На рассмотрении у депутатов новый проект – установление штрафов за самовольную нелегальную добычу и реализацию нефрита. По их мнению, это единственное решение, которое поможет остановить незаконных старателей. Дело, конечно, нужное, но вряд ли нововведение решит сложности в похожей на «черную дыру» добыче самоцветов.
Известно, что Россия очень богата алмазами и изумрудами, и не только – в ней в огромном разнообразии пребывают цветные камни, которые по закону не считаются ни драгоценными, ни полудрагоценными. Их используют и ювелиры, и изготовители шкатулок, ваз, сувениров. Российские недра содержат более 100 разновидностей таких самоцветов. Например, малахит, нефрит, агат, жадеит, лазурит.
По мировым меркам некоторые камни уникальны. В Якутии, к примеру, находится единственное месторождение на планете, содержащее запасы чароита. Этот сиреневый минерал легко полируется, из него создаются очень изящные мозаики и украшения. Добыча чароита из-за опасений истощения чароита ограничена – добывают всего 100 тонн в год. Из-за своей редкости камень стоит весьма дорого: килограмм необработанного материала продается за $100–150.
Российская подземная шкатулка с самоцветами полна, однако производство камней подвержено хаосу. Ведется добыча только немного более 20-ти видов самоцветов. Богатые месторождения остаются «прозябать».
Например, почти заброшен горный хрусталь, залегающий в недрах Приполярного Урала. Хотя еще Пётр I в свое время любил пить чай из самовара, выточенного из этого материала. Практически не разрабатываются и месторождения агатов, несмотря на то, что в Западной Сибири и Коми их залежи оцениваются как минимум в несколько тысяч тонн. С 1990-х годов совсем не добывается яшма – самоцвет, который использовали в строительстве метрополитена и применяли для отделки Кремля.
Основная проблема такой заброшенности и неспешности в деле с самоцветами - это отсутствие законодательного регулирования. В законах России существует огромная разница между самоцветами и драгоценными камнями, к которым на законных основаниях причисляют только изумруд, алмаз, рубин, александрит и сапфир.
Так, в отличие от драгоценных камней, добыча которых ограничена жёсткими лицензиями, запрещена почтовая пересылка необработанных камней и самовольная их (и еще янтаря) добыча, остальные самоцветы можно продавать и перевозить куда угодно, на разработку таких месторождений выдаются обычные недропользовательские лицензии.
Такое положение дел провоцирует процветание контрабанды и сомнительного бизнеса. Стоит отметить, что наиболее тяжела ситуация с нефритом, 90% которого добывается в Бурятии. Производится в основном зелёный нефрит, но встречается и чёрный и особо ценный - белый. Сегодня практически все эти самоцветы уходят в необработанном виде в Китай, где этот минерал является культурным символом.
Оставить комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий,
авторизуйтесь на портале или зарегистрируйтесь