ЮВЕЛИР.INFO : НОВОСТИ
О ФАТФе несчастном замолвите слово: FATF в России
В среде ювелиров давно бродит недовольство. Обусловлено оно, конечно же, 115-ФЗ о ПОД/ФТ, а также необходимостью самостоятельно проверять всех контрагентов. Уж как только не обзывали наших чиновников, навязавших ювелирной отрасли эти странные правила!
Давайте задумаемся: ПОД/ФТ — действительно весьма дикая штука! Высокие российские ввозные пошлины на ювелирные изделия и камни, сложная бизнес-ситуация, а также чрезвычайно продвинутое государственное регулирование в этой области делают ювелирную отрасль бизнеса в нашей стране, мягко говоря, не самой интересной для злоумышленников-террористов. Если судить непредвзято, то цены на массовую ювелирку у нас в разы выше, чем за границей, притом что спрос не самый высокий в мире. Лакшерный сегмент, так там все еще сложнее! Разница цен у российских и заграничных продавцов на один и тот же товар настолько велика, что на нее вполне можно съездить на недельку-другую в отпуск, скажем, в ту же Италию.
То есть, называя вещи своими именами, преступнику-террористу, коррупционеру-чиновнику или другому плохому дядьке надо быть полным идиотом, чтобы закупать в наших розничных сетях ювелирные украшения, чтобы потом с их помощью как-то финансировать свои грязные дела. И если золотое колечко без камней, купленное в розницу и сданное в ломбард, разорит злоумышленника на небольшую сумму, то уже покупка изделия на сумму свыше 300 000 рублей (что уже попадает в зону регулирования закона) нанесет потенциальному преступнику намного больший ущерб. Если вдруг он решит превратить купленное им ювелирное украшение назад в деньги, то будет очень неприятно удивлен! Наши добросовестные ломбарды в большинстве своем откажутся оценивать драгоценные камни в украшении: «У нас нет геммолога!» — и обслужат лишь золотую оправу. В итоге заплатил 300 000 рублей, к выдаче на руки 2000 рублей за лом золота и выковырнутый камешек, который, помимо того что не продать, еще и попадает под «незаконный оборот» статьи 191 УК РФ.
Мысль в следующем: ПОД/ФТ явно писался под условия развитого вторичного рынка ювелирных изделий и драгоценных камней, чего в условиях России нет и быть не может. У нас только пытаются зародиться аукционы «вторичной» ювелирки. Самая авторитетная в мире сертификационная лаборатория GIA не имеет своего представительства в России, а самостоятельный вывоз камней за границу (или ввоз их оттуда) сопряжен со сложностями и затратами. Даже официальная оценка бриллиантов у нас в стране происходит не по Раппопорту, как во всем мире, а по Прейскуранту №54-01-01-2013, где цены, мягко говоря, слегка расходятся с общемировыми. То есть, как бы глуп ни был террорист, он будет заниматься чем угодно, но не пойдет покупать российские ювелирные изделия для финансирования своих грязных нужд даже по принуждению.
Другая интересная штука — обязательная проверка контрагентов на «благонадежность». Если же наш поставщик или покупатель оказались вдруг «и не друг и не враг, а так», то за это могут наказать! Тоже странная ситуация: у нас огромное количество контролирующих органов, а проверять контрагентов на экономическую безопасность вдруг должно само ООО или ИП. То есть, опять же называя вещи своими именами, человек с неполным средним образованием и ювелирным техникумом/колледжем неожиданно должен засучить рукава и самостоятельно изучить основы экономической безопасности? Вы не находите это странным?
Много загадок в этих законах, но теперь давайте поговорим об отгадках. Немного отвлечемся от темы ювелирного бизнеса. Вы давно ходили в какой-нибудь банк, чтобы открыть там счет? Неважно, частное вы лицо — «физик» или же целый «юрик», вас попросят рассказать, есть ли у вас счета в США. Спросят вас об этом в любом банке: начиная от «Сбера» и заканчивая банком, занимающим 100500-ю позицию в рейтинге Центробанка. С одной стороны, такое любопытство можно объяснить последними усилениями в области отечественного законодательства, посвященного КИК, офшорам и прочим иностранным штучкам. Однако это ошибочный вывод! Правильный ответ — FATF (Financial Action Task Force on Money Laundering) (пер. с англ. «Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег»).
Что есть ФАТФ? Она представляет собой международную, межправительственную организацию, занимающуюся созданием мировых стандартов в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ), а также осуществляет оценку соответствия национальных систем ПОД/ФТ этим стандартам.
Согласно «Википедии»: «ФАТФ была создана в 1989 году по решению стран «Большой семерки» и является основным международным институтом, занимающимся разработкой и внедрением международных стандартов в сфере ПОД/ФТ. Членами ФАТФ являются 35 стран и две международные организации, наблюдателями — 20 организаций и две страны».
Вплоть до событий 9/11 в США деятельность FATF не была такой уж очевидной. Точкой грандиозного изменения в регулировании послужил так называемый «Патриотический акт», принятый США в ответ на террористическую атаку 11 сентября 2001 года. Тогдашний президент США Джордж Буш младший заявил, что «мир больше не будет прежним», и он был прав. В рамках «Патриотического акта» был разработан и внедрен закон AML (Anti-Money Laundering) (с англ. «Против отмывания денег», и вот этот AML до боли пересекается с ПОД/ФТ: ювелирам следует сообщать в надзорные органы США обо всех сделках свыше $50 000, также следует составить письменные правила внутреннего распорядка, дабы точно знать признаки отмывания денег. Всем работникам ювелирного магазина, ломбарда и иного предприятия, связанного с ювелиркой, следует изучить и в точности следовать этим правилам, а также надлежит участвовать в обязательных обучающих семинарах, посвященных «улучшению качества борьбы».
Если посмотреть через призму ПОД/ФТ на США — многое встает на свои места. В американских ломбардах и банках, в отличие от наших, всегда есть геммолог, широко развита сеть оценщиков и экспертов как ювелирных изделий целиком, так и незакрепленных камней по отдельности. То есть «loose diamond» (с англ. «незакрепленный бриллиант») вполне можно сдать в ломбард или использовать как обеспечение по кредиту. Таким образом, наш ПОД/ФТ есть не что иное, как слегка модифицированный AML. Он не навязан злыми отечественными чиновниками нашим несчастным ювелирам, как хотелось бы думать. Это есть обязанность России перед FAFT как страны, участвующей в этом соглашении. Более того, Россия не может даже особенно маневрировать в изменении ПОД/ФТ по своему усмотрению — все определяется международной штаб-квартирой.
Что же там со странными проверками контрагентов? Ну это-то уж точно наши придумали? Кто бы еще додумался до «Положения об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (утв. Банком России 15.10.2015 №499-П)? И здесь ответ — нет! И это тоже часть AML, называемая «KYC» (Know Your Customer — с англ. «Знай Своего Клиента/Поставщика»). Здесь также к нашим ребятам в правительстве предъявить совершенно нечего! Мы снова вынуждены подчиняться и выполнять те обязательства, которые на себя взяли. Интересно, что все это происходит несмотря на санкции/контрсанкции, политику, высылку дипломатов и прочее.
Тем не менее, международной финансовой системе чужда политика. Помните, в самый разгар истерики по санкциям против России кто-то особо одаренный в США предложил отключить Россию от SWIFT[1] и прекратить хождение VISA и MasterCard? Какой восторг тогда поднялся в импортной прессе: «Да-да-да! Отключим противных русских!» Даже сам Барак Обама что-то там изволил заявить по этому поводу. Однако тема схлынула неожиданно, так же, как и началась. По всей видимости? это выглядело для американской стороны так: «Я те сейчас отключу! Давайте вон однополыми браками занимайтесь, геями всяческими. Германию продавите на беженцев, а финансовой системой и без вас есть кому управлять!» — и страсти сразу улеглись.
Наступившая глобализация имеет как свои достоинства, так и недостатки. Например, СССР, с одной стороны, был абсолютно изолирован и независим от мировой финансовой системы. Это гарантировало стабильность внутренних финансов. С другой стороны, неконвертируемость рубля делала всех нас похожими на жителей Северной Кореи, то есть одинаково нищими. Сейчас Россия интегрировалась в мировое сообщество. Помимо преимуществ интеграции со SWIFT, нашей стране приходится нести и связанное с этим бремя обязательств. Понятно, что хотелось бы, чтобы «у нас все было, а нам за это ничего не было», но такое случается только в сказках.
Наверняка, ПОД/ФТ (AML) и «Идентификация Клиентов» (KYC) будут и дальше ужесточаться. К этому обязывают общемировые тренды развития финансовой ситуации. Правительства всего мира хотят налоговой прозрачности. Нам же следует смотреть на вещи более глобально: не всегда, когда происходит что-то странное и принимаются какие-то странные законы, обязательно виноваты наши злокозненные чиновники. Вполне может быть, что это вынужденная мера, «предложение, от которого невозможно отказаться», как это происходит в случае AML и KYC.
-----
[1] Согласно «Википедии»: Общество всемирных межбанковских финансовых каналов связи (от англ. Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunications (SWIFT), произносится как СВИФТ) — международная межбанковская система передачи информации и совершения платежей. Также известна как SWIFT-BIC (англ. Bank Identifier Codes), BIC code, SWIFT ID или SWIFT code.
Независимый эксперт Научные звания: G.G. GIA (Дипломированный Геммолог, Геммологический Институт Америки), A.J.P. GIA (Акредитованный Ювелирный Профессионал Геммологического Инсфтитута Америки), MBA Kingston University UK (Магистр Делового Администрирования Университета Кингстон Великобритания) Автор книги-бестселлера "Драгоценные камни".