ЮВЕЛИР.INFO : НОВОСТИ
Страна Восходящего Золота
Этим летом и осенью Египет – не только популярное туристическое направление, но и модный ювелирный тренд. Одна из причин - этническая тема снова актуальна. У большинства брендов, от самых демократичных до класса luxory, в коллекциях обязательно присутствует этно, причем в самых разных вариациях. Тяга «к истокам» может проявляться по-разному. В мягкой форме она может вылиться в коллекцию милых коралловых колец, как у Christian Dior. Или же дизайнер может впасть в крайнюю степень этно-эйфории, как Oscar de la Renta, создавший дикое во всех смыслах колье из перламутра и страусовых перьев, в котором иной племенной вождь не постыдился бы выйти на тропу войны. А вот, например, итальянская компания Fray Wille выпустила в преддверии лета коллекцию золотых украшений, основная тема которой – Древний Египет. И, в общем-то, выбор такой темы не случаен. Для этнического тренда в целом характерно широкое использование натуральных полудрагоценных камней, таких, как бирюза, агаты, янтарь, обсидан, а так же кораллов и желтого золота. И древнеегипетские украшения действительно очень хорошо в эту концепцию вписываются. «Плоть богов» В жизни древних египтян ювелирные украшения играли очень большую роль. Помимо чисто декоративной функции они так же были показателями социального статуса, служили в качестве религиозных атрибутов и защитных амулетов. В ювелирных изделиях Древнего Египта основой было желтое золото. Причем его добыча в стране была не просто очень развита, благодаря месторождениям золота в Восточной Пустыне Египет был одной из богатейших стран древнего мира. «Золото» обозначалось в египетском языке словом «нуб», и это слово указывает на район Асуана, где оно добывалось. Греческий историк Starbo назвал этот регион «Нубия», название используется и сегодня. Серебро древние египтяне называли «нуб хедж», то есть «белое золото». В Древнем Египте не существовало отдельной добычи серебра. Чистое серебро поставлялось из-за границы и стоило дороже, чем золото. К сожалению, серебряных украшений до наших дней дошло совсем немного, так как древние, увы, не учли недолговечности этого металла и его способности к окислению. Любовь древних египтян к золоту была обусловлена не только материальными причинами. «Плоть богов», так называли золото жители Древнего Египта. Золотой цвет символизировал солнце, со всеми вытекающими отсюда для древних египтян последствиями в виде культа Амона, Амон-ра, Гора и т. д. Так как золото не окисляется, и по прошествии столетий выглядит и блестит, почти как новое, оно навевало обитателям берегов Нила мысли о вечности. Именно поэтому из чистого золота изготовлялись погребальные украшения и маски, ибо ничто лучше «плоти богов» не могло защитить умершего во время его нелегкого пути через вечность в загробный мир. «Мы заплатим золотом!» В мире живых же золото было символом силы. Фараон был воплощением на Земле «Золотого Гора», сына бога Осириса. Так же золото для египтян было эффективным инструментом дипломатии. Многие азиатские государства процветали во многом благодаря торговле с Египтом. Даже в Амарнский период, когда империя пришла в упадок из-за действий царя-еретика Эхнатона, золота в ее казне все еще осталось достаточно. Об этом можно смело судить по золотым сокровищам из захоронения Тутанхамона. О количестве золотых месторождений Египта и их местонахождении представление дает уникальный документ, так называемый Туринский папирус, старейшая геологическая и топографическая карта в истории человечества. Как и где этот документ был обнаружен, неизвестно. Впервые он всплыл в 1824 году, когда коллекционер египетских древностей Бернардино Дроветти продал одну из своих коллекций, в которой был и папирус, королю Пьемонта и Сардинии. Король, чья резиденция в то время находилась в Турине, преподнес коллекцию в дар городу. У сотрудников туринского музея заняло немало десятков лет исследование и приведение в порядок коллекции Дроветти. Немецкий египтолог Lepsius первым проявил к папирусу интерес. Он восстановил часть документа, которая сегодня известна как Папирус I или «папирус золотых месторождений». В 1850-1860-е были расшифрованы иероглифические надписи на нем. В них шла речь о гористой местности, в которой находится большое количество золотых месторождений, а так же храмов и поселений, где жили работники шахт. Кстати, древняя власть относилась к работникам золотодобывающей индустрии с большой заботой и вниманием. Фараон лично инспектировал месторождения, и существует запись о том, как Сети I, неудовлетворенный условиями, в которых приходится жить работникам, приказал вырыть в пустыне колодец и построить храм, который бы предоставлял желанное укрытие от палящего солнца всем, кто держит путь к месторождениям. Туринский папирус был окончательно восстановлен и расшифрован к 1870-71 гг. А в 1914 году было установлено, что месторождения, указанные в папирусе, расположены в районе Вади Хамаммат. В современных египетских СМИ недавно прошли сообщения о том, что результаты последних геологоразведочных работ и спутниковые снимки свидетельствуют о крупных запасах золота в Восточной пустыне Египта. По данным доклада министерства нефти и минеральных ресурсов, которое цитируют издания, Египет в ближайшие 10 лет может стать одним из лидеров золотодобычи во всем мире. «При ежегодном объеме добычи более 30 тонн золота доходы от его продажи могут превысить поступления от туризма, сельского хозяйства и даже нефти», - говорится в документе. Разведанные запасы только одного месторождения - Вади Худейн - превышают 50 миллионов унций, стоимость которых составляет порядка 50 миллиардов долларов. «В настоящее время девять иностранных компаний работают в этой сфере в Египте, еще две занимаются разведкой запасов», - сообщил журналистам египетский представитель. Муха за храбрость Из золота в Древнем Египте изготавливались предметы религиозного культа, но в большей степени – ювелирные украшения. Египтяне просто так украшения на себя не надевали, ювелирное изделие обязательно что-то символизировало, и носили его с определенными целями – защиты, либо чтобы показать статус, либо как награду. Украшения в Древнем Египте носили представители всех социальных классов, как женщины, так и мужчины, причем мужская «ювелирка» была очень популярна. В большой чести были фигурки животных. Например, перевернутый вверх ногами золотой гиппопотамчик призван был отпугивать злые силы. Это милое на первый существо было для египтян символом агрессии и ассоциировалось с темным богом Сетом. А все потому, что гиппопотамы были стихийным бедствием для нильских крестьян, ибо совершали набеги на поля, и что не съедали, то вытаптывали. Так же были популярны амулеты в виде голов собаки, льва, пантеры, быка. Считалось, что лучшие качества избранного животного, такие, как храбрость, сила, преданность передаются носителю украшения. В период Нового царства в качестве государственной награды использовалась золотая муха, она вручалась воинам как орден «За отвагу». Зеркала тоже относились к ювелирным изделиям. Отражающая поверхность изготавливалась из импортного полированного серебра, которое ценилось дороже золота, так что их могли позволить себе лишь очень богатые люди. В папирусе Ipwr, который содержит описание смуты и классовой революции периода конца Древнего Царства, автор сообщает, что теперь, слава великой Революции, простая египтянка, которая раньше могла увидеть отражение своего лица только в горшке с водой, имеет возможность созерцать себя в зеркале. Ну и, конечно, не обходилось и без того, чем завалены все ювелирные магазины и лавочки Египта современного – без скарабеев и «анх». Скарабей был символом солнечного бога Ра и одним из его значений было возрождение, по ассоциации с ежедневным восходом солнца. Иероглиф «Анх» использовался при написании слова «жизнь» и был частым декоративным элементом в ювелирных изделиях. Невозможное – возможно! Современный же египетский ювелир очень напоминает Диму Билана – он повторяет фразу «Невозможное - возможно!» почти с такой же частотой, как и отечественный поп-деятель. Причем «невозможное» может случиться с вами совершенно неожиданно. Так, во время экскурсии в Каирском государственном музее корреспондент Rough&Polished задал вопрос гиду относительно использования древними египтянами бриллиантов. «Бриллиант не был известен в Древнем Египте. В украшениях использовались камни, которые сегодня принято называть полудрагоценными – бирюза, малахит, коралл, или их имитации из стекла. Самым дорогим камнем была ляпис-лазурь цвета ночного неба, она доставлялась с северо-запада Афганистана…» - сообщил гид. После чего отозвал меня за чей-то саркофаг, подальше от остальной группы, и шепотом сообщил: «Они не использовали. Но мы можем вставить!». Возникшие было подозрения, что мне сейчас попытаются толкнуть из-под полы браслет какого-нибудь Рамсеса, года выпуска эдак пятисотого до Рождества Христова, с приклеенным к нему огромным стразом (египтяне любят все большое и блестящее), к счастью, не оправдались. После экскурсии я оказалась в небольшой ювелирной мастерской, находящейся от главного египетского музея через дорогу. «Да, мы делаем копии древнеегипетских украшений, причем заказов в последнее время прибавилось, все – от европейцев» - рассказал владелец мастерской Али - «Можем все. Даже невозможное». «А Bvlgary можете?» - не удержалась я. Предыдущим вечером случилось наблюдать семейные гуляния каирцев по центральным улицам, во время которых город стал похож на большой Черкизовский рынок – столько одежд, расписанных самыми невероятными вариациями логотипов всемирно известных модных брендов у нас в стране, наверное, можно увидеть только в этой торговой точке. «Точные копии» «Ролексов» и «Patek Phillip» продаются в центре Каира на каждом углу, как шаурма. «И Bvlgary можем! И Tiffany! И Cartier!» - воодушевился Али и снова прибавил что-то насчет невозможного. Оказалось, что в его мастерской европейцы с каталогами как вышеназванных, так и многих других производителей украшений – совсем не редкость. Так же «точные копии» украшений заказывают и соседи с Ближнего Востока, из Дубая, Ирана, Саудовской Аравии. Да и египетские девушки, как выяснилось, скарабеям предпочитают сережки от Tiffany. В среднем стоимость украшения сокращается на 25-50 % по сравнению с оригиналом. После того, как я стоически выдержала получасовую атаку, целью которой было осчастливить меня серебряным колечком «Bvlgary» за $50, Али как-то расстроился, и не очень уверенно предложил: «Ну может, все-таки копию с древнего украшения? Мы и бриллиантик вставить можем….». «Ок, копию маски Тутанхамона можешь сделать?» - дернуло меня в последний момент пошутить некое вредное древнеегипетское божество. «Конечно! Я же все могу! И золото лучшего качества, и копию сделаем – точнее не бывает! О цене договоримся!» - с надеждой посмотрел на меня золотых дел мастер - «И клеймо Bvlgary поставим! Ну, где-нибудь в уголке…». Представив себе перспективу «договариваться» о цене 19 кг золота (а именно столько весит оригинал), а потом попытку вывезти из страны сверкающего монстра с надписью Bvlgary поперек царственного лба, я поспешила ретироваться… Но в одном я уверилась на все 100 % - для профессионала в этой стране действительно ничего невозможного нет. Анна Тишински, Rough&Polished – Ближний Восток Информация для исторической справки предоставлена Национальным Музеем Египта в Каире
Добавлено: 14 октября 2008 г. 4:00