ЮВЕЛИР.INFO : НОВОСТИ
В Бостонском Музее изящных искусств открылась уникальная выставка
В бостонском Музее изящных искусств открылась уникальная выставка "Неувядающая красота: ювелирное искусство ар нуво"
В бостонском Музее изящных искусств открылась уникальная выставка «Неувядающая красота: ювелирное искусство ар нуво», экспозиция которой включает в себя более 120 выдающихся произведений ювелирного искусства эпохи ар нуво. Обольстительные, драматические изображения обнаженных нимф, крылатые змеи, пышные орхидеи из слоновой кости – шедевры Жоржа Фуке и Рене Лалика являются отголоском той, столь же блестящей, сколь и короткой эпохи, которая стала одним из ключевых этапов в эволюции европейского искусства начала ХХ в.
«Не стоит думать об украшениях, как о чем-то, отличном от искусства», говорит куратор выставки, искусствовед Ивонна Марковиц (Yvonne J. Markowitz), формулируя главную мысль этой удивительной экспозиции.
В числе главных экспонатов выставки представлены уникальные произведения знаменитого французского дизайнера и ювелира Рене Лалика (René Jules Lalique). Одно из них – «Ожерелье чертополох» – изящное, фантазийное колье, украшенное множеством бриллиантовых шипов. На соседнем стенде представлен шедевр Люсьена Гайяра (Lucien Gaillard) – зеленовато-черный жук, сжимающий в лапках огромную черную жемчужину. Далее произведения другого выдающегося мастера эпохи ар нуво, бельгийца Жоржа Фуке (Georges Fouquet). Среди них – роскошная брошь, выполненная в виде пышной, витиеватой орхидеи, чьи покрытые зеленой эмалью листья усыпаны множеством мелких бриллиантов, имитирующих капли утренней росы.
Представители европейской богемы конца XIX в. ценили блеск, роскошь и декаданс. Отсюда возникли изысканные чувственные образы украшений, которые выходили из мастерских ведущих ювелиров той эпохи и сегодня оказались в числе экспонатов выставки. Среди них можно отметить искусную костяную брошь Рене Лалика, вырезанную в виде обнаженной девы по заказу знаменитой актрисы Сары Бернар.
С началом ХХ в. фантазийная роскошь ар нуво отошла на второй план, а вскоре и вовсе исчезла, уступив место более простым, геометрически чистым линиям модернизма. Однако эстетика «нового искусства» не единожды возрождалась в разные времена и в самых разных образах. Именно она легла в основу знаменитого стиля ар деко, возникшего в 1925 г. после выставки декоративного искусства в Париже. Образы ар нуво проявились и в ювелирном искусстве 1950–1960 гг., когда европейские мастера начали экспериментировать с декоративными качествами бытовых, дешевых материалов, создавая из них великолепные произведения декоративно-прикладного искусства. И даже сегодня наследие Лалика и Фуко продолжает жить, возрождаясь в творчестве таких ювелиров, как Стефан Вебстер и Жоэль Артур Розенталь.
Выставка «Неувядающая красота: ювелирное искусство ар нуво» продлится до 9 ноября.
Добавлено: 27 августа 2008 г. 17:02