ЮВЕЛИР.INFO : НОВОСТИ

«Банда» ювелиров, или Стоит ли выходить златокузнецам «из тени»?

Категория: События

В начале 2001 года, в мою бытность директором Кубачинского художественного комбината, налоговая полиция устроила «маски-шоу» в нашем московском офисе. И средства массовой информации запестрели статьями о незаконном предпринимательстве, о подделках под кубачинские изделия, о разветвленной сети, торгующей ими по всей России, и так далее, и тому подобное. Мне,пришлось лететь в Москву и целый месяц доказывать, что я не верблюд, что изделия наши – кубачинские.

«Хорошо, пусть ты и прав, но мы дело уже возбудили, и надо «отжаться», чтобы его закрыть», — в конце концов ответили мне. Но с тех пор не реже, чем раз в год в Дагестане происходит очередной «наезд» на ювелиров, с обвинением их в том, что мастера то не там покупают сырье, то нарушают «закон о противодействии терроризму».

Ставшую невероятно коррумпированной налоговую полицию через несколько лет закрыли, как очередной нарыв на теле органов правопорядка. Речь не о том. Именно в России, как ни в какой другой стране мира, наблюдается усиленное внимание правоохранителей к ювелирам. Работа с серебром и золотом – не менее сложное и не более прибыльное дело, чем другие виды производства. Она требует и умения, и таланта, и опыта. Чтобы стать мастером, нужно очень долго учиться, в Кубачи дети начинают учебу и в школе и дома у отцов с семи лет, и не все становятся мастерами к окончанию школы.

«Банда» ювелиров, в том числе два кубачинца

«Ничего такого не было, и вот опять», — как говорил незабвенный Виктор Черномырдин. Новостные каналы дагестанского инстаграма, электронные и бумажные СМИ вновь запестрели заголовками типа «В Дагестане задержали преступную группу, которая занималась махинациями с золотом и серебром», «Спецслужбы пресекли незаконный «золотой бизнес» кубачинцев», «Спецслужбы пресекли незаконный оборот драгоценных металлов в Дагестане». Как оказалось, сотрудники спецслужб ворвались в дома нескольких ювелиров, «в том числе двух кубачинцев», провели обыски, и нашли драгоценные металлы, заготовки изделий, готовые изделия, и даже инструменты для работы. А что они могли ещё найти в домах ювелиров?

Мастер Алихан Машаннаев за работой

«По версии следствия, члены банды сотрудничали с предпринимателями, продающими драгметаллы. В 2015-2019 годах они приобрели более тонны золота и 15 тонн серебра на сумму более двух миллиардов рублей. Преступники сдавали изделия в Прикаспийскую государственную инспекцию пробирного надзора (ПГИПН), уклоняясь при этом от обязательной передачи государству на аффинаж (очищение благородных металлов от загрязняющих примесей)», – сообщает инстаграм-канал «Дагестанские известия».

«Бандиты» не грабили и не обворовывали людей, а приобретали драгоценные металлы и сдавали изделия в Государственную инспекцию, где проверяют, соответствует ли изделие заявленной пробе драгоценного металла: золото – 585 пробе, серебро – 875. Если оно соответствует, то Государственная инспекция ставит пробу. Если изделие не выдерживает пробу, что случается, кстати, очень и очень редко, ставится или заниженная проба, или изделие делают непригодным для использования. И за эту работу мастера платят официальную, законом определенную государственную пошлину.

Если бы эти мастера не сдавали изделия в Государственную инспекцию, где каждый грамм поступающего драгоценного металла документируется, а продавали бы изделия с фальшивыми пробами или вообще без проб, они не были бы в глазах правоохранителей бандитами. Будет лучше, если ювелирное производство в Дагестане опять уйдет в тень?

А что в законе?

Работа с драгоценными металлами и изделиями из них регулируется множеством законов – от УК РФ, ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» до ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Инструкции Минфина России «О порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении».

Сегодня, в отличие от ситуации начала 90-х годов, зарегистрироваться в качестве производителя или оптового продавца изделий из драгоценных металлов очень просто – сдаются заявление определенной формы и необходимые документы в ту же Инспекцию пробирного надзора. Но после этого начинаются мытарства.

Первое – как купить драгоценный металл? В России и в этом особый аршин – у нас металл облагается НДС. То есть изначально металл стоит на 20 % дороже, чем мировая цена. К этому добавить банковскую маржу – как минимум 3 %. Ювелирные заводы в других регионах России, в основном, работают на современных станках, а в изделиях дагестанских мастеров гораздо большая доля дорогого ручного труда. Если покупать драгоценные металлы с НДС, то наши изделия не смогут конкурировать по цене с изделиями других производителей. Минимум 30 раз российские производители за последние годы обращались в Госдуму с просьбой отменить НДС при покупке сырья, но решения как не было, так и нет.

Мастер Алихан Машаннаев за работой

Второе – документооборот. Если ювелир приобрел драгоценный металл, то с этого момента этот металл не принадлежит государству, он является собственностью частного лица. Хозяин должен иметь право его выбросить, подарить, продать, или сделать из него изделие. Оказывается, он не имеет такого права: все шаги с драгоценным металлом регулируются кучей законов и инструкций. И иногда бумаги, описывающие работу с металлом, могут иметь вес больший, чем сам драгоценный металл. А ювелиры, в основном, надомники, мастера-одиночки, не бухгалтера, работать с бумагами не обученные, им бы лучше за верстак…

Что предъявляют «бандитам»?

Как оказалось, спецслужбы обвиняют «участников преступной группы» в том, что они не сдавали металл на аффинаж.

Согласно Статье 192 Уголовного Кодекса РФ, «Уклонение от обязательной сдачи на аффинаж или обязательной продажи государству добытых из недр, полученных из вторичного сырья, а также поднятых и найденных драгоценных металлов или драгоценных камней, если это деяние совершено в крупном размере, – наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет».

Аффинаж – процесс очистки извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих компонентов, доведение драгоценных металлов до качества, соответствующего государственным стандартам и техническим условиям, действующим на территории РФ, или международным стандартам.

В Постановлении Правительства РФ «Об утверждении Порядка работы организаций, осуществляющих аффинаж драгоценных металлов, и перечня организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов» указано, что аффинаж имеют право производить 11 заводов, ближайший из них находится в Москве («Московский завод по обработке специальных сплавов»), самый дальний – в Магаданской области («Колымский аффинажный завод»).

Тут начинается непонятное. Правоохранители считают, что наши «бандиты» должны были отправлять металл, из которого изготовляли свои изделия, на аффинаж в Москву или в Магадан. А в комментарии к статье 192 УК РФ четко указано: «Предметом посягательства по ст. 192 выступают только драгоценные металлы и драгоценные камни, добытые, поднятые или найденные в законном порядке, а именно организациями, получившими в установленном законом порядке лицензию на добычу и производство драгоценных металлов и драгоценных камней».

В инструкции Минфина России «О порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении» говорится: «Собранные лом… и отходы… драгоценных металлов могут обрабатываться (перерабатываться) самостоятельно собирающими их организациями или реализовываться или передаваться на давальческой основе аффинажным организациям или организациям, осуществляющим деятельность по заготовке лома и отходов, первичной обработке и переработке для дальнейшего производства и аффинажа, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации».

Эта инструкция окончательно запутывает всех. «Ювелирной мафии» предъявляют то, что её представители скупали лом у частных лиц и не сдавали их на аффинаж, а инструкция предусматривает и собственную переработку, и переработку после скупки «для дальнейшего производства», и отправку на аффинаж. Выбирайте, что вам выгоднее. Правоохранители выбрали аффинаж и тем самым закрыли возможность для производства дагестанской ювелирной продукции.

Кубачинский мастер за работой. Фото Андрея Шлыкова

Варианты развития событий

Видится несколько выходов из сложившейся ситуации, и ни один из этих выходов не улучшает положение ювелиров Дагестана.

Первое – уход «в тень» — отказ от сдачи изделий на опробирование. Мастера перестанут сдавать изделия в магазины, которые отказываются принимать ювелирные украшения без пробы, и будут продавать частным образом – из рук в руки. Это резко сузит рынок и, соответственно, объемы производства.

Второе – регистрация мастеров в других регионах, где нет такого пристального внимания к индивидуальным производителям, где правоохранителям незаметны их маленькие масштабы по сравнению с местными ювелирными предприятиями.

Третье – тотальная легализация всей деятельности ювелирной отрасли Дагестана, и следствие этого – разорение индивидуальных производителей, которые будут месяцами ждать возврата золота после аффинажа из Москвы, платить за его доставку, оформлять тысячи документов и платить все налоги и пошлины, которые делают бизнес убыточным.

Есть еще четвертый способ – самый маловероятный. Создать ассоциацию ювелиров Дагестана, которая будет защищать их интересы, и собраться всем за круглым столом, чтобы поискать самые оптимальные, но законные схемы работы. Может быть, привлечь к этим поискам и обсуждениям и налоговиков, и правоохранителей, и работников Государственной инспекции, созданной для пробирования изделий тех самых «бандитов»…

Саид Ниналалов

Добавлено: 20 декабря 2019 г. 13:44