Депутат мажилиса от фракции «Ак жол» Дания Еспаева обратилась с запросом к первому заместителю премьер-министра Алихану Смаилову с просьбой принять меры по сокращению теневого оборота ювелирных изделий в Казахстане. По ее словам, доля теневого оборота в этой отрасли доходит до 90%, включая не только сами изделия, но и оборот драгоценных металлов и камней. Об этом со ссылкой на пресс-службу партии «Ак жол» сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Если официально за 2017-2018 годы в Казахстан импортировано ювелирных изделий на сумму 81,5 млн долларов, то по данным Турецкой ассоциации импортеров ювелирных изделий, только из Турции и только в 2017 году в Казахстан поставлено изделий на 267 млн долларов, - говорится в запросе. - В 2018 году из Турции официально ввезено «ювелирки» на 380 тыс. долларов, а по данным экспертов – более чем на 40 млн долларов».
По мнению Дании Еспаевой, увеличению теневого рынка способствует в том числе и контрафактное производство ювелирных изделий в самом Казахстане. Согласно сведениям Лиги ювелиров, такие цеха производят более 1 тонны ювелирных изделий в месяц. На них ставят поддельные клейма российских и других производителей. И только 1-2% изделий производится добросовестными и легитимными предпринимателями, отметила депутат.
«О масштабах теневого рынка можно судить по фактическому объему ювелирной продукции, - продолжила Дания Еспаева. - Только на рынках трех крупных городов - Алматы, Нур-Султана и Шымкента - работают более 3 тыс. точек продажи ювелирных изделий. Оценочный объем продаж по ним составляет порядка до 780 кг в месяц на сумму около 32 млн долларов. И это без учета оборотов всех остальных регионов Казахстана. По оценке Лиги ювелиров, весь казахстанский ювелирный рынок составляет порядка 300 млрд тенге в год».
По словам депутата, поступления налогов от этого сектора экономики учитываются вместе с продажей часов и бижутерии, что затрудняет оценку. Но даже вместе с часами и бижутерией доходы бюджета от оборота ювелирных изделий в 2019 году составили 3,1 млрд тенге, то есть всего лишь на уровне 1%, посетовала Дания Еспаева.
«Все эти факты говорят о полном отсутствии контроля за оборотом изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней в Казахстане, - считает она. - Образовавшийся теневой рынок не только представляет упущенные доходы государства, но и создает недобросовестную конкуренцию для легальных ювелирных предприятий. Под этим давлением многие из них также начинают рассматривать возможности перехода в «серый» оборот».
Одна из причин теневого рынка ювелирных изделий - введение с 2018 года НДС на приобретение аффинированного золота, отметила депутат. Эта мера, по ее словам, не только не увеличила налогооблагаемую базу, но и повлекла за собой сокращение легального оборота и переход к теневому обороту драгметалла.
«Если в 2017 году ювелиры приобрели у ТОО «Тау Кен Алтын» 30 кг золота, то в 2020 году казахстанскими ювелирами приобретено всего 12,5 кг, - сказала Дания Еспаева. - Сегодня основная часть ювелирных изделий, произведенных в Казахстане, изготовлена из золота, приобретенного в ломбардах или на «черном» рынке, без НДС. Только при таком условии они остаются конкурентоспособными по сравнению с импортными изделиями».
Во всех странах, где развито ювелирное производство, отсутствует НДС на покупку золота, им облагается только производство изделий и их продажа, подчеркнула депутат:
«Та же Турция при отсутствии собственных месторождений драгметаллов занимает второе место в мире по производству изделий из них, экспортировав в 2018 году ювелирных изделий на 4,5 млрд долларов. Аналогичное освобождение от НДС при продаже золота в металле ювелирным предприятиям введено в Узбекистане. В нашей стране такая мера была признана нецелесообразной после пилотного проекта и отменена. В результате сложилась нынешняя ситуация, с которой мы считаем необходимым бороться не только запретительными мерами и арестами, но и экономическими стимулами».
В связи этим фракция «Акжол» просит:
- рассмотреть вопрос об отмене НДС при покупке аффинированного золота ювелирными предприятиями для переработки в изделия;
- в целях определения объема рынка ювелирных изделий выделить ОКЭД «производство и реализация ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней» в отдельную позицию;
- в рамках противодействия теневому обороту и контрабанде наделить Пробирную палату компетенцией проверки легальности происхождения представленных на пробирование ювелирных изделий и сырья (драгоценных металлов и драгоценных камней), использованных при их изготовлении.
Оставить комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий,
авторизуйтесь на портале или зарегистрируйтесь