На нормативно-законодательном горизонте наблюдается некоторое затишье.
Затишье после сентябрьско-декабрьских изменений 2016 года, после волнений с заполнением вопросников и организацией обратной связи в личных кабинетах.
Вспоминается старая карикатура из одного юмористического журнала: цирк; на арене клетка с тиграми; один тигр говорит другому: «Что-то публика заскучала. Развеселим? Клетка-то невысокая».
И вот, похоже, ювелиров тоже решили развеселить.
Сразу на нескольких интернет-ресурсах появились заголовки новостей: «Ювелирные организации будут ликвидировать за нарушения в сфере финансового мониторинга» со ссылкой на некий проект, поступивший в Росфинмониторинг из Центрального банка Российской Федерации.
Приводятся цитаты из законопроекта, якобы касающиеся ювелиров. «Страшно, аж жуть!» (В. Высоцкий).
Но давайте обратимся к первоисточнику. Отложите на несколько минут свои дела и вчитайтесь. Вот что получается, если внести все предлагаемые изменения в текст 115-ФЗ:
(начало текста)
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
операция, имеющая признаки сомнительной операции, – операция с денежными средствами или иным имуществом, имеющая запутанный и (или) необычный характер, не имеющая очевидного экономического смысла и (или) очевидной законной цели, соответствующая признакам, установленным надзорным органом, указанным в пункте 9 статьи 7 настоящего Федерального закона, которая может совершаться в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и иных противозаконных целях;
сомнительная операция – операция, имеющая признаки сомнительной операции, по которой организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, в надзорный орган не представлены документы (информация), подтверждающие отсутствие в ней признаков сомнительных операций.
Статья 7. Права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом
2. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и совершения сомнительных операций разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
5.2. Кредитные организации вправе:
расторгнуть договор банковского счета (вклада) с клиентом в случае принятия в течение календарного года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции на основании пункта 11 настоящей статьи либо операций, имеющих признаки сомнительных операций.
9. Контроль за исполнением физическими и юридическими лицами настоящего Федерального закона в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, за организацией и осуществлением внутреннего контроля, установление признаков сомнительных операций, выявление в рамках надзорной деятельности операций, имеющих признаки сомнительных операций, анализ документов (информации), представленных организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях подтверждения отсутствия в них признаков сомнительных операций, применение мер за совершение сомнительных операций поднадзорными организациями, осуществляющими операции с денежными средствами и иным имуществом, осуществляется соответствующими надзорными органами (в случаях, установленных федеральными законами, учреждениями, подведомственными государственным органам) в соответствии с их компетенцией и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также уполномоченным органом в случае отсутствия указанных надзорных органов или учреждений в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом (далее – соответствующий надзорный орган).
В случае отсутствия соответствующего надзорного органа в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, такие организации подлежат постановке на учет в уполномоченном органе в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
15. Соответствующие надзорные органы направляют поднадзорным организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, информацию о выявленных в их деятельности операциях, имеющих признаки сомнительных операций, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а кредитным организациям, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, страховым организациям (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховым брокерам, управляющим компаниям инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, кредитным потребительским кооперативам, в том числе сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативам, микрофинансовым организациям, обществам взаимного страхования, негосударственным пенсионным фондам, ломбардам в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом.
Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в случае получения информации соответствующего надзорного органа о выявленных в их деятельности операциях, имеющих признаки сомнительных операций, вправе представлять соответствующему надзорному органу документы (информацию), подтверждающие отсутствие в них признаков сомнительных операций, в порядке и сроки, установленные Правительством Российской Федерации, а кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховые брокеры, управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, кредитные потребительские кооперативы, в том числе сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, микрофинансовым организации, общества взаимного страхования, негосударственные пенсионные фонды, ломбарды в порядке и сроки, установленные Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом.
Представленные организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, соответствующему надзорному органу документы (информация), указанные в настоящем пункте, анализируются и учитываются им при принятии решения о применении мер, предусмотренных законом.
Статья 13. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона
Нарушение организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом и действующими на основании лицензии, требований, предусмотренных статьями 6, 7 (за исключением пункта 3 статьи 7), 72, 73 настоящего Федерального закона, совершение ими сомнительных операций в объеме и (или) в течение периода времени, превышающими установленные соответствующим надзорным органом, может повлечь отзыв (аннулирование) лицензии в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Нарушение организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, деятельность которых в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит лицензированию, требований, предусмотренных статьями 6, 7 (за исключением пункта 3 статьи 7), 72, 73 настоящего Федерального закона, совершение ими сомнительных операций в объеме и (или) в течение периода времени, превышающими установленные соответствующим надзорным органом, может повлечь исключение сведений о юридическом лице из государственного реестра микрофинансовых организаций, ликвидацию юридического лица в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут административную, гражданскую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Если иное не установлено законом, к кредитным организациям, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, страховым организациям (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховым брокерам, управляющим компаниям инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, кредитным потребительским кооперативам, в том числе сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативам, микрофинансовым организациям, обществам взаимного страхования, негосударственным пенсионным фондам, ломбардам, нарушившим настоящий Федеральный закон, применяются меры, предусмотренные Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Федеральным законом от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», Законом Российской Федерации от 27 ноября 1992 года № 4015-1 «Об организации страхового дела в России», Федеральным законом от 29 ноября 2001 года №156-ФЗ «Об инвестиционных фондах», Федеральным законом от 18 июля 2009 года № 190-ФЗ «О кредитной кооперации», Федеральным законом от 2 июля 2010 года № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», Федеральным законом от 7 мая 1998 года № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», Федеральным законом от 19 июля 2007 года № 196-ФЗ «О ломбардах».
(конец текста)
Начнем с самого главного – с определения операции, имеющей признаки сомнительной операции.
Чем это определение в основной части отличается от критерия необычных сделок №1101 (Приказ Росфинмониторинга от 08.05.2009 №103)? Ничем. Все субъекты, на которых распространяется действие 115-ФЗ, и так обязаны в своих Правилах внутреннего контроля иметь критерии и признаки сомнительных сделок в соответствии с требованиями Приказа №103, отслеживать операции, подпадающие под эти критерии и признаки, направлять сообщения в Росфинмониторинг. За непредставление информации возможно привлечение к административной ответственности по части 2 статьи 15.27 КоАП РФ. Зачем тогда дается это определение?
Есть в определении еще дополнение, что операция должна соответствовать признакам, установленным надзорным органом. Это означает, что все надзорные органы (в т.ч. и Пробирная палата) должны будут разрабатывать «свои» признаки сомнительных операций. Это реально? А зачем, если в Приказе №103 и так уже есть все критерии и признаки для всех типов поднадзорных организаций.
Далее. Перечитаем новую редакцию пункта 9 статьи 7. Инспекции пробирного надзора, естественно, могут выявить в рамках надзорной деятельности операции, имеющие признаки сомнительных, проанализировать документы, представленные ювелирами в целях подтверждения отсутствия в них признаков сомнительных операций, применить меры в соответствии с КоАП за совершение ювелирами сомнительных операций. Так они и так это делают. А кто предоставил Палате функции контроля за представлением ювелирами информации об операциях, подлежащих обязательному контролю? Организации, поднадзорные ЦБ РФ, предоставляют информацию в Центробанк, а ювелиры и другие организации, на которые распространяется действие 115-ФЗ, представляют информацию в Росфинмониторинг. Чтобы выполнить указанное требование законопроекта, необходимо полностью переработать законодательство о ПОД/ФТ, перераспределить права и обязанности уполномоченного органа и всех надзорных органов. Это реально?
Перейдем к ответственности за нарушения. Лицензий у ювелиров нет, отзывать нечего. Значит, к ювелирам могут быть применены меры из законопроекта: исключение сведений о юридическом лице из государственного реестра микрофинансовых организаций, ликвидацию юридического лица в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Через запятую, т.е. сначала ювелиров исключат из реестра микрофинансовых организаций (?), а затем ликвидируют.
Напоминаю, законопроект подготовлен ЦБ РФ и направлен, естественно, на организации, поднадзорные Центробанку, в том числе в части применения мер воздействия (ст. 13). Похоже, Центробанк просто хочет усилить свои контрольно-карательные позиции, уменьшить количество поднадзорных ему субъектов.
И еще одно замечание. Причисление операции к подпадающей под признаки и критерии сомнительных – слишком субъективная процедура, основывающаяся исключительно на внутреннем убеждении проверяющего. Вам не кажется, что в этом заложена мощная коррупционная бомба. Функции пробирного надзора и так отнесены к коррупционно-опасным функциям Минфина РФ. А что будет, если в руки проверяющих попадет механизм ликвидации организации?
Росфинмониторинг переслал полученный от Центробанка законопроект в Министерство финансов, т.к. (цитата) «вышеобозначенная законодательная инициатива затрагивает сферу ведения Министерства финансов Российской Федерации и в целом предполагает изменение подходов к государственному регулированию финансовой системы Российской Федерации» (конец цитаты).
Вот так – изменение подходов к государственному регулированию финансовой системы.
Кто же так не любит ювелиров, кому выгодно постоянно держать ювелиров в страхе, нагнетать атмосферу страха?
Перечитайте еще раз сообщения в Интернете и приведенную выше предполагаемую редакцию 115-ФЗ.
Уважаемые коллеги-ювелиры, вы заскучали? Вас решили развеселить? Ну, и как, стало веселее? Ждем принятия (не знаю, что и поставить – точку или вопросительный знак)
Оставить комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий,
зарегистрируйтесь или войдите через соц. сети