ЮВЕЛИР.INFO : НОВОСТИ

Уход Мугабе вряд ли изменит положение дел с добычей алмазов в Маранге

Категория: Бренды

Президент Зимбабве Роберт Мугабе (88 лет), состояние здоровья которого недавно опять вызвало много спекуляций, в прошлый четверг утром вернулся домой из Азии, демонстрируя «отличную физическую форму».

Мугабе отбыл из Хараре 31 марта на пасхальные каникулы, чтобы «проконтролировать» последипломное образование своей дочери Боны (22 лет) в Гонконге, как сообщили его помощники.

Однако многих это не убедило, учитывая, что за последние 16 месяцев Мугабе, как утверждалось, совершил 10 поездок в Сингапур для прохождения лечения.

Портал WikiLeaks в прошлом году опубликовал американскую дипломатическую телеграмму от 2008 года, в которой приводились слова главы Центрального банка Гидеона Гоно (Gideon Gono), сообщившего тогдашнему послу США Джеймсу Макги о том, что у Мугабе рак простаты и что, как сказали президенту врачи, жить ему осталось менее пяти лет жить.

Маятник качнулся в другую сторону

Кривотолки относительно состояния его здоровья также подогревались популярным нигерийским проповедником Т.Б. Джошуа (TB Joshua), который выступил с предсказанием о надвигающейся смерти одного пожилого авторитарного правителя Африки.

Те, кто поверил в это пророчество, полагали, что маятник, скорее всего, качнулся в сторону лидера Зимбабве, учитывая его предполагаемую болезнь, преклонный возраст и клеймо "диктатора", которое он на себе несет.

Однако вместо этого 5 апреля от остановки сердца умер 78-летний президент Малави Бингу ва Мутарика (Bingu wa Mutharika).

Мугабе приземлился на частном белом Аэробусе 319, зафрахтованном алмазодобывающей компанией - судя по всему, Mbada Diamonds, являющейся партнерством между государственной Zimbabwe Mining Development Corporation (ZMDC) и Grandwell Holdings, которой владеет ряд граждан Южной Африки.

Радиостанция VOP («Голос народа») ранее приводила высказывания источников, сообщивших, что Мугабе «взял в аренду» частный самолет, принадлежащий Mbada Diamonds, для доставки его из международного аэропорта Хараре в Южную Африку, где он затем пересел на самолет авиакомпании Singapore Airlines и отправился в Сингапур.

В сообщении радио утверждалось, что, что Мугабе уже второй раз в течение менее чем пяти месяцев использует услуги компании Mbada.

Учитывая такую щедрость алмазной компании, работающей в Маранге, представляется несомненным, что на этих алмазных месторождениях происходит много такого, что не сразу бросается в глаза.

Разве стала бы алмазодобывающая компания нанимать аэробус для Мугабе, если бы она не хотела защитить свои интересы в стране, где большинство предприятий выживают за счет покровительства?

Не удивительно поэтому, что в ряде сообщений говорилось о том, что партия Мугабе использует доходы от алмазов Маранге для финансирования своей политической деятельности.

Такого рода «щедрость» делает подобные спекуляции обоснованными.

Интересно также отметить и то, что в суматоху вокруг якобы возможного «последнего вздоха» зимбабвийского лидера оказались вовлечены и отраслевые игроки.

Контроль над алмазами из Маранге

Многие задаются вопросом, приведет ли уход Мугабе к какому-либо изменению в том, как в настоящее время добываются и продаются алмазы из Маранге.

Зимбабвийский наблюдатель за алмазной отраслью Фараи Магуву (Farai Magawu) сообщил агентству Rough&Polished, что в случае ухода Мугабе бо́льшая часть драмы разыграется на политической сцене страны.

Однако, сказал он, тот, кто будет контролировать алмазные прииски в завязавшейся борьбе за власть и господство одержит победу и получит мощную поддержку со стороны таких союзников, как Китай, которым также необходимо защищать свои интересы в Маранге и секторе в целом.

«Зимбабве в настоящее время несет на себе сырьевое проклятие, и вытащить страну из этого круга будет очень трудно», - говорит он.

Новый лидер, очевидно, будет проявлять большой интерес к Маранге и продолжать поддерживаться систему (если таковая имеется), в рамках которой колеса партийной машины хорошо смазываются доходами от алмазов, принимая во внимание шквал санкций со стороны Запада.

Битва за преемственность

Как говорят, битва за то, чтобы стать преемником Мугабе, уже давно идет между нынешним министром обороны Эммерсоном Мнангагвой (Emmerson Mnangagwa) и вице-президентом Джойс Муджуру (Joyce Mujuru).

Мнангагва рассматривается многими как «жестокий» и «хуже», чем Мугабе.

Иранская газета Tehran Times недавно сообщила, что лидер Зимбабве вступил в «джентльменское соглашение» передать власть 65-летнему Мнангагве, который недавно побывал в Иране, добиваясь поддержки ZANU PF на следующих выборах.

Однако партийное положение Мнангагвы не дает ему права получить эстафетную палочку от Мугабе, если тот уйдет со своего поста или скончается в своей должности.

С другой стороны, Муджуру имеет больше шансов стать преемником Мугабе, учитывая ее высокую должность в партии и правительстве. Однако, согласно конституции страны, вице-президент, который совсем недавно исполнял обязанности президента страны, может стать местоблюстителем на период в 90 дней, указывает Лавмор Мадхуку (Lovemore Madhuku), юрист из университета Зимбабве.

«Через 90 дней парламент соберется в качестве коллегии выборщиков, чтобы назначить нового президента, который будет исполнять свои обязанности до завершения установленного срока», - отметил он.

В нынешнем парламенте доминирует Движение за демократические перемены премьер-министра Моргана Цвангираи, что делает не ясным, сможет ли при этом победить кандидат от партии ZANU PF.

Муджуру, скорее всего, будет больше придерживаться реформистских взглядов и будет более приемлема для Запада, судя по недавно разглашенной американской дипломатической телеграмме.

Муджуру, чей муж погиб во время пожара в прошлом году, имел долю в алмазном руднике Ривер Ранч (River Ranch), и она, скорее всего, будет требовать прозрачности в Маранге.

Закон о расширении прав и возможностей коренного населения, который вынуждает иностранные компании передать 51% их акций чернокожим жителям, скорее всего, останется ввиду того, что правительство уже сформировало равноправные партнерские отношения с иностранными фирмами в Маранге.

Наихудшим сценарием в случае ухода Мугабе будет столкновение в борьбе за контроль над алмазными приисками между сотрудниками государственной безопасности и теми, кто присоединился к ZANU PF.

Такое столкновение приведет к запрету алмазов Маранге в рамках Кимберлийского процесса, вследствие чего произойдет снижение уровня предложения на международном рынке, особенно в Индии.

Влияние такого шага, скорее всего, приведет к росту цен на алмазы, так как поступление чрезмерного количества дешевых алмазов из Маранге в Индию привело к сокращению цен.

Индийские торговцы говорят, что зимбабвийские алмазы были доступны по цене $40 за карат, что считается низкой ценой по сравнению с другими источниками, где алмазы продаются по $100 за карат.

Ожидается, что в этом году на индийский рынок хлынет около 11 миллионов каратов алмазов из Маранге, в то время как 30 процентов бриллиантов, в настоящее время производящихся в Сурате, уже являются зимбабвийскими камнями.

С возвратом Мугабе домой «в хорошей форме» все это будет оставаться только предположениями, не говоря уж о том, что желать кому-то смерти просто бесчеловечно.

Добавлено: 16 апреля 2012 г. 16:26