать хороший янтарь для своих работ?
— Были бы деньги, а хороший камень найдётся. Я знавал ещё первого директора Янтарного комбината Васильева в 60-е годы. Тогда область закрытой была. Легально янтарь не достать. Действовала такая схема: нам продавали камень жители Янтарного. По рации тут же сообщали об этом милиции. Нас останавливали, отбирали камень, он возвращался обратно, и всё — по кругу. Контрабанда жива до сих пор. Съездите в Зеленоградск, где промышляют копатели. Это не остановить запретами, нужно поднимать жизненный уровень людей.
На гитаре тут же играл профессиональный музыкант Александр Турцевич.
- Это настоящий джазовый инструмент, американская гитара «Гибсон», только отделана она янтарем. Мастер не испортил гитару, она очень круто звучит, ее приятно держать в руках. Гриф стал толще, конечно, но это дело привычки, - рассказал музыкант с прижимаясь к гитаре.