Директор Музея Фаберже: «Никаких других «императорских» курочек не существует»
На прошлой неделе коллекционер из Великобритании Андрей Ружников заявил, что на выставке работ Фаберже в Эрмитаже представлены новоделы. Коллекционер считает, что среди них копии знаменитых яиц – «Курочка», «Юбилейное свадебное» и пасхальное яйцо «Александр Невский». Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский отмечает, что сейчас появляются новые творения известного ювелира разной степени достоверности, но все они заслуживают обсуждения.
Выставка «Фаберже – ювелир Императорского двора», открывшаяся в конце прошлого года, показывает экспонаты из коллекции Государственного Эрмитажа, Музея Фаберже в Баден-Бадене, музеев-заповедников «Петергоф» и «Павловск», а также Русского национального музея и Музея христианской культуры.
Среди экспонатов, как написано в аннотации выставки, – миниатюрная копия императорских регалий, пасхальное яйцо с сюрпризом в виде курочки. Именно это яйцо, отмечают в Эрмитаже, Александр III подарил своей супруге императрице Марии Федоровне.
«С пасхального подарка Александра III началась знаменитая и уникальная в истории ювелирного искусства «императорская» серия пасхальных яиц», – сказано на сайте Государственного Эрмитажа. Однако Ружников назвал этот экспонат выставки подделкой.
«Под видом произведений прославленного мастера зрителям были представлены не просто спорные или сомнительные предметы, а откровенные подделки. Бок о бок с прекрасными экспонатами из собраний Эрмитажа, Павловска и Петергофа оказались такие вульгарные новоделы, как фигурка прикуривающего солдата – грубая реплика скульптуры Савицкого из Музея имени Ферсмана, современная копия пасхального яйца «Курочка» – оригинал выставлен в непосредственной близости от Эрмитажа в Музее Фаберже на Фонтанке», – отметил он.
«Петербургский дневник» поинтересовался в Музее Фаберже – крупнейшем в мире собрании шедевров Фаберже, почему на выставке в Эрмитаже не представлена часть их коллекции. Директор Музея Фаберже в Петербурге Владимир Воронченко в беседе с «ПД» рассказал, что коллекция музея не была представлена на выставке, поскольку их не пригласили к участию.
Также Владимир Воронченко прокомментировал ситуацию с пасхальным яйцом «Курочка». Он подчеркнул, что первое императорское яйцо «Курочка» было создано в 1885 году и находится в собрании Музея Фаберже.
«Никаких других «императорских» курочек не существует, хотя похожие по сюжету пасхальные яйца Фаберже делал и для Варвары Кельх (тоже в нашей коллекции), и, вероятно, для других клиентов (например, великой княгини Марии Павловны)», – отметил директор музея.
История императорской «Курочки» из коллекции Музея Фаберже хорошо известна, отмечают в музее. Вскоре после того, как советское правительство продало яйцо за рубеж, в 1934 году оно появилось на аукционе «Кристи».
«Его фотография тогда попала в газеты, а Генри Бейнбридж, бывший управляющий лондонским филиалом Фаберже, написал предисловие к каталогу аукциона и упомянул его там как первое императорское яйцо. Бейнбридж переписывался и сверял свои знания со старшими сыновьями Фаберже – Евгением и Агафоном. Далее мы можем проследить историю этого яйца на протяжении всего XX века. И, конечно, его видели, изучали и признают все мировые эксперты. Так что какие-либо сомнения в его отношении исключены», – подчеркнул директор Музея Фаберже. – Андрей Ружников последние 10 лет не имеет никакого отношения к фонду «Связь времен» и Музею Фаберже. Тон его письма является неприемлемым для научной дискуссии. Мы глубоко уважаем Михаила Борисовича Пиотровского, который является членом Попечительского совета нашего музея, а с Эрмитажем у нас всегда были дружественные отношения, поэтому я считаю для себя невозможным комментировать возникший скандал», – добавил Воронченко.
НА ГЛАЗ НЕ ОПРЕДЕЛИТЬ
Историк Александр Спивак в беседе с «ПД» рассказал, что подделки и новоделы Фаберже продолжают появляться на рынке. И нет ничего страшного в том, что они появляются на выставках и в музейных коллекциях – главное, по его словам, указать, что это не подлинный Фаберже.
«Фаберже подделывали и до революции, и в советские годы, причем не только в России, подделывать его продолжают и сейчас. Все потому, что спрос рождает предложение. Основная проблема подделки в том, что мастера клеймят работу настоящими клеймами. Более того, сейчас появилось высокоточное литье: если раньше была только штамповка, то сейчас это литье практически не отличается от штамповки. Конечно, работы нужно выставлять, но с правильной атрибуцией или со знаками вопроса. Я знаю, что в Эрмитаже немало специалистов, которые имеют свою экспертную оценку предметов», – подчеркнул Александр Спивак.
По словам эксперта, обычный посетитель на глаз не сможет определить, подлинная ли это работа.
«Когда вы смотрите работу в экспозиции, у вас нет возможности увидеть ее объемно», – заключил он.
Оставить комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий,
зарегистрируйтесь или войдите через соц. сети