ЮВЕЛИР.INFO : НОВОСТИ
Руководитель Федеральной пробирной палаты ответил на вопросы участников ювелирного рынка
24 ноября, в режиме ВКС, руководитель Федеральной пробирной палаты Ю.И. Зубарев ответил на вопросы участников ювелирного рынка.
Сегодня сроки клеймения и маркировки ювелирных изделий в Красном-на-Волге составляют около 10 дней. Есть ли возможность нормативно закрепить сроки в 5 дней?
В настоящий момент отрасль переживает существенный рост в 15-20%. Происходит восстановление объёмов на доковидный уровень; выросла и покупательская способность населения. К тому же традиционно, в преддверии новогодних праздников объём сдаваемых на клеймение изделий увеличивается, соответственно, растет и нагрузка на пробиреров.
У сотрудников Палаты на нанесение маркировки на новые изделия уходит немного больше времени, чем только на клеймение. Но по остаткам старых запасов времени затрачивается значительно больше, т.к. требуется считывание информации с бирки. Больше времени тратится и на приёмку: по старым запасам каждое изделие надо проверять индивидуально.
Поэтому на тех участках Пробирной палаты, где сроки маркировки и клеймения увеличились, мы рекомендуем участникам рынка предъявлять «остатки» и старые запасы на маркировку после новогодних праздников. Но сейчас это только для Костромы. Такая же рекомендация и в отношении добровольного клеймения и маркировки серебра – по возможности после Нового года.
В Верхне-Волжском межрегиональном управлении Федеральной пробирной палаты сотрудники работают сверхурочно, а также по субботам, делается все, чтобы до Нового года замаркировать и заклеймить максимальный объём. Сейчас мы вышли по темпам маркировки новых изделий в 1800 изделий на человека в сутки, а по «остаткам» – в несколько раз меньше.
Для того, чтобы избежать повторной сдачи изделий на маркировку, предъявлять вновь произведенные ювелирные изделия лучше одновременно на клеймение и маркировку.
Ситуация с маркировкой складывается не одинаково по производителям: кто-то принципиально сдает только на клеймение, но многие сдают на клеймение и маркировку, хотя такая обязанность наступает только с 1 марта 2024 года. Мы это только приветствуем.
В одном из предложений по критериям рисков предлагается сдавать половину ювелирных изделий из серебра на клеймение. Имеет ли это смысл?
Речь не о критериях риска, а о предложенных критериях мер стимулирования добросовестности.
Применение такого критерия как оценка доли отмаркированных в добровольном порядке изделий из серебра возможна только после того, как будет промаркирован основной объем ювелирных изделий, заявленных в качестве «остатков». То есть не ранее чем через год.
ФПП перестала публиковать сводные данные по статистике производства ювелирных изделий в тоннах и штуках. Можно возобновить полноценную публикацию данных?
ФПП публиковала рейтинги топ-20 компаний, даже давала их доли на рынке, которые можно было соотнести с общими объемами и высчитать их количество по весу. Мы можем это опубликовать хоть завтра – статистика в наличии. Конкретные цифры просили не публиковать сами участники рынка. У них вызывает беспокойство раскрытие коммерческой тайны. Предлагаем «Гильдии ювелиров России» определиться в параметрах публичных рейтингов, и мы их представим.
Из общих данных могу сказать следующее. Мы ожидаем, что по итогам 2023 года количество сданных на клеймение изделий из золота составит порядка 31,2 млн штук, на 4 млн больше, чем годом ранее. Объем производства отечественных изделий из серебра составит 51,6 млн штук, при этом импорт ожидается в объеме 13 млн изделий.
Комплект серег при статистическом учете в ФПП – это как одна единица, или как два УИН, или как три единицы (2УИН + ИНП)?
Если сдатчик завел в системе комплект серег как один УИН, то он и учитывается как один УИН, но это относится только к ранее заведенным «остаткам». В настоящий момент каждая серьга в паре учитывается отдельно и имеет свой УИН.
Оценка «остатков» дает значение в 100 млн штук ювелирных изделий. Как такое количество можно промаркировать до 1.09.2024?
Объем «остатков» и старых запасов, заявленных в ГИИС, составляет 17 млн штук, не 100 млн.
Текущие темпы работы по маркировке и клеймению позволяют выполнить этот объем в срок. Для этого потребуется некоторое перераспределение оборудования между инспекциями, но мы к этому готовы.
Просьба: хотелось бы, чтобы еще на этапе разработки проектов НПА подключались отраслевые общественные организации.
Согласен. Сейчас на изделия наносится достаточно много знаков, разобраться в них не просто, мало кто из потребителей понимает эту систему.
Предлагаем вместе подумать над тем, как упростить эту систему. Код маркировки на изделии содержит подробную информацию об изделии, его производителе, дате производства и т.д. Можно подумать над отказом от шифра именника, шифра инспекции, особенно в случае с маленькими изделиями, на которых мало места.
Насколько необходима маркировка по металлу изделий при условии того, что нанесение Data Matrix-кода на бирку уже гарантирует прослеживаемость оборота изделий?
Маркировка – это доступ покупателя к полной информации о ювелирном изделии, о камнях, металле, производителе и продавце в простом и удобном формате.
Вы знаете, что в этом направлении движутся многие страны, по многим категориям товаров. В Индии, например, тоже предусмотрена маркировка непосредственно на ювелирных изделиях, они это делают в виде 9-значных цифр.
Можно ли рассчитывать, что в рамках ГИИС ДМДК полностью уйдет требование передавать что-либо в Росфинмониторинг, за исключением данных, которые невозможно взять из системы? Речь идет о правилах внутреннего контроля, которые компания должна вести на бумажных носителях.
Требования Росфинмониторинга в первую очередь связаны с вопросом движения денежных средств. А основная задача ГИИС ДМДК – это отражение физического перемещения ювелирных изделий и драгоценных металлов.
В перспективе ГИИС может упростить требования к учету и хранению драгоценных металлов и драгоценных камней, но не к правилам внутреннего контроля в рамках ПОД/ФТ. Нам вместе необходимо подумать над упрощением требований Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной приказом Минфина России от 09.12.2016 № 231н.
Переход на ведение учета драгоценных металлов и драгоценных камней с применением электронной документации – вопрос сложный, т.к. потребует подписания в учетных системах участников всех операций и сведений электронными цифровыми подписями, однако готовы обсуждать его.
Что ГИИС делает уже сейчас, так это способствует обелению рынка через контроль доступа легальных ювелирных изделий на прилавок. По мере того, как количество таких изделий увеличивается, доля нелегально введенных в оборот изделий снижается. Мы видим такие организации и готовы оказывать содействие тем, кто соблюдает законодательство, в том числе и требования к маркировке ювелирных изделий.
На электронных площадках продается много ювелирных изделий, не относящихся к личной собственности граждан, и этим наносится вред тем, кто занимается легальным бизнесом. Можно как-то защитить легальных продавцов от нелегальных?
Через интернет-площадки ювелирных изделий продается на 200-300 млрд рублей, и этот оборот будет только расти.
Интернет-площадки не должны допускать продажи ювелирных изделий ИП и организациями, которые не состоят на специальном учете в ФПП, а также физлицами.
Кроме того, для физлиц, ведущих фактически предпринимательскую деятельность, будет предусмотрена административная ответственность. Соответствующий проект поправок в КоАП готовит Минфин России.
Что делать с изделиями, на которых не читается маркировка? И будет ли на такие случаи распространяться уголовная ответственность? Есть информация о том, что иногда до 50% маркировки на изделиях не читается.
Глубина нанесения маркировки чуть больше глубины нанесения клейма. При нанесении маркировки аппарат ее автоматически считывает, если считывание не происходит - изделие маркируется заново.
Дополнительно проводились исследования в ряде компаний-производителей по прочтению маркировки уже после доработки изделий на предприятиях. Маркировка была устойчивой.
А 50% нечитаемой маркировки - хороший повод для звонка мне для того, чтобы детально разобраться в каждой конкретной ситуации. Пока нам о конкретных случаях информация не поступала. Поступит – разберемся. Но все промышленные испытания системы показали, что маркировка достаточно устойчива.
Как быть с остатками в магазинах, если не читается маркировка? В этих изделиях уже и камни закреплены, их уже не переплавить.
Приносите в Палату, изделия промаркируют, и все будет читаться. Если не читается, то, возможно, маркировка была частично повреждена. Такие случаи единичны и не носят массового характера.
Возможно ли хранение ювелирных изделий в магазинах после 1 сентября 2024 года без нанесения маркировки, но с УИН на бирке?
Мы рекомендуем всем участникам оборота до этой даты постараться успеть промаркировать все имеющиеся изделия, поскольку хранение входит в определение оборота, а оборот без маркировки предполагает ответственность. За соблюдением этого требования следят в том числе и правоохранительные органы.
Когда будет расписан четкий порядок, инструкция по маркировке?
На днях участниками рынка была подготовлена своеобразная инструкция по тому, как представлять изделия на маркировку. Это не нормативный документ, а просто народная «памятка», которая подсказывает наиболее эффективный алгоритм действий. (Инструкция уже опубликована на портале Uvelir.INFO)
Мы ознакомились с ней – в целом все правильно. Если действовать согласно «памятке», проблем быть не должно.
Кто конкретно отвечает за брак при маркировке?
Нужно обращаться в конкретную инспекцию, где допущена ошибка.
Добавлено: 29 ноября 2023 г. 13:33