ЮВЕЛИР.INFO : ДАЙДЖЕСТ

Почему крупнейшая в мире часов и украшений выставка фактически потеряла ювелиров?

Категория: Выставки

И куда теперь стоит стремиться ювелирным брендам?

Если подвести суммарный итог, то за 5–7 лет ее покинули Akillis, Antonini, BoghArt (теперь – Boghossian), Buccellati, Carlo Luca della Quercia, Damiani, David Yurman, Dickson Yewn, Fabergé, Garrard, Gavello, Imbar, Lalique, Lydia Courteille, Masriera, Nikos Koulis, Rodney Rayner, Sevan Bikaci, Sibilla, Stephen Webster, Theodoros, VAK, Vhernier, Wendy Yue – ювелирные бренды разного масштаба и уровня, участвовавшие в Baselworld годами или ярко мелькнувшие здесь пару раз, но все одинаково обладающие индивидуальностью и стилем.

РАССТАНОВКА СИЛ

В нынешнем году из стоящих имен посетители недосчитались Autore, Carrera y Carrera, Chantecler, Gellner, Mikimoto, Yvel, и, главное, выставку покинул даже больше чем бренд, но участвовавшее в ней сорок лет одно из самых виртуозных в мире частных ювелирных ателье Жоржа Руиза. Годами к витринам павильона Lancon приходили «припасть» знатоки высоких материй и ценящие мастерство Руиза коллеги. Драгоценности Lancon по уровню в разы превосходили изделия практически всех соседей, а внутри можно было встретить талантливых ювелирных дизайнеров Гленна Спайро и дуэт Forms, для которых Руиз воплощал их идеи в блистательную реальность. Теперь этого традиционного апогея ювелирного мастерства в Baselworld попросту нет.

С выставки тихо исчезли десятки малоизвестных брендов второго и третьего эшелона, из-за этого организаторы были вынуждены закрыть целиком огромный этаж. И когда Lancon предложили съехать с «намоленного» места с понижением уровня и без всякой компенсации, Жорж Руис предпочел покинуть выставку. По слухам, через два года (после окончания контракта с Baselworld) с выставки намерена уйти и марка Messika – едва ли не единственный здесь представитель современного актуального «острого» дизайна вокруг первоклассных бриллиантов. И если руководство Baselworld не пересмотрит свою политику, то вопрос, а кто же здесь останется через пару лет, наверняка встанет особо остро.

Американский бренд Cicada, один из лучших в мире создателей украшений в любом историческом стиле – от Belle Epoque до ар-деко, был всегда достойным противовесом Lancon, и его витрины можно было разглядывать словно учебник истории по ювелирным стилям. На этот раз Cicada теснилась в третьем павильоне, где всегда торговали драгоценными камнями и антиквариатом. Здесь в поисках стоящих экземпляров прогуливались видные деятели индустрии – тот же Жорж Руиз и ювелирный дизайнер Лоренц Бомер.

В этом же павильоне в нынешнем году недоставало бренда Ivy New York – Влад Яворский, крупный мировой дилер, радовал глаз не только палитрой драгоценных шпинелей, турмалинов, цаворитов и демантоидов, но и украшениями, с ними созданными. В предыдущие годы из русских имен в Базеле можно было видеть коллекции Gourji, Tenzo и Jewellery Theatre, но и они не приезжали в Базель уже несколько лет.

Главный итог Baselworld 2018 – ювелирная экспозиция выставки была как никогда скудна и, соответственно, не многообразна. Последние несколько лет традиционный обзор представленных в Базеле ювелирных коллекций начинался на этих страницах с перечисления тех, кого выставка недосчиталась на этот раз.

Так что произнести фразу «Базель задает тренды», еще возможную 8–10 лет назад, ни даже фразу «Базель подхватывает тренды» (как правило, те, что обозначали премьеры коллекций high jewellery главных ювелирных брендов мира, преимущественно с парижской place Vendome) попросту не с чего. Еще в прошлом году в общей экспозиции можно было выделить изящно завязанные драгоценные банты, а в лучшие времена Baselworld ювелиры в едином порыве то ударялись в драгоценную флору или в готические черепа, то увлекались анималистикой – и эти темы шли красной линией через всю экспозицию. Но теперь в ней осталось так немного стоящих брендов, что о всеобъемлющих тенденциях говорить не приходится.

НА ПРЕЖНИХ ПОЗИЦИЯХ

Свои позиции уверенно держат «монстры» индустрии – Chopard, Graff, de Grisogono, Harry Winston, Jacob & Co. Впрочем, эти бренды в Базеле в первую очередь демонстрируют свои часовые достижения, ювелирные традиционно идут фоном. Но на этот раз «фон» был ценен, как никогда раньше.

Самое интересное, что можно увидеть у Chopard, – это, конечно, не украшения на каждый день из коллекций Happy Diamonds и Ice Cube, но серьезные драгоценности, которые вскоре появятся на красных дорожках. Силуэты и композиции «этической» коллекции Green Carpet и коллекции Precious Chopard в этом году оказались похожи: изумруды и бриллианты огранки «груша» складываются в нежные геометрические орнаменты, слегка барочного толка, но не пышные, а выдержанные, подчеркивающие ценность драгоценных камней. На контрасте с этим благородством взрывом красок выглядели несколько украшений из коллекции Red Carpet 2018, премьера которой целиком будет дана как раз на Каннском кинофестивале. Каролина Шойфеле, креативный директор ювелирных коллекций Chopard, очевидно увлеклась стилем шинуазри – его отголоски явно видны и сочетании синих бусин сапфиров с россыпью цаворитов, бирюзы, фиолетовых всполыхов опалов и, разумеется, в облаках из перламутра.

На стенде de Grisogono можно было посмотреть на вариации украшений Allegra и напоминающую ее хитросплетения из золота новую коллекцию Toi & Moi, но куда увлекательнее было заглянуть в ящики с творениями ранга high jewellery. Торжественные колье-волны из россыпи рубинов с акцентами крупных бриллиантов и широких браслетов-манжет с кабошонами зеленых турмалинов соседствовали с длинными серьгами с бирюзой, которую Груози умеет красиво оттенять зеленью изумрудов.

В многочисленных витринах павильона Graff было щедро выставлено немало новых «высоких» творений. И если в прошлом году среди них превалировали произведения c драгоценными бантами Bow, то теперь это была чистая классика бренда – парадные композиции из бесцветных и желтых бриллиантов, изумрудов, синих сапфиров и рубинов. А вот ювелирное мастерство Harry Winston ограничилось лишь парой выставленных в витринах колье с классической закрепкой бриллиантов cluster, все остальное пространство было посвящено часам.

В классическом стиле были выдержаны ювелирные новинки и Jacob & Co. Одна новая коллекция Talia – это каскады длинных серег из рубинов, изумрудов или синих сапфиров, закрепленных на петельках в золоте и россыпи бриллиантов. А украшения из второй коллекции Infinia похожи на полностью раскрытые веера и состоят из той же триады драгоценных камней, но уже огранки «маркиз».

Ценителям ювелирного искусства по-настоящему интересно там, где часов нет априори, то есть в гостях у исключительно ювелирных марок – у Pasquale Bruni и Messika, у Alessio Boschi и Palmiero, у Roberto Coin и Utopia. Здесь привычный ритуал Baselworld – тщательное рассматривание всех украшений из новых коллекций, рассказ о них дизайнера и традиционные примерки понравившихся предметов – уже ощущался как редкая священная церемония.

Сильной стороной Еужении Бруни, креативного директора Pasquale Bruni, всегда была удивительная эргономика и текучесть даже самых сложных ювелирных конструкций, вдохновленных флористическими формами. Так, и новая «высокая» коллекция Zefiro and Flora состоит из наслоения лепестков из белого и розового золота в россыпи бриллиантов, и конструкция серег, браслетов и колье такова, что создается ощущение, что ты держишь в руках лишь гибкую натуральную листву. Похожие листочки, но уже вокруг – рубеллитов и морганитов грушевидной огранки Еужения назвала Vento, и, несмотря на крупный размер, они также органично смотрятся на теле.

Итальянец Алессио Боски, уже не первый год слывущий одним из самых интересных независимых ювелиров Европы, теперь и вовсе был, пожалуй, главной звездой Базеля. Украшений интереснее по фантазийности, разнообразию сюжетов и уровню исполнения на выставке попросту не было. Разве какие-то изделия Cicada могли соревноваться с Alessio Boschi. В рамках коллекции Historica ювелир показал украшения со старинными камеями, вокруг которых он создал композиции в античном духе. По тому же принципу выполнены и изделия со старинными микромозаиками, которые Боски поместил в рамы из драгоценных камней, – и это сложное соединение прошлого и настоящего дается Боски с барочной легкостью. Фантазийные, фигуративные украшения в этом году ювелир создал вокруг барочного жемчуга – его неправильные формы Боски превратил в косяки экзотических рыб и в мифологического грифона.

Вообще, описывать украшения Alessio Boschi – задача неблагодарная, настолько много в них мелких, но важных деталей и конструктивных сюрпризов, – лучше один раз увидеть. Кстати, в отличие от многих участников Боски оказался очень доволен прошедшим Baselworld: на его стенде побывали все его клиенты из числа представляющих вещи Alessio Boschi по всему миру и даже пришли новые. Что еще раз доказывает: настоящий талант не останется без внимания в любых, даже неблагоприятных условиях.

Как в украшениях Alessio Boschi из коллекции Milano очевидно были воспроизведены формы готической архитектуры, так они узнавались и в коллекции Princess Flower итальянского бренда Roberto Coin. Силуэт четырехлистника из золота всех цветов, с бриллиантами или жемчугом, вырезанный из перламутра, напоминает ажурный узор анфилады Дворца дожей в Венеции. Продолжает Роберто Коин и пополнять свою коллекцию Animalier – в нынешнем году в этом драгоценном животном мире появились кольца Parrot и Giraffe.

Другой мастер анималистических форм, итальянский ювелир Карло Палмьеро, продолжил свою «морскую» коллекцию украшениями в виде экзотических рыб. Редко кто умеет создать трехмерные формы так, словно плавники морских обитателей парят в толще воды. Второе достоинство изделий Palmiero – великолепно исполненное паве из драгоценных камней, в котором можно различить десятки градаций цвета или его взрывных сочетаний. В одной изящной фигурке броши Sea Dragon насчитывается дюжина гармонично соседствующих цветов.

Итальянский бренд Utopia, оставшийся после ухода двух других жемчужных форпостов Baselworld – Mikimoto и Autore, – самый интересный в этой области, всегда отличался оригинальными коллекциями с жемчугом на каждый день. Таковы в этом году собрание Anemone (золотые пучки с бриллиантами вокруг жемчужины) и Cherry Blossom (соцветие из розовых халцедонов, гранатов и лунных камней на одном конце украшения уравновешивает жемчужина на противоположном). Но все же самое интересное на этом стенде (и здесь он не исключение из прочих) – это уникальные изделия: ветка коралла с жемчужиной в его ветвях превращена в брошь, а огромная барочная жемчужина, послужившая телом мавра в тюрбане, стала оригинальнейшей подвеской.

На фоне общей крайне лаконичной картины участников выставки вдруг выделился греческой бренд Etho Maria, который участвует в ней не первый год, но теперь оказался в выигрышном свете. Острые, авангардные формы украшений отдаленно напоминают творения его соотечественника Никоса Кулиса (бренд Nikos Koulis стал открытием Baselworld 2016 года), но если тот дополняет драгоценные камни в своем ультрасовременном ар-деко черной эмалью, Etho Maria покрывает золото эмалью ярко-оранжевой, и этот вызов смотрится свежо.

КУДА ПОДАТЬСЯ ЮВЕЛИРАМ

Этим вопросом многие деятели индустрии задались давно. Особенно из числа тех, кому участие в Baselworld обходилось слишком дорого и неоправданно, а выставляться в Гонконге или Лас-Вегасе было слишком далеко. После начала снижения «веса» Baselworld все лучшее, самое интересное и парадное в последние годы возили на международные ювелирные шоу в ОАЭ, Катар и Бахрейн, но они рассчитаны на потенциальных клиентов с Ближнего Востока.

Параллельно в самой Европе не наблюдалось стабильности. Вот уже несколько лет солидная ювелирная экспозиция парижской Biennale des Antiquaires потеряла своих главных участников уровня Cartier и Chanel. Обладающие репутацией TEFAF в нидерландском Маастрихте и The Masterpiece London в столице Великобратании – это исторические ярмарки антикварного искусства, а ювелирного лишь заодно. Выставка Vicenzaoro в итальянской Виченце давно слывет слишком «местечковой». По сути, в Европе нет достойных ювелирных площадок.

Устав мириться с подобным положением дел, ювелиры взяли инициативу в свои руки и организовали новое шоу GemGeneve в Женеве, которое призвано отвечать требованиям закрытого, но весьма обширного сообщества. Идеологами Geneve International Gem & Jewellery Show выступили Томас Фарбер, известный антиквар, торговец драгоценными камнями и коллекционер в четвертом поколении (Faerber Collection), и Ронни Тота, владелец ювелирной компании Horovitz & Totah. Оба когда-то участвовали в Baselworld, оба давно покинули эту выставку, оба хорошо знают, чего не хватает в высшем эшелоне ювелирной индустрии, и попытаются это воплотить в реальность.

Список участников GemGeneve, которая прошла в Женеве, в PalExpo c 10 по 13 мая ныншнего года – впечатляющ: 147 брендов, галерей, антикваров и дилеров драгоценных камней со всего мира. За три дня их экспозицию увидело 4300 посетителей, что немалая цифра для довольно камерной выставки, так что, похоже, на GemGeneve имеет все шансы стать достойной альтернативой ювелирной части Baselworld в Европе.

Добавлено: 4 июня 2018 г. 6:47