Наталья Брянцева: «Людям сейчас нужен способ безопасно высказать свою позицию»
Создательница ювелирного бренда Наталья Брянцева — о том, можно ли построить цивилизованный бизнес в России, оставаясь приличным человеком. Читайте в материале "Новой газеты".
Наш разговор она начала с вопроса: «Чем же «Новую газету» заинтересовал ювелирный бренд?»
Нет, Наташа, нас не ювелирный бренд заинтересовал, а вы. Просвещенная предпринимательница со своей позицией, которую она открыто высказывает. Помимо уникальной коллекции украшений, созданной за эти годы, она — вдохновитель множества социальных инициатив. Avgvst поддерживал ЛГБТ+ людей, женщин, страдающих от домашнего насилия, объяснял, почему стоит участвовать в выборах по поводу поправок в Конституции, внес лепту в Instagram-кампанию в защиту екатеринбургского сквера. В шоурумах Августа можно было увидеть плакаты в поддержку Ивана Голунова, украшения в поддержку квир-издания «Открытые». А недавно ювелирный бренд предложил предзаказ на изделия с надписью «Иноагент». Прибыль от продаж отправят фонду «Насилию.нет» и изданию «Медуза» — обе организации российский Минюст признал иностранными агентами. Если вещей со словом «иноагент», как кажется Наташе, будет больше, «клеймо» превратится в знак качества.
Avgvst вообще не про светскую жизнь, и даже бизнес — вполне успешный — здесь скорее фон. Avgvst — про искусство быть собой. Про украшения для тех, кто не носит украшений. Про ценности, которые не обозначить ценником. Про зыбкий мир, уплывающий из-под ног, в котором цепляемся за серебряную подвеску с буквами И-Н-О-А-Г-Е-Н-Т, чтобы не сорваться вниз. Нет смерти для камней — и, кажется, лишь эти посверкивающие на свету вещицы, соединившие минувшее и грядущее, способны остановить бесшумный бег часов.
СПРАВКА
Наталья Брянцева — основательница известного ювелирного дома Avgvst с шоурумами в центре Москвы, Петербурге и Екатеринбурге, производством на Урале и интернет-магазином, который отправляет минималистичные украшения по всему миру. О коллекциях Avgvst пишет глянец и общественно-политические СМИ.
— Своим родным городом вы называете Екатеринбург. Граница Европы и Азии. Место особой энергии, питающей штучные дарования. Неизвестный, Балабанов, Рыжий, Кормильцев, Сигарев. Потрясающая анимация. Может, правда там со времен Хозяйки Медной горы какие-то особые токи?
— Я бы это все объединила словом «созидание» или «деланье» — в широком смысле. Это регион не торговли, коммерции и купечества, а производства и творчества. Вот когда трансформируешь одни материалы и ресурсы, создавая что-то иное… мне кажется, это очень про Урал. Взять кусок каменного, природного сырья, огранить и сделать что-то неповторимое, особенное.
— Да и сами камни обладают энергией…
— Увы, месторождения выработаны, камней практически там не осталось.
— Екатеринбург известен уникальной архитектурой конструктивизма. Ваше любимое место в городе?
— Мой дом. Ему 117 лет. Это дом старых большевиков. Когда мы покупали квартиру, хозяйка едва не забыла в тайничке стола документы мужа, датированные 1914 годом. Представляете, насколько старые большевики… дореволюционной выделки.
— Ваше пристрастие к ручной работе с детства. Вы же не только рисовали, что-то лобзиком выпиливали, кстати, что?
— Мы с папой выпиливали Микки Мауса на подставке и слона, у него вот так вот вертикально уши двигались. Любовь и тоска по ручной работе привели меня в свое время в ювелирную мастерскую. И там мне пришлось попилить лобзиком. Все детство я что-то вышивала, шила, пилила, клеила. Сейчас, к сожалению, меньше — в моей работе превалируют маркетинговые задачи, креативные, дизайнерские. Но вот ручками что-то поделать — ох как люблю и ценю: важный навык.
— Ювелирное украшение для вас что? Язык? Средство опознавания «свой — чужой»? Или, помните, как говорил Уорхолл: роскошь не делает нас красивее, но помогает чувствовать нам себя более красивыми?
— Для меня украшение — способ высказаться человеку, послание себе или окружающим. Талисман или такая татуировка, которую можно снять. Как правило, люди покупают украшения, когда хотят зарубку себе сделать на память о важном событии в жизни, о перемене участи. Это может быть защита диплома, изменение траектории жизни: помолвка, свадьба, развод, окончание института.
— Наверное, вы можете многое узнать про человека по украшению. А можно вас обмануть? Как героиня Мопассана, которая настоящие драгоценности выдавала за фальшивые.
— Не думаю, что украшениями можно обмануть, а вот выдать себя — да. Про характер человека украшения многое объясняют, про способ мышления. Поэтому я, в первую очередь, смотрю на украшения человека. У меня есть особенность, с которой пытаюсь бороться: вешаю на людей ярлыки. То есть пытаюсь человека в какую-то ячейку определить в своей голове.
— Можно же навешать лапшу с помощью украшений, нарядить себя, как елку…
— Это не лапша — ты признаешься в том, насколько ты поверхностный человек. Скорее, выдаешь свою суть, нежели обманываешь. Надеть фейковые бриллианты, чтобы сойти за богачку сложно — фейковые бриллианты можно распознать даже не по камням, по способу их закрепки.
— Ваш бренд персонифицирован: это и вы, и участвовавшие в создании разных коллекций Дельфин или Алена Долецкая. Почему сегодня востребован именной бренд?
— У меня нет однозначного ответа… Наша марка когда-то называлась моим именем, я ее переименовала — не хотелось быть лицом бренда. Но если ты предприниматель с позицией, избранным путем, то транслируешь это от своего имени. Один знакомый собственник крупного бизнеса сравнивает предпринимателя с комариком, сидящим на лампочке, тень от комарика — и есть твоя проекция, твой бизнес. То, какой ты сам, что для тебя важно — так или иначе отражается во всем: в корпоративной культуре, в отношениях в команде, в твоих отношениях с поставщиками, в визуальном воплощении бренда. Сейчас, когда бизнесов стало много, а информации слишком много, легче в голове потребителя занять какую-то ячейку и запомниться, если бизнес транслирует какая-то персона. Моя гипотеза: мы проще запоминаем людей, чем бренды.
— А как вы соединились с Дельфином? Где-то он сказал, что ваши украшения прилетели из космоса.
— Мне очень хотелось сделать украшения, подходящие мужчинам, хотя уже не стоит делить дизайн на мужской и женский… Я подумала: здорово сделать гендерную коллекцию в идейном партнерстве с мужчиной. Моя подруга, занимавшаяся организацией концертов, вспомнила, что есть идеальная персона — Андрей Лысиков. Через несколько дней у него был концерт в Екатеринбурге. После концерта мы познакомились, я показала, что мы делаем. И Андрей сразу сказал: «Почему бы нет, мне нравится, это классно выглядит, давай попробуем».
— Наверное, вы специально что-то на себя надели тогда, чтобы он воочию увидел ваши вещи?
— Нет-нет, показывала в телефоне. Еще менеджер Андрея замолвил за нас словечко, он хорошо знает наш бренд.
— Не только коллекция с Дельфином оказалась гендерно нейтральной. Ваши сережки, кольца, часы носят и юноши, и девушки. Они изначально адресованы не полу, а — скажем так — людям?
— Конечно. Однажды я поняла, что нет смысла разрабатывать дизайн под гендер, на съемках мы начали надевать на юношей украшения, задуманные как очень женственные (у нас есть коллекция Heart of Avgvst, в которой мы рассказывали историю женственности).
— «В сердце Августа». Есть такая анимация у Любови Жуковой — взгляд из окна поезда. Вы же тоже одушевляете камни и металл.
— Коллекция сочинялась как поиск и воплощение женственности. Примерили украшения на молодых людей и были поражены: как круто на них смотрятся. Мужчины становятся более мужественными. Отныне мы стараемся все украшения снимать как на молодых людях, так и на девушках, это смотрится органично и не кажется хайпом или временной модой. Думаю, что это с нами надолго.
— Но «Август» вообще, скорее, не про роскошь, а про аксессуары.
— Есть такое понятие, как fine jewelry — высокое ювелирное искусство с использованием инвестиционных драгоценных камней, — бриллианты, изумруды, сапфиры… А в пору развития Инстаграма начал развиваться сегмент demi-fine jewelry — украшения между бижутерией и высокой ювелиркой. В них — более, чем материал, — значимы дизайн, смыслы, символы.
— Слово «ювелирка» не обидное?
— Ну есть немножко. Главное, чтобы «цацками» не называли. Обидно, когда говорят: «Ну вы же бижутерией занимаетесь». Готова прямо убивать на месте.
— Ваши вещи я прекрасно представляю себе в метро, в студаудитории, в театре. У нее нет «места действия» и «места времени».
— Совершенно верно. Это как часть тела. Мне нравится мысль, что не нужно соответствовать какому-то стилю, чтобы носить «Август».
— Любопытно, что в украшения «Августа» (имя бренда возникло из строк Пастернака про творчество и чудотворство) вы периодически зашифровываете разные послания, в том числе о Софье Ковалевскей, Карле Фаберже, Малевиче. Считывают ли эти «коды» ваши клиенты?
— Не так важно, чтобы они их считали, хотя мы стараемся внятно донести свою мысль, важно то, какое послание они сами вкладывают. Знаете, в ювелирной торговле нередко спекулируют магическим свойством камней, у меня от этого прямо трясутся поджилки. Словно кто-то снаружи тебе навязывает какой-то смысл у камня. Аметист — вдовий камень, горный хрусталь — к деньгам… и прочие предрассудки. При этом мне жутко нравится, когда человек видит камень, и сам наделяет его смыслом. Ты решаешь, что горный хрусталь для тебя символ, не знаю… честности к себе и правды с окружающими, допустим. Носишь его, и он тебе об этом напоминает. Вот в эту магию я верю.
— Можно вообразить стихи Ахматовой или Цветаевой о камнях, об августе, интерпретированные в каком-то украшении.
— Мы сейчас стараемся сделать коллекцию на основе одного стихотворения Марины Цветаевой: «Август — астры, август — звезды, август — гроздья винограда и рябины ржавой — август!». Надеюсь, успеем к августу ее закончить.
— Вот я понимаю — Фаберже, Малевич… Но не понимаю, как можно Ковалевскую в камне зашифровать?
— Ну не в камне, мы специальную гравировку на часах сделали. Если честно, у меня был забавный челлендж в начале нашей работы с часовым заводом «Ракета». Мы к ним пришли, говорю: «Я мечтаю сделать часы. Мой отец носил модель «Коперник», и эти наградные часы — единственное, что мне осталось памятное от папы. Для меня это суперважно». Они объясняют: «Если мы с кем-то и работаем, то часы посвящаем первенству России в каких-либо областях. Например, нам разрабатывала серию балерина Большого театра или Наталья Водянова…» Конечно, я не балерина, не космонавт, не модель… Хотя сомнительно, как дизайн может разрабатывать балерина, сколь гениальной танцовщицей она бы ни была. «Хорошо, — говорю, — сделаем дизайн, который посвятим женщине, прославившей Россию». Когда начала искать кандидатов на эту примечательную роль, поняла, что это либо актрисы, либо пулеметчицы. То есть в истории России помнят единицы имен женщин-ученых, исследовательниц. И поэтому нашим кандидатом оказалась принцесса русской математики Софья Ковалевская. Невероятная женщина с невероятной судьбой. Она занималась физикой небесных тел, и ее открытия получили в астрономии применение, поэтому мы посвятили часы Земле и Луне: радиус стрелок соотносится с радиусом Земли и Луны, на обратной стороне мы сделали гравировку: «Говори, что думаешь, делай, что должен, и будь, что будет». И часть этой фразы: «Будь, что будет» — нанесена на крышечку сзади.
— Скажите, не умирает традиция передавать драгоценности в семье от поколения к поколению? Теперь же бриллианты — лучшие друзья скорее бабушек, нежели внучек: их и носить уже не модно. Вы получили от бабушки какое-то красивое украшение?
— Не знаю, как у других, мне от бабушки досталось золотое кольцо с синтетическим корундом, про который она всю жизнь думала, что это рубин, и любовалась им. Это была большая афера советского периода. Корунд — «побочка» производства лазеров в Советском Союзе, и они их называли «сапфиром», «рубином» или «александритом». Так писали и на бирках. На самом деле, сегодня стоимость синтетического корунда меньше одного доллара. А это кольцо-лодочка с таким «рубином» — мое наследство…
— Хорошо, что бабушка не узнала.
— Да, это правда. Но я бы хотела, чтобы эта традиция сохранилась или возобновилась. И поэтому нам важно работать и с драгоценными металлами, чтобы дизайн был, как говорится, износостойким и дожил до другого поколения.
— Но ведь и сама ценность бриллианта, изумруда, если это не инвестиция, падает. Интересный дизайн вымещает вес и качество камней.
— Это как раз то, что направление demi-fine Jewelry сделало. В первую очередь, мы ценим дизайн… Да и еще эти бесконечные разговоры о неэтичности бриллиантов делают свое дело.
— А почему они неэтичны?
— Нужно перерабатывать огромное количество руды, задействовать множество ресурсов. Африканские бриллианты называют «кровавыми», там есть истории про рабский труд детей. Якутские алмазы в этом смысле более этичны. Но поговорка «Бриллианты — лучшие друзья девушки» теряет актуальность.
— Считается, что в современной России практически невозможно с нуля создать успешный бренд: прилетят, заклюют и все такое. Как вам удается создавать с нуля и развивать бренд. Неужели вам не мешают?
— Мне кажется, что столько прекрасных брендов вокруг, потому что это очень просто. В России в целом довольно низкая конкуренция во всех отраслях, и если у тебя есть голова на плечах, кое-какой профессионализм, знание своего дела, то у тебя все шансы на успех. Гораздо сложнее сделать бренд с нуля в Европе или в Америке, где история предпринимательства долгая, люди поколениями занимаются одним делом, и, конечно, вклиниться в эту историю трудно. В России истории предпринимательства практически нет, точнее, она была прервана. Нормальный сайт сделал, над дизайном потрудился — и уже самый классный.
Другое дело, что в России нет цеховой солидарности и поддержки. Грубо говоря, никто за тебя не болеет, напротив, все ждут, пока ты оступишься. Ну, к этому просто надо привыкнуть.
— Да ведь это практически во всех сферах. Какая-то неизлечимая болезнь. Притом, что вместе значительно легче решать неистощимые проблемы. Но нет, исторически сложилась: топят друг друга, потом тонут сами.
— В последнее время эта тема очень меня волнует, я везде ее вижу. Что сделать, чтобы поменять эту тенденцию, не понимаю пока.
— Во многом ваша компания выросла благодаря Инстаграму, ваши клиенты постепенно становятся вашими товарищами, единомышленниками. Вам хотелось создать сообщество «Августа»?
— Нет, это никогда не было целью, да и у меня в голове не было четкого алгоритма, как это делается. Просто такой ход событий. Если исходить из позиции, что твои клиенты люди умные, со вкусом, достойные, интересные… те, с которыми хочешь пойти на завтрак, на вечеринку, деловую встречу… Если любить их до того, как они тебя полюбили, то и они начинают отвечать тебе тем же. Дружба может быть эпистолярной, в рассылках или на каких-то оффлайн-встречах. Но это настоящее общение.
— Вы не скрываете взглядов, и значит, клиенты, избегающие политических, социальных тем и проблем, уходят… При этом «сообщество Август» растет, сейчас вас вроде более 50 тысяч.
— Уходят те, кто случайно приклеился. Подписаться на нашу рассылку или в Инстаграме может каждый, ты не можешь, да и не хочешь контролировать, кто это. Просто когда систематически рассказываешь, какой ты, что тебя волнует — кто-то отписывается. И ничего плохого в этом нет. Люди, не разделяющие твоих убеждений, отсеиваются. Лучше сразу, чем они сбегут в сложный момент, когда — не знаю — обрушится карантин, твои магазины закроются, и никто не сделает заказ на сайте.
— При этом на карантине вы едва ли не четырехкратно «выросли», у вас получается кризисные моменты использовать как мотор для развития?
— Это получилось еще и потому, что с нами были те клиенты, которые пришли к нам не ради скидки, не ради хайпа или разовой покупки серебряной цепочки со скидкой 60%, а наши союзники, которые ценят то, что мы делаем.
— У нас негласный запрет для бизнеса — выражать гражданскую позицию. Вы остаетесь верной политической стратегии вашего бренда. Но вы же видите, как все меняется, ржавеет. Как соотнести вашу открытость, внутреннюю свободу с полицейским государством, с доносами, репрессиями, криком буйных политтехнологов? Вы бесстрашная?
— Иногда мне кажется, что гражданская позиция, которую отстаиваем, лишь следствие моей наивности, романтичного юношеского максимализма, хотя мне уже лет немало. Искренне не могу понять и принять мир, когда ты не можешь высказать мнения по какому-либо поводу. В последнее время говорить становится все страшнее. Я понимаю, что в каких-то случаях лучше воздержусь, пытаюсь придумывать шифры и микронамеки, чтобы моя аудитория поняла, о чем речь. Но необходимо продолжать высказываться в рамках закона, во что бы то ни стало защищать тех, кто нуждается в нашей защите. Просто делать это нужно не оголтело, а более осмотрительно. Мы же не занимаемся оппозиционной деятельностью, агитацией. Это вне поля наших интересов. Мы хотим, чтобы люди знали нас, уважали за классный дизайн, а не за гражданскую позицию. Но когда происходит нечто, мимо чего ты просто не можешь пройти… ты строчишь в ночи какой-то пост, мол, ребята, надо поддержать гибнущего человека. Или: ребята, давайте поддержим медиа, которое прессуют. Или давайте вспомним, что ЛГБТ+люди существуют, и они классные. Это же и нам самим нужно. Мне хотелось своим примером дать импульс другим бизнесам. И мне кажется, кто-то, глядя на нас, тоже начинает высказываться.
— Вы говорите эзоповым языком, а при этом открываете предзаказ на украшение «Иноагент». Люди заказывают подвески с буквами «И-Н-О-А-Г-Е-Н-Т»?
— Еще как! Нам пришлось остановить предзаказ, чтобы не превратиться в фабрику по производству «иноагентов», не подвести по срокам людей, уже сделавших заказы. Людям сейчас нужен способ безопасно выразить свою позицию. Писать в фейсбуке страшно, выходить на площадь страшно, а носить маленькую штучку, которая говорит о том, что ты думаешь, — важно.
— Там же на странице есть и образцы мерча: худи, футболки, брелоки?
— Мы выложили примеры дизайна, шрифтов, если кто-то захочет их использовать… «Медуза» потом сама всех позвала делать мерч в поддержку. Но речь идет о множестве других иноагентов. Сейчас мы вернули заказ на серебряную бирку «Иноагент», стараемся ее не афишировать, чтобы не было большого потока.
— А 20% от стоимости кольца-печатки Peace and love c орнаментом в виде пацифистского знака и сердца идет на оплату адвокатов жертв домашнего насилия? Такие жесты, во всяком случае для меня, входят в понятие «красота». Пусть хотя бы так спасает мир.
— Соглашусь с вами. Невозможно помочь всем, поддержать благотворительные инициативы. Но мы для себя очертили круг близких, отзывающихся в нас тем, сосредоточились на проблемах домашнего насилия и правах людей.
— Это ведь еще и про то, что спасаться можно, спасая других. Мода и социальная сфера неразрывны. Среди ваших кумиров — прекрасная Сюзанн Бельперрон, украшения которой коллекционировал Лагерфельд, активная участница Сопротивления, между прочим. Так что, мода не существует на облаке…
— Мода всегда была политичной и должна оставаться такой, наверное. Потому что люди транслируют себя и свои мысли через то, что они носят. И, например, надеть униформу или ходить только в белых футболках и джинсах неизвестных марок — это тоже высказывание. То есть плюнуть на моду — тоже высказывание, как ни крути.
— У нас были времена, когда в сером ходила вся страна. Это униформа идеологии. Людей в чем-то ярком, броском третировали… как иностранных агентов.
— Высказывание через одежду может быть индивидуальным или коллективным.
— Вы согласны с идеей создания «дублет-страны»: параллельной негосударственной системы, внутри которой мы сами решаем проблемы, насколько возможно?
— Да, мне кажется, что уже строится дублирующее государство, каким мы хотим его увидеть: демократичным, защищающим права человека И наблюдать за этой тенденцией интересно, и участвовать в этом строительстве.
— Но есть ли сегодня перспективы у этого дублирующего государства?
— Понятия не имею, но по-другому быть не может. Если нас не устраивает институт российского школьного образования, мы вместе с другими родителями скидываемся и организовываем школу, чтобы понимать, чему учатся наши дети. То же с детскими садами, домами по уходу за пожилыми людьми. Мы скидываемся и финансируем условное «ОВД-Инфо». Нам не нравятся госканалы, мы финансируем независимые медиа. Это хорошо, потому что институты, которые мы формируем, максимально эффективны, соответствуют требованиям времени. Думаю, что эта тенденция будет развиваться.
— Наташа, когда совсем сил нет — моральных, душевных, — где их берете?
— Вот недавно поняла, что силы восстановить можно только отдыхом. Я его недооценивала долго, и вот учусь отдыхать, понимаю, что ничего не делать — тоже источник сил. Можно было придумать, отвечая на ваш вопрос, что-то красивое: общаться с искусством, видеться с друзьями… Нет… просто побалдеть.
— Где-то прочитала, что когда вам плохо, вы плачете, вы танцуете, вы поете. А что вы поете и танцуете?
— Обычно то, что у меня в наушниках. Причем пою я крайне плохо, надеюсь, никто не слышит. А слушать могу всякую музыку — от группы «Скриптонит» до Леонида Агутина… Танцы — вот моя страсть.
— На вас фирменное брянцевское кольцо, тонкое с цепочкой и крестиком. Опишите идеальное украшение для Наташи Брянцевой?
— Сложно описать его дизайн, потому что в разное время мне нравятся разные вещи. Сейчас, наверное, это что-то тонкое из лимонного золота и с каким-то неочевидным тайным смыслом.
— Поговорили про моду и политику, моду и поэзию. А юмор?
— Это лучшее, что можно создать. Но есть тонкая грань… знаете, бывает «шутка за сто» — вот чтобы неловких «шуток за сто» не было.
Сейчас готовим к выпуску серебряное украшение, напоминающее подъездный ключ, такая пипка магнитная. Удивительно, ее практически, кроме России, в Европе нигде не используют. Там и не поймут, что это такое. Мне кажется, что это классная ирония с оттенком ностальгии по временам, когда мы в детстве носились с ключом на шее.
— Была и скрепка в вашей коллекции.
— Признаюсь, этот творческий метод опасный. Как правило, стараюсь избегать подобный запрещенный прием. Легко полюбить такое украшение — человек сразу покупается. Легко полюбить сережку, похожую на скрепку, браслет со спичкой, подвеску с чупа-чупсом… Это хорошо продается.
— Но это же вызывает улыбку. Не вижу в этом ничего опасного.
— Слишком легкий путь. А так как мне все время кажется, что жизнь — борьба, пытаюсь эти легкие тропинки обрубать. Магнитный ключ, наверное, интереснее скрепки, потому что не самая очевидная штука. Ну а сделать украшение в форме шпильки, «невидимки», таблетницы… в общем, это не круто.
— Я посмотрела ваши коллекции, в основном все они про любовь. Больше всего понравился браслет, который спаян грубым швом с одной стороны и разомкнут — с другой. Очевидная метафора отношений: связанности и открытости.
— Мы придумывали вместе с Дельфином этот браслет, который с одной стороны держит, а с другой — открыт, и этим великим смыслом его наделил сам Андрей.
— Раз в месяц вы пишете письмо своему сообществу о том, что происходит, что вас волнует. Что бы сегодня вы написали и вашим клиентам, и нашим читателям?
— Мне очень хочется, чтобы люди больше думали о последствиях своих поступков, нежели о своем аватаре в социальных сетях. Увы, аватар и сердечки в соцсетях цепляют многих больше их собственной реальной жизни. Мы пишем в социальных сетях, что выбираем правдивость и непричесанную реальную жизнь, а сами лукавим. Мне кажется, нет более вредной и наглой лжи, чем то, что человек транслирует, представляя себя другим. Короче, хочется, чтобы люди просто помолчали, подумали, поработали.
Оставить комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий,
зарегистрируйтесь или войдите через соц. сети