Бирюза - камень счастья
30.04.2010
Камни
Бирюза относится к числу наиболее традиционных драгоценных камней и представляет собой водный фосфат меди и алюминия. Название камня происходит от персидского «фируза», что означает победоносный, приносящий счастье. Бирюза встречается в природе в виде непрозрачного скрытокристаллического агрегата, выполняющего прожилки, формирующего желваки и включения неправильной формы, образующего примазки. Крупные одноцветные выделения бирюзы встречаются чрезвычайно редко, поэтому в ювелирном искусстве часто используется и содержащая бирюзу порода, пронизанная паутиной трещинок, выполненных оксидами и гидроксидами железа (лимонитом) и марганца, имеющая часто характерный брекчиевидный облик. Такие разновидности бирюзы называют «паутинными» или «сетчатыми», а также «бирюзовой рудой» или «бирюзовой маткой».
Бирюза — камень небесно-голубого цвета, как и небо. Она имеет множество оттенков. Бирюза бывает ярко-голубой, светло-голубой, голубовато-зеленой, серовато-зеленой, бурой, мелоподобной.
Видимо, неслучайно бирюзу, сравнивая с небом, недоступным и загадочным для человека, наделяли сверхъестественными свойствами, считая ее чем-то божественным, чистым, безгрешным. О таком возвышенном отношение к бирюзе читаем, например, у Анны Ахматовой: «И святочного неба бирюза, / И все кругом блаженно и безгрешно…»
Бирюза — камень цвета неба, у разных народов олицетворяет процветание и мужество, это символ верности и счастья в любви, благополучия и успеха.
Этот самоцвет, несомненно, можно отнести к числу уникальных природных образований, имеющих многовековую историю использования. Бирюза занимала важное место в ювелирном искусстве Древнего Египта и Китая, особым почетом она пользовалась у различных цивилизаций доколумбовой Америки. Бирюза — излюбленный камень Востока.
В Древнем Египте бирюза наряду с лазуритом и сердоликом определяет цветовое разнообразие золотых украшений, предметов культа и быта. Разработки этого драгоценного камня древними египтянами на Синайском полуострове являются одними из самых древних действующих рудников.
Синайской бирюзой богато украшены роскошные образцы ювелирного искусства, обнаруженные в 1922 году в Долине Царей археологом Говардом Картером в захоронении Тутанхамона: пектораль с крылатым скарабеем, погребальная маска фараона (около 1334 — 1328 год до н. э.) и др. Удивительно, но в искусстве различных цивилизаций, существовавших в древности на американском континенте, бирюза также занимала одно
из важных мест. Достаточно назвать разнообразные предметы: статуэтка кошкообразного божества, ушная подвеска, украшение с мозаичным изображением водяной птицы — из погребального клада Старого Вождя Сипана (100–700 год н. э), относящегося к цивилизации Мочика, появившейся в преддверии нашей эры и просуществовавшей до VII века на территории современного Перу. Особенно популярной и почитаемой бирюза была у ацтеков. Она считалась самой большой ценностью, наделялась волшебными свойствами и широко использовалась в ритуальных обрядах. О трепетном и возвышенном отношении к бирюзе, а также о высоком мастерстве работы с этим камнем свидетельствуют великолепные ритуальные маски ацтеков, богато инкрустированные бирюзой.
У древних китайцев бирюза также была одним из любимых камней после нефрита. Китайские резные изделия из бирюзы: фигурки людей, животных, вазы и табакерки — снискали заслуженную известность во всем мире. Мастера — резчики по камню умело раскрывают его красоту, стараясь с максимальной выгодой использовать весь кусок бирюзы, так чтобы рассекающие ее мелкие жилки лимонита органически вписались в задуманную автором фигурку или другое изделие. Любовь жителей Поднебесной к бирюзе нашла свое отражение и в китайской поэзии.
И конечно же, особого внимания заслуживает знаменитая персидская бирюза. Пожалуй, нет ни одного другого камня, кроме персидской бирюзы, который играл бы большую роль в суевериях и поверьях, был бы наделен разнообразными магическими и лечебными свойствами. Очень поэтично и образно описывает этот самоцвет А. И. Куприн в своей «Суламифи»: «Дарил также царь своей возлюбленной… персепольскую бирюзу, которая приносит счастье в любви, прекращает ссору супругов, отводит царский гнев и благоприятствует при укрощении и продаже лошадей». Здесь речь идет именно о персидской бирюзе, так как Персеполь — это древний персидский город, основанный Дарием I Великим. Начиная с III тысячелетия до н. э. было известно и разрабатывалось знаменитое Нишапурское (Мааданское) месторождение самой лучшей по качеству бирюзы, расположенное на территории нынешнего Ирана. Шахская сокровищница, находящаяся в подвалах Центрального банка Ирана, располагает абсолютно ни с чем не сравнимыми предметами ювелирного искусства, богато декорированными бирюзой.
Это и украшенные любимым камнем Востока серебряные винные бокалы, и кофейные чашки, инкрустированные бирюзой кальяны и сосуды для воды. Самым же примечательным и изысканным произведением искусства, хранящимся в сокровищнице, по праву считается тиара шахини Фарах Пехлеви, в которой бирюза гармонично чередуется с бриллиантами.
Синайский полуостров, Китай, Америка и Иран — это четыре наиболее важных региона, определивших значение, роль и место этого самоцвета в истории Древнего Египта, Средней Азии, Китая, различных цивилизаций доколумбовой Америки. Именно отсюда поступала бирюза в другие страны. Многие из этих месторождений не утратили своего значения и поныне.
Бирюза во все времена широко использовалась для изготовления ювелирных украшений, различных любленной бытовых и культовых предметов. Наиболее обычной формой огранки бирюзы являются кабошоны. На Востоке особо популярными были высокие округлые кабошоны с заостренным верхом, форма которых напоминала красивую женскую грудь. Оправляли бирюзу обычно в золото или в серебро. В ювелирных изделиях бирюза использовалась в сочетании с жемчугом, бриллиантами и другими камнями. У многих народов бирюза входила в обязательный свадебный наряд невесты. Для декорирования крупных предметов использовали пластинки бирюзы, которыми украшен, например, трон Бориса Годунова. Богато украшали бирюзой и конскую сбрую, ведь именно этот самоцвет предохраняет от падения с лошади.
Бирюза представляет собой пористый мелкозернистый агрегат и является поэтому неустойчивым соединением. Она легко впитывает жиры и влагу, реагирует с мылом, растительными маслами, духами, мазями и под их воздействием, а также под влиянием углекислого газа и других реагентов теряет свой небесно-голубой цвет, становится зеленой, серовато-зеленой или белесой. В связи с этим становится абсолютно понятным
восточное поверье о молодой, зрелой и умирающей или больной бирюзе.
Такая особенность бирюзы послужила основанием для многочисленных легенд и поверий, в которых бирюза выступает в качестве индикатора, указывающего, например, на изменение самочувствия ее владельца. Благодаря англичанину Джерому Горсею, автору нескольких сочинений о России, в которой он провел почти два десятилетия по делам коммерческой и дипломатической службы, широко известно суеверное отношение царя Ивана Грозного к бирюзе. «Посмотрите на этот чудесный коралл и на эту бирюзу, — говорил царь Горсею, — возьмите их: они сохраняют природную яркость своего цвета; положите их теперь мне на руку; я заражен болезнью, смотрите, они тускнеют; это предвещание моей смерти». Иоанн Безземельный — король Англии из рода Плантагенетов, правивший в 1199–1216 годах, постоянно носил перстень с бирюзой, полагая, что изменение ее цвета подскажет ему о приближении болезни. Кольцо с бирюзой носил и близкий друг Александра Пушкина Павел Нащокин. По заказу Нащокина, по воспоминаниям его супруги, было изготовлено два кольца с бирюзой, одно из которых он носил сам как амулет, предохраняющий от насильственной смерти, а другое подарил А. С. Пушкину. После роковой дуэли кольцо с бирюзой Пушкин передал своему секунданту Данзасу, который долгое время хранил его как символ дружбы и памяти. Но однажды в сильный мороз Данзас, расплачиваясь с извозчиком, снял с руки
перчатку и обронил кольцо в снег. Поиски кольца оказались тщетными.
Способность бирюзы изменять окраску объясняет и другое восточное поверье, согласно которому бирюза в перстне, полученном из рук любимой, потускнеет и потеряет свой цвет, если она разлюбит.
С другой стороны, пористое строение бирюзы позволяет ее «оживить», то есть усилить цвет и улучшить качество, пропитав ее, например, воском или парафином. Возможности улучшения качества бирюзы подробно описаны среднеазиатским ученым Аль Бируни (937–1048): «Бирюза, подобно тому, как она умирает от (растительного) масла, оживает от (животного) жира; лечат ее жиром и курдючным салом, поэтому она становится превосходной в руках мясников, особенно тех, кто разделывает туши ножом с рукояткой из бирюзы». Применялись и другие способы «оживить» голубой камень. Ее давали проглотить индюку или гусю, закапывали на длительный срок в сырую землю.
Известный русский историк и писатель М. И. Пыляев в своей замечательной книге «Драгоценные камни. Их свойства, месторождения и употребление» (СПб., 1896) сообщал: «Бирюза вывозится продавцами из Персии в глиняных кувшинах с водой; такая моченая бирюза, по вынутии из воды, на несколько дней приобретает цвет лучший, чем в действительности имеет. Наши купцы на Нижегородской ярмарке не покупают бирюзу, покуда не высушат ее у продавца в ящиках со своими печатями».
Драгоценных камней во все времена не хватало для удовлетворения потребностей человека, и уже в древние времена предпринимались попытки замены драгоценных камней. Видимо, тот факт, что древние египтяне покрывали внешне непривлекательный природный материал — стеатит (плотная разновидность талька) слоем глазури, с тем чтобы придать ему вид малахита, бирюзы или лазурита, можно считать первой попыткой человека имитировать драгоценный камень. Позднее стеатит был заменен фаянсом.
В природе нет другого камня, который имел бы такое разнообразие способов облагораживания и такое количество материалов и методов их обработки для создания различных имитаций. Так, природную бирюзу низкого качества пропитывают различными веществами — воском, пластмассами или силикатными растворами. Пропитке подвергается также и измельченная до порошка и спрессованная под высоким давлением бирюза.
Существует ряд природных материалов, которые напоминают бирюзу по внешнему виду либо в их естественном виде, либо после незначительной обработки. Издавна за бирюзу выдавался одонтолит, или «костяная бирюза», представляющий собой окаменелые остатки зубов и костей различных животных, окрашенных в синий цвет фосфатом железа — вивианитом.
Имитациями бирюзы могут служить и сходные с ней по цвету такие минералы, как варисцит, хризоколла, лазулит и некоторые другие. Хорошо имитирует бирюзу и прокрашенный природный боросиликат кальция — говлит. Многие искусственные имитации бирюзы получили собственные названия, например «венская бирюза», изготовление которой началось в Австрии в XIX веке, или «неолит» — имитация сетчатой природной бирюзы. Производят и синтетическую бирюзу, получение которой было разработано лабораторией П. Жильсона в 1972 году.
Бирюза во всех отношениях явление уникальное. Трудно найти другой такой природный минерал, который сочетал бы в себе древнюю историю использования и столь широкие области применения; минерал, имеющий широкую географию распространения и сохранивший для нас элементы культуры и истории разных народов; минерал,
наделенный таким количеством легенд и поверий, магических и лечебных свойств; и наконец, минерал, подверженный столь различным способам облагораживания, обладающий большим количеством различных имитаций.
Оставить комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий,
зарегистрируйтесь или войдите через соц. сети