ЮВЕЛИР.INFO : НОВОСТИ
Всем женам по серьгам
Категория: События
В Кремле выставлены драгоценности турецкого гарема
Выставка «Сокровища османских султанов» должна потрясти российского зрителя роскошью дворца Топкапы, одной из главных достопримечательностей Стамбула. Специально для Москвы отобраны такие ценности, которые показывают явную и тайную жизнь турецких правителей XV–XVII веков. Если судить по экспозиции, две главные страсти султанов заключались в собирании оружия и гарема.
В отличие от очень многих царских хранилищ по всему миру турецкий дворец Топкапы не подвергался ни разорению, ни перепродажам. Личные вещи султанов после их смерти аккуратно упаковывались в мешки и с номерными бирками веками лежали в неприкосновенности даже в самые республиканские времена. Сейчас их, конечно, активно достают и вывозят на гастроли. К ним прибавляются золотые реликвии и огромные запасы оружия.
В Москву султанские сокровища прибыли с большой помпой. Прямо на Соборной площади турки устроили военный парад в старинных одеждах. Зрелище, сказать честно, жутковатое. Стоят усатые арбалетчики, рядом гремят литавры, янычары выкрикивают военные призывы – и все это происходит рядом с соборами, которые строились как раз тогда, когда турки захватывали Константинополь и превращали его в Стамбул. Если бы не последующие речи о крепкой дружбе с Россией (дружба, как и выставка, само собой, подкреплена нефтяными потоками), можно было бы подумать, что Третий Рим (Москва) ждет та же участь, что и Второй. К слову, уже в колокольне Ивана Великого показывают саблю султана Мехмеда II Завоевателя – с ней-то он и ворвался в 1453 году в пылающий Константинополь.
Вообще, сабля при турецком дворе играла ту же роль, что корона при русском или западноевропейском, – ритуал «опоясывания саблей» проходил сразу после восшествия на престол. Сабли всегда хранились рядом со святынями пророков (там же было и оружие самих пророков и святых). Неудивительно, что одни из самых ценных экспонатов на выставке связаны с холодным оружием. Например, невероятный по красоте кинжал султана Селима I с ручкой из горного хрусталя. Между прочим, Селим был современником нашего Ивана IV и прозвище носил соответствующее – Грозный. Культ украшенного всеми возможными камнями оружия передался через Стамбул российскому престолу. Не так давно в том же Кремле была выставка, показывающая турецкие вещи в обиходе наших царей (они заказывались в мастерских Топкапы), – если они и отличались от султанских, то лишь наличием крестов и отсутствием арабской вязи на клинках.
Многих зрителей султанских сокровищ может поразить, как много золота-бриллиантов тратили стамбульские ювелиры на украшение обыденных вещей. В этом плане самый странный экспонат – походная фляга для воды. В дворцовых ритуалах фляга играла важную роль – ее несли вслед за султаном и так напоминали о кочевой и военной истории турок. Понятно, что изначально это были обычные кожаные мехи. Но во второй половине XVI века это уже роскошный сосуд, вырезанный из цельного кристалла горного хрусталя с золотой ручкой и пробками из рубинов. И так с каждым предметом: в руках султана он превращался в венец всех вещей, его обсыпали всеми возможными камнями (как, например, прибор для письма) и обволакивали драгметаллами.
Самый пикантный и интригующий момент выставки должен рассказать о дворцовом гареме. Увы, кураторы не захотели показывать картинки с апартаментами султанских наложниц, жен и матерей. Правда, они не обошли такого яркого персонажа Топкапы XVI века, как Роксолану, славянку, превратившуюся в могущественную Хюрем-Султан, она же первая наложница, ставшая официальной женой султана. Вместо подробностей об устройстве гарема нам предложено полюбоваться на шкатулки и серьги его обитательниц, на их пояса и налобные ленты (каждая тянула на хорошее состояние) и даже на гладильный камень (украшенный, естественно, золотом). Впрочем, как выясняется, гарем был не таким уж романтичным местом. В нем тоже все было организовано на военный манер: девушки поднимались по «служебной» лестнице, с каждым новым назначением получая новое звание (от невольницы к одалиске, потом гедзе и, наконец, жена). Поэтому в данном случае перед нами не просто изысканные украшения, а регалии и оружие женщины Востока.
Добавлено: 4 июня 2010 г. 13:20В отличие от очень многих царских хранилищ по всему миру турецкий дворец Топкапы не подвергался ни разорению, ни перепродажам. Личные вещи султанов после их смерти аккуратно упаковывались в мешки и с номерными бирками веками лежали в неприкосновенности даже в самые республиканские времена. Сейчас их, конечно, активно достают и вывозят на гастроли. К ним прибавляются золотые реликвии и огромные запасы оружия.
В Москву султанские сокровища прибыли с большой помпой. Прямо на Соборной площади турки устроили военный парад в старинных одеждах. Зрелище, сказать честно, жутковатое. Стоят усатые арбалетчики, рядом гремят литавры, янычары выкрикивают военные призывы – и все это происходит рядом с соборами, которые строились как раз тогда, когда турки захватывали Константинополь и превращали его в Стамбул. Если бы не последующие речи о крепкой дружбе с Россией (дружба, как и выставка, само собой, подкреплена нефтяными потоками), можно было бы подумать, что Третий Рим (Москва) ждет та же участь, что и Второй. К слову, уже в колокольне Ивана Великого показывают саблю султана Мехмеда II Завоевателя – с ней-то он и ворвался в 1453 году в пылающий Константинополь.
Вообще, сабля при турецком дворе играла ту же роль, что корона при русском или западноевропейском, – ритуал «опоясывания саблей» проходил сразу после восшествия на престол. Сабли всегда хранились рядом со святынями пророков (там же было и оружие самих пророков и святых). Неудивительно, что одни из самых ценных экспонатов на выставке связаны с холодным оружием. Например, невероятный по красоте кинжал султана Селима I с ручкой из горного хрусталя. Между прочим, Селим был современником нашего Ивана IV и прозвище носил соответствующее – Грозный. Культ украшенного всеми возможными камнями оружия передался через Стамбул российскому престолу. Не так давно в том же Кремле была выставка, показывающая турецкие вещи в обиходе наших царей (они заказывались в мастерских Топкапы), – если они и отличались от султанских, то лишь наличием крестов и отсутствием арабской вязи на клинках.
Многих зрителей султанских сокровищ может поразить, как много золота-бриллиантов тратили стамбульские ювелиры на украшение обыденных вещей. В этом плане самый странный экспонат – походная фляга для воды. В дворцовых ритуалах фляга играла важную роль – ее несли вслед за султаном и так напоминали о кочевой и военной истории турок. Понятно, что изначально это были обычные кожаные мехи. Но во второй половине XVI века это уже роскошный сосуд, вырезанный из цельного кристалла горного хрусталя с золотой ручкой и пробками из рубинов. И так с каждым предметом: в руках султана он превращался в венец всех вещей, его обсыпали всеми возможными камнями (как, например, прибор для письма) и обволакивали драгметаллами.
Самый пикантный и интригующий момент выставки должен рассказать о дворцовом гареме. Увы, кураторы не захотели показывать картинки с апартаментами султанских наложниц, жен и матерей. Правда, они не обошли такого яркого персонажа Топкапы XVI века, как Роксолану, славянку, превратившуюся в могущественную Хюрем-Султан, она же первая наложница, ставшая официальной женой султана. Вместо подробностей об устройстве гарема нам предложено полюбоваться на шкатулки и серьги его обитательниц, на их пояса и налобные ленты (каждая тянула на хорошее состояние) и даже на гладильный камень (украшенный, естественно, золотом). Впрочем, как выясняется, гарем был не таким уж романтичным местом. В нем тоже все было организовано на военный манер: девушки поднимались по «служебной» лестнице, с каждым новым назначением получая новое звание (от невольницы к одалиске, потом гедзе и, наконец, жена). Поэтому в данном случае перед нами не просто изысканные украшения, а регалии и оружие женщины Востока.