ЮВЕЛИР.INFO : НОВОСТИ

Флун Гумеров: Призываю сесть за стол переговоров!

Категория: События

Как и многие другие представители отраслевого сообщества, я узнал о внесении изменений в действующее федеральное законодательство в сфере ДМДК из статьи, опубликованной на сайте Гильдии ювелиров России. Если источник прав, то эти изменения действительно будут иметь очень серьезные последствия.

В последние три года все-таки действовала площадка, где ювелиры общались с регулятором отрасли – Минфином. Я имею в виду Общественный совет при Пробирной палате России. И любые законодательные инициативы, проблемы и насущные вопросы там обсуждались. Мы очень благодарны Пробирной палате за эту возможность диалога отраслевого бизнеса и власти. В диалоге всегда побеждает логика. А когда законопроекты не обсуждаются с экспертами отрасли, принимаются без внимания к самому субъекту, - это политика однобокая. Ведь основная задача тех, кто принимает эти законы, - учесть интересы трех сторон: потребителя, государства и бизнеса.

Недавно в «Ведомостях» была опубликована статья экономиста, ректора РАНХиГС Владимира Мау об отложенных реформах, политической ответственности и функциях государства при технологической революции. Процитирую: «…неэкономические факторы, в частности качество госуправления, сегодня важнее экономических, тех же тонкостей налоговой системы. Защита частной собственности во всех формах и проявлениях приоритетна по отношению к любым экономическим проблемам. Пример, который я всегда привожу, опубликован в журнале конца 1921 г. в ответ на рыночные потуги нэпа: “Бессмысленно государству гарантировать сохранность вклада в банке, если оно не гарантирует сохранность жизни вкладчика”. Это не дается декретами, в это надо поверить обществу. Объявления об амнистии капитала мало к чему приведут, пока бизнес не поверит, что его не будут преследовать».

Так и в нашем случае: если законопроекты не обсуждаются с бизнесом, они ставят под вопрос само существование этого бизнеса в России. При этом важно еще учитывать – Россия сегодня – это часть Евразийского экономического союза. Российский предприниматели во всех отраслях, в том числе и ювелиры, должны иметь условия для работы в своей стране не хуже, чем у наших коллег по ЕАЭС. В идеале – одинаковые условия. Значит, при ухудшении условий ведения бизнеса в стране, наши бизнесмены будут уходить из России к соседям по ЕАЭС, невольно ослабляя отечественную экономику. А это уже политика, большая политика! 

Я вижу здесь не только ошибку авторов законопроектов, не желающих обсуждать важные вопросы с профессионалами, но и недостаточную настойчивость искать диалог с законодателями у общественных ювелирных организаций. Очень надеюсь, что Минфин, в ведении которого находятся ювелиры, будет выступать на их стороне, потому что в Минфине знают отрасль не понаслышке, а глубоко изнутри, и понимают, что сегодня ювелиры конкурируют не столько между собой, сколько с поставщиками на рынок таких товаров как бижутерия, смартфоны и т.д.

По данным Гильдии ювелиров России, все уже принятые и находящиеся в разработке законопроекты так или иначе меняют условия бизнеса не в лучшую сторону. В частности, увеличение пошлины за госклеймение вдвое привело этот показатель практически к «потолку» Налогового кодекса. Но есть мнение, что «потолок» будет повышен, а значит, и клеймение в дальнейшем будет дорожать (несмотря на то, что совершенствование технологий, наоборот, удешевляет процесс). Конечно, я понимаю логику чиновников: пошлина не менялась много лет, а ее размер по сравнению со стоимостью готового ювелирного изделия, незначителен. Но мы же знаем, что в себестоимости изделия основную долю занимает цена на металл, которую производитель платит наперед, покупая золото или серебро с соответствующим налогообложением, и, зачастую, в кредит. Если выделить из стоимости готового изделия торговую наценку и цену металла, то по отношению к оставшейся сумме пошлина за клеймение составит 3 – 5%. А многие ювелирные предприятия сегодня работают с рентабельностью в 1,5%!

Приведу в пример Костромскую область, которая обеспечивает рынку больше половины всей отечественной ювелирной продукции. В новых условиях предприятия Костромы и Красного-на-Волге ежегодно будут выплачивать дополнительно за госклеймение не менее 150 000 000 рублей. На эти деньги они могли бы приобрести 5 – 6 т серебра. Допустим, ежемесячно в среднем предприятие перерабатывает 100 кг металла. Это значит, что в течение месяца 50 предприятий были бы обеспечены работой: сохраняли рабочие места, платили налоги в местный и федеральный бюджеты и т.д. Вместо этого средства безвозвратно изымаются из бюджета Костромского края. А вы подумайте, каким будет объем финансовых поступлений в рамках десятилетия?! Это еще раз подтверждает необходимость диалога между ювелирами и чиновниками: если бы законопроект заранее обсуждался с нами, то нашим союзником выступило бы и руководство Костромской области.

Столь же серьезный финансовый удар получит отрасль и от планируемого введения обязательной сертификации ювелирных изделий и многих прочих мер из обширного пакета законотворческих инициатив.

Если говорить об изменениях на рынке добычи и обработки драгоценных, полудрагоценных и поделочных камней, то реалии таковы, что в направлении его цивилизованного развития правительству надо работать и поддерживать там порядок. Но при этом следует понимать всю специфику этого бизнеса, а значит, и здесь без обсуждения с экспертами разрабатывать законопроект нельзя.

Более всего вновь принимаемые законодательные новеллы бьют по малому и среднему бизнесу. А ведь именно он – основа экономики во многих странах мира. Мы уже забыли о том, что нельзя «кошмарить» бизнес, что у него должна быть презумпция невиновности. В результате новый законопроект снимает ограничения по плановым проверкам контролирующих органов!..

В одном из своих недавних выступлений уполномоченный при Президенте России по правам предпринимателей, сопредседатель Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Борис Титов отметил, что в нашей стране сегодня действует более 2 000 000 требований в отношении ведения бизнеса. Для сравнения, в Казахстане их около 30 000. Если выполнять все требования российского законодательства, то вести бизнес просто нереально!

Отличительная черта ювелирного сектора от других сегментов экономики – наличие особого вида контроля – пробирного надзора, и, соответственно, дополнительной контролирующей структуры – Пробирной палаты России. Если для соблюдения интересов государства и потребителя у Пробирной палаты России не хватает полномочий, то их нужно добавить. Не всем ФОИВам добавить, а только одному, специфическому для отрасли органу. Причем лучше добавить не простых полномочий, а «цифровых»: сегодня по старинке работать уже бессмысленно, эффективности не добиться. Я имею в виду использование отслеживание оборота через маркировку бирок изделий QR-кодами.

Если на каждое ювелирное предприятие начнут приходить из всех возможных федеральных органов исполнительной власти (а их количество зашкаливает!), отрасль просто исчезнет или погрязнет в коррупции. Ведь пропорционально увеличению штрафов вырастут и откаты. Чем сильнее давление, тем выше административная рента, которую бизнес должен заплатить, чтобы ослабить его. Возникает мысль, что именно это и есть конечная цель принимаемых законопроектов: кто-то очень сильно заинтересован в увеличении административной ренты.

Как догоняющей экономике (надо это признать: среднемировой рост ВВП – на уровне 3,9%, а у нас – всего около 1,7%), нам следует либерализовать законы. Чтобы максимально увеличить экономические показатели, нужны очень взвешенные шаги. А любое изъятие средств, в том числе на усиление контролирующего аппарата, наоборот, ослабляет динамику роста экономики. В результате часть бизнеса уйдет в оффшорную зону Армении, в страны ближнего и дальнего зарубежья.

Считаю необходимым, чтобы все заинтересованные в развитии ювелирной отрасли общественные структуры объединились и проявили бы максимальную настойчивость для убеждения авторов законопроектов сесть за стол переговоров и искать взвешенные, компромиссные решения, учитывающие интересы всех сторон: и потребителей, и государства, и ювелирного бизнеса. Еще раз повторюсь: надеюсь, что Минфин России окажется в этот сложный для отрасли период прежде всего на стороне ювелиров.

Добавлено: 25 января 2018 г. 1:36