ЮВЕЛИР.INFO : НОВОСТИ
Рост российского e-commerce: за чей счёт банкет?
Рост электронной коммерции в России в 2023 году впечатляет своей динамикой. Оборот e-commerce вырос на 28% по сравнению с 2022 годом, достигнув 6,4 трлн рублей. Доля онлайн-покупок в общем объеме розничной торговли подскочила с 11,6% до 13,8%. Но за чей счёт этот банкет? На фоне стагнации традиционных секторов экономики и проблем в промышленности, этот взлет вызывает много вопросов.
Традиционная розничная торговля не может похвастаться такими темпами роста. Минимаркеты и дискаунтеры хоть и показывают прирост, но это лишь крохи по сравнению с экспоненциальным ростом онлайн-продаж. Данные NielsenIQ подтверждают, что доля интернет-торговли в общем объеме розничных продаж неуклонно растет. В то же время, традиционные магазины закрываются, сотрудники теряют работу, и ТЦ вынуждены объявлять войну маркетплейсам. Российский автопром и нефтегазовая отрасль сталкиваются с серьезными вызовами. Автопром вынужден полагаться на крупноузловую сборку китайских автомобилей, что подчеркивает отсутствие инновационного развития. Нефтегазовая отрасль страдает от сокращения добычи и экспорта, а доходы бюджета снизились на 23%. Тогда как как e-commerce продолжает процветать, другие секторы экономики оставлены на произвол судьбы.
На фоне общего медленного роста ВВП в 3,6% в 2023 году, рост электронной коммерции в 28% выглядит как пир во время чумы. Причем, в кредит. Очевидно, что сектор e-commerce растет не сам по себе, а просто за счёт перераспределения потребительского спроса, оставляя традиционные форматы торговли и промышленности на обочине, и вытесняя российские товары на полках магазинов китайскими товарами на витринах маркетплейсов.
Маркетплейсы, такие как Wildberries и Ozon, становятся всепоглощающими монстрами на рынке, диктуя свои условия. Вмешательство ФАС, которое заставило два крупнейших маркетплейса страны улучшать правила игры, указывает на необходимость регулирования и справедливых условий на рынке. Однако этого недостаточно: подход государства к оценке деятельности маркетплейсов должен перестать напоминать отношения папы-чиновника с сыном-мажором, который буллит одноклассников, мол, "чем бы дитя не тешилось, лишь бы не вешалось". Так уж повелось, что пока, по мнению государства, маркетплейсы никогда ни за что не отвечают, а все проблемы в отрасли оцениваются степенью вины продавцов, владельцев ПВЗ и недобросовестных покупателей.
Хорош, дети уже чересчур выросли и должны осознать свою социальную ответственность. Что важно?
1. Продавцы на маркетплейсах должны иметь равные условия доступа к рынку. Условия должны быть прозрачными и справедливыми, чтобы не допускать дискриминации мелких предпринимателей, которым на фоне удушения офлайн торговли пойти больше некуда. Это жизненно важно для здорового функционирования экономики.
2. Сами маркетплейсы должны активно поддерживать локальных производителей, предоставляя им доступ к широкой аудитории, а не заваливать свои полки китайским хламом. Импорт - это, конечно, хорошо; но защита безопасности страны - должно быть в первую очередь историей о том, что Россия должна быть защищена от перспективы стать тупо рынком сбыта для Китая. Поддержка маркетплейсов российским производителям поможет развитию местной экономики, и создаст новые рабочие места, что крайне важно в текущих экономических условиях.
3. Увеличение объемов доставки товаров ведет к росту углеродного следа. Маркетплейсы должны внедрять экологически чистые решения и оптимизировать логистику, чтобы минимизировать негативное влияние на окружающую среду.
Таким образом, рост электронной коммерции, несмотря на ее преимущества для потребителей, вызывает серьезные вопросы о его влиянии на традиционные сектора экономики. Маркетплейсы должны нести повышенную социальную ответственность, обеспечивая справедливые условия для всех участников рынка и принимая меры для поддержки устойчивого развития. Нам всем пришло время задуматься, кто будет платить за ужин когда китаец выставит счёт, и принимать меры для сбалансированного развития экономики.
Александр Ефимов
Председатель совета Ассоциация участников рынка электронной коммерции