ЮВЕЛИР.INFO : ДАЙДЖЕСТ
«Получилось грустно»: почему закрылся бренд древнерусских украшений «Онега» и как на это повлияло государство
В 2019 году ювелиры, дизайнеры и преподаватели Британской высшей школы дизайна — Игорь и Катерина Комовы — основали бренд украшений «Онега». Ключевая идея — древнерусское культурное наследие в современной интерпретации. От византийских крестов до вязи на моносерьгах — увидеть их можно было и на Ксении Собчак, и на солистке группы «Мельницы», к примеру, и на локальных блогерах. 18 октября бренд объявил о закрытии производства, в конце месяца заказы на украшения окончательно перестали принимать. «Русская Барыня» поговорила с «Онегой» о причинах этого решения, последствиях и новых планах.
Про создание бренда и идею делать украшения с национальным акцентом
— «Онега» — это наша вторая марка украшений. Первая называется «Алхимия», и она сейчас тоже стоит на паузе до лучших времен. Идею совместить древнерусское содержание с современной формой подсказали нам наши студенты (мы в прошлом вели курс ювелирного дизайна в Британке). В один год учащиеся неожиданно сделали так много исследований этой темы и проектов на эту тему, что мы невольно тоже погрузились в нее. Но было понятно, что эта тематика никак не впишется в тонковосточную атмосферу «Алхимии» и нужно делать отдельную марку. В 2019 году это было сравнительно несложно.
Про специфику ювелирного производства в России с точки зрения малого бизнеса
— Для малого ювелирного бизнеса в России (как, наверное, везде) существуют разные форматы работы. Можно, как мы, озаботиться полным циклом производства in-house: от дизайна и 3D-моделей до литья и монтировки. А можно отдать буквально все на аутсорс. В Москве и Петербурге много сервисов трехмерной печати, есть отличные коммерческие литейные. Можно развивать свои соцсети, можно работать с маркетплейсами или мультибрендами. В этом смысле у предпринимателей и дизайнеров была определенная свобода действий. И до 2022-го российские марки активно развивались (мы сами выпустили из Британки пару десятков активных маленьких ювелирных марок). Но сейчас мы видим, что многие наши коллеги закрылись или переехали в другие страны. Кто-то выбирает уйти в подполье.
Про самые любимые и продаваемые украшения
— Наши бестселлеры — моносерьги со словами, написанными вязью. Мы считаем, что удачно совместили древнюю каллиграфию с современной формой statement-украшения. В таком объединении сама суть нашей марки: украшение для современного человека, но с сильным культурным зарядом внутри. Разработка этих серег была технически очень непростой, но результат стоил того!
Про причину закрытия
— Мы столкнулись с зарегулированностью нашей отрасли со стороны государства. За два года нам «подарили» отмену упрощенного режима налогообложения, систему ГИИС для учета каждой единицы ювелирного товара на каждом этапе производства, и теперь вводится обязательная маркировка изделий QR-кодами. Также мы отчитываемся в Росфинмониторинг. За игнорирование нововведений — штрафы и проверки. На определенном этапе мы поняли, что мы чаще думаем про ответственность (административную и уголовную) за возможные ошибки во всех этих отчетах, чем про какое-то развитие бизнеса, и также мы посчитали, как на наших ценах отразится переход на ОСНО. Получилось грустно.
Что, если после ухода с рынка «Онеги» другие бренды начнут использовать её дизайны?
— К воровству дизайна мы относимся плохо. И если случится прецедент нарушения наших авторских прав, мы будем их защищать в суде, благо в последнее время появилось немало случаев победы маленьких компаний даже над гигантами рынка в вопросах копирования дизайна. Остановка производства украшений ведь никак не влияет на факт авторства.
Про новые проекты и векторы развития
Те эстетические коды, с которыми мы работаем, можно упаковать не только в формат украшений. Как профессиональные дизайнеры мы можем проектировать очень разные объекты. За этот год мы попробовали керамику, аксессуары и даже живопись. Что получилось — скоро покажем на нашей страничке в запрещенной соцсети с картинками!
Совет начинающим ювелирам в России
В текущей реальности — работать только с недрагоценными металлами.