ЮВЕЛИР.INFO : НОВОСТИ

Министр ювелирного искусства

Категория: События

"Фаберже - "министр ювелирного искусства&quot. Из истории фирмы&quot. М.: "Русь-Олимп", 2006. Болгарский царь Фердинанд как-то сказал Карлу Фаберже: "С вашим умом вы вполне могли бы быть министром у меня в правительстве&quot. "Только не это, государь! — замахал руками Фаберже. — Впрочем, если министром ювелирного искусства, то я согласен&quot. Карл Фаберже руководил крупнейшим в мире ювелирным предприятием с годовым оборотом в несколько миллионов рублей, на котором работали более 600 человек. Уже при жизни ювелир достиг всемирной славы. Остались свидетельства современников о недюжинной личности, жизни и деятельности этого выдающегося практического деятеля и теоретика ювелирного искусства. Ценность воспоминаний тем выше, что до сих пор не найден архив фирмы Фаберже: он либо уничтожен, либо спрятан владельцами после событий 1917 года. Книга его правнучки Татьяны Фаберже и Валентина Скурлова посвящена 160-летию со дня рождения основателя всемирно известного "Дома Фаберже&quot. В ней публикуются мемуары Франца Петровича Бирбаума, главного мастера фирмы Фаберже. Воссоздать полную картину жизни того времени читателю помогут также воспоминания людей, связанных с фирмой Фаберже (например, дочери директора московского представительства фирмы), выдержки из газетных статей конца XIX века и другие архивные документы, а также красочные иллюстрации, многие из которых публикуются впервые. Это первое массовое издание истории фирмы в изложении главного мастера фирмы Франца Бирбаума. Научные комментарии вдвое превышают объем рукописи 1919 года. Тираж 5000 копий. В 1992 году, первое издание в 1000 копий было доступно только специалистам. Книга 1997 года «Фаберже и петербургские ювелиры» (тираж 3000) разошлась среди знатоков. Сейчас это раритет. Второе отличие - цветные иллюстрации художника Анатолия Перевышко. Много было книг о Фаберже, но никто не догадался дать вместо фотографий цветные картины. Третье отличие – уточнены сведения по биографиям художников мастеров. В истории русского ювелирного искусства нет другой фигуры, которая вызывала бы столько разноречивых эмоций. Имя Карла Фаберже, его фирменный стиль и произведения его дома одни воспринимают с восторгом, другие клеймят за безвкусицу - и не столько сами ювелирные шедевры, а главным образом тех, кто принадлежит к разряду их горячих поклонников. Основной импульс громкой известности дала близость к Императорскому дому Романовых: Карл Фаберже носил почетный титул поставщика Двора Его Величества. Но ведь у большинства из тех представителей семьи Романовых, что жили в одно время с Фаберже и были его заказчиками, история трагическая, а следовательно, интерес к ним повышенный. А заодно и ко всем, кто находился рядом и, в частности, создавал стиль эпохи, последней перед падением в бездну "пролеткульта&quot. Отсветы кровавой расправы над семьей последнего императора России словно легли на изделия фирмы, выполненные по заказу царствующей семьи... Масла в огонь страстей, пылающих вокруг русско-швейцарского семейства ювелиров, подлила самая громкая из покупок на антикварном рынке русского искусства - приобретение российским олигархом коллекции семьи Форбс, где львиную долю составляли произведения Дома Фаберже (в их числе знаменитые пасхальные яйца). Само словосочетание "стиль Фаберже" есть синоним некоего высшего уровня в ювелирном искусстве, сомневаться не приходится. Однако о том, что лежит в основе этой высокой репутации, мы знаем далеко не так много, чтобы судить непредвзято. Тем более своевременным кажется выход книги "Фаберже - "министр ювелирного искусства&quot. Из истории фирмы&quot. В предисловии В.Скурлов подробно и увлекательно описывает, как продвигались его изыскания и какие находки сделаны в их процессе. Кроме того, изучение истории фирмы привело к знакомству с потомками ее основателя - обитавшим в Хельсинки Олегом Агафоновичем Фаберже, а также с его племянницей Татьяной Федоровной Фаберже, чье место жительства - Женева. Эта хранительница памяти семьи, волею судеб оказавшаяся на родине предков, в Швейцарии, вместе с В.Скурловым выступила в качестве автора-составителя издания. Однако центральное место в книге на полном основании заняла впервые осуществленная в полном объеме публикация мемуаров главного художника фирмы - Франца Бирбаума. Печатаются они по рукописи, которую Валентину Скурлову удалось обнаружить в 1990 году в архиве академика А.Е.Ферсмана. Обстоятельный рассказ, включающий хитрости ремесла, перемежается тонкими психологическими наблюдениями "из жизни высшего русского общества" и отрывками из других источников. По ним можно судить как о креативности натуры Карла Фаберже, так и о его даре организатора, позволившем наладить работу предприятий в современном и рациональном духе. В довершение ко всем талантам "министр ювелирного искусства" обладал изящным чувством юмора, а порой позволял себе ядовитые шутки с важными клиентами, чей вкус и острота ума не всегда были на высоте. Рассказывает Татьяна Фёдоровна Фаберже: - Я хорошо знала сыновей Карла Фаберже, которые жили в Париже: Евгения Карловича и Александра Петровича Фаберже. Они мне много рассказывали о Карле Густавовиче. Но основная заслуга принадлежит моему отцу, который работал с Евгением и старался возродить искусство легендарной фирмы. Я ему помогала и работала как дизайнер. Карл Фаберже умер за 10 лет до моего рождения. Мне рассказывали, что он был страстно увлечён своим делом, был трудоголиком. Он был требовательным руководителем и был чутким к сотрудникам фирмы. Любил охотиться, хорошо покушать, умел прекрасно готовить. Обладал большим чувством юмора, но не переносил дураков. Уникальность дара Карла Фаберже состоит в многочисленных направлениях его деятельности, умении находить все время что-то новое. Его отличает великолепное качество ювелирной работы, многочисленные цвета эмали и очень интересные камнерезные фигурки, в которых можно наблюдать замечательное чувство юмора. Он знаменит своими пасхальными яйцами, которые делал для императорской семьи. Взяв эту тему, он поднял её на недосягаемую высоту. Его фирма выжила до революции именно благодаря наличию работ по всем направления ювелирного творчества. Он работал во всех нишах, создавал новые области. Например, электрические звонки и лампы, термометры, часы и совершенно новые ювелирные изделия. Карл Фаберже участвовал в работе Парижской выставки в 1900 году в качестве члена жюри. Его изделия демонстрировались вне конкурса и были отмечены Гильдией парижских ювелиров, которые присвоили ему звание мэтра. За работу в жюри Карл получил орден Почётного легиона в декабре 1900 года. Карл Фаберже умер в 1920 году, через два года после его изгнания из России. Как большинство эмигрантов, он думал, что сможет вернуться в Россию… Рассказывает Валентин Скурлов: Ключевыми моментами, изменившими ход моей жизни, считаю несколько. Главное – это знакомство в 1990 году с Татьяной Фёдоровной Фаберже. В январе того же года мне посчастливилось найти в архиве мемуары главного мастера фирмы Франца Бирбаума. Рукопись ждала своего часа с 1919 года. Мы составили каталог-резонне императорских яиц, он имел не только научно-историческое, но и коммерческое значение. Составить полный список произведений художника (каталог-резонне) - мечта любого историка искусства. Третьим достижением считаю выявление роли инвентарных номеров фирмы (нацарапаны на предметах) и разгадку алгоритма их нанесения. Наша мечта - создать Банк данных всего ассортимента Фаберже. Белых пятен в истории Фаберже предостаточно. Наука закрывает один вопрос и открывает десять новых. Фаберже – это космос. До 1988 года литература о Фаберже была в «комнатах для служебного пользования» - имя придворного ювелира было под запретом. Много архивных документов пропало, ушли из жизни люди, которые что-то знали и могли рассказать. В начале 1919 года чекисты собрали товарные книги всех ювелирных фирм. По адресам клиентов изымали бриллианты, золото и серебро. Эти книги не обнаружены до сих пор. Клиенты уже ничего не могли рассказать. Их удел – тюрьма. Многие художники и мастера выехали или бежали в эмиграцию. Дед Карла был членом французской колонии в Шведте-на-Одере. Французы, немцы, шведы и итальянцы. А сам Карл Фаберже – русский! Сам Карл Фаберже считал себя россиянином, человеком русской культуры, о чём говорят его письменные свидетельства. Я знаю Татьяну Фёдоровну 16 лет. Она, как и Карл Фаберже, любит всё делать по высшему классу («перфекционист»). Отличительные черты характера – сила воли, целеустремлённость. «Трудности существуют для того, чтобы их преодолевать» (выражение Карла Фаберже),- это о ней. Татьяна Фаберже – единственная из клана Фаберже, которая продолжает заниматься историей фирмы и семьи, она хранитель архива. Татьяна Фёдоровна написала пять книг и массу научных статей по истории Фаберже, знает пять языков. С ней легко в общении. Она человек высокой и разносторонней культуры, наблюдательна. Влияние мамы, урождённой Шереметевой – врождённый аристократизм. Любит и понимает юмор. Можно долго перечислять, и всё это будут элементы характеристики самого Карла.

Добавлено: 29 августа 2007 г. 4:00