Рынок янтаря: Все оттенки отрасли
Развитие янтарного рынка в России связывают с появлением новых продуктов на основе ископаемой смолы.
Основными продуктами переработки янтаря традиционно являются полуфабрикаты (кабошоны, заготовки и др.), золотые и серебряные ювелирные украшения со вставками из янтаря, бижутерия и сувениры.
«Технологии развиваются и спрос есть: сегодня не только бабушки покупают янтарь», — говорит руководитель ювелирной студии Darvin Вячеслав Дарвин. По его словам, ювелиры, работающие с янтарем, подстраиваются под потребителя: меняют основной материал изделий для инкрустирования янтарем — золото на более модное серебро, придают больше значения дизайну украшений.
По словам руководителя Калининградской гильдии мастеров янтарных дел Юрия Великотского, до 50% стоимости украшений и сувениров — это стоимость работы мастера. «Мы научились работать с «камнем», делать композиции и большие интерьерные вещи — ларцы, вазы, иконы, и не обсыпанные, а мозаичные. Мы шли по стопам реставраторов Янтарной комнаты, научились колорировать янтарь, не забивая цвета, а усиливая его природные оттенки», — говорит Юрий Великотский. По его словам, палитра янтаря насчитывает более 200 оттенков, а российским мастерам на международных выставках стенды предоставляют бесплатно, потому что таких работ больше никто не делает.
Янтарные комнаты ХХI века
Украшение интерьеров янтарем — одно из исторически сложившихся направлений, говорит директор Калининградского музея янтаря Татьяна Суворова, достаточно вспомнить Янтарную комнату Екатерининского дворца в Царском Селе. Переработка янтаря способствует развитию сопутствующих производств: мебели, изделий бытового и декоративного назначения, отмечается в стратегии развития отрасли до 2025 года, принятой правительством РФ в 2017 году.
Производством мебели, инкрустированной янтарем, в Калининградской области занимается мануфактура «Емельянов и сыновья». Президент ассоциации переработчиков «Янтарь» Илья Емельянов — потомственный янтарщик: семейный бизнес основан его отцом в 1992 году.
Мебель предприятие поставляет заказчикам в США, Францию, Испанию, ОАЭ, Китай и другие страны. Краснодеревщики владеют старинными техниками выкладки мозаики из янтаря, отмечает Юрий Великотский.
Применяемые мебельщиками технологии позволяют избежать губительного воздействия на материал ультрафиолета, при котором янтарь обычно меняет окраску и становится хрупким, говорит Татьяна Суворова, и позволяют применять ископаемую смолу в витражах окон и дверей. Однако подобные изделия всегда были роскошью, а развитием более массовых сегментов янтарного рынка эксперты связывают в том числе с предложением новых продуктов.
Косметика, краска, стройка
Дополнительными ресурсами обладает сам процесс добычи янтаря, говорит Илья Емельянов: глауконит, содержащийся в янтароносных породах, может быть использован как строительный материал и как удобрение. «Сейчас эти ресурсы сбрасываются в море, что создает условия для наращивания пляжа, использование их в строительной и химической отраслях требует экономических обоснований, наличия рынка сбыта в том числе. Сейчас над этим работают», — говорит Илья Емельянов.
По данным минпрома Калининградской области, промышленный янтарный кластер будет развивать в том числе производство строительных смесей и плит из отходов, образующихся при добыче янтарного сырья, мебельные и косметические производства.
«Большим рыночным потенциалом обладают косметическая продукция, биологически активные пищевые добавки, лакокрасочная продукция и регуляторы роста растений с добавлением (или на основе) янтарной кислоты и ее производных, янтарной крошки и муки», — отмечается в стратегии развития отрасли.
«Косметика на основе традиционного местного ископаемого материала и соответствующий бренд будут востребованы не только на нашем, но и на зарубежном рынке», — уверен учредитель компании по производству косметики на основе янтарной пудры под брендом Amberway Илья Крячков.
По его словам, технология основана на соединении янтарной пудры с натуральным коллагеном, а все янтарное сырье, используемое в производстве косметики, проверяется Исследовательской лабораторией ископаемых смол.
Косметические свойства продуктов из янтаря связывают прежде всего с воздействием янтарной кислоты, усиливающей клеточное дыхание и улучшающей усвоение клетками кислорода, уточняет доцент кафедры минералогии и геммологии Российского государственного геологоразведочного университета им. Серго Орджоникидзе Екатерина Романова.
Дальнейшее освоение новых способов применения янтаря и использование самих слов «янтарь» и «янтарный» в названиях брендов подстегнет интерес к материалу и спрос на изделия из него, считает Вячеслав Дарвин.
Однако даже для продвижения янтаря как ювелирного изделия нужны инвестиции, не говоря уже о новых продуктах, требующих разработки технологии и налаживания производства, отмечает Илья Емельянов.
Основным рынком янтаря, причем удаленным и конкурентным, по его словам, остается Китай. Для развития сбыта в Европе и США отечественным производителям нужно проделать колоссальную работу.
Способствовать развитию спроса должны в том числе новые туристические маршруты и развитие соответствующей инфраструктуры. «Необходимо целенаправленно продвигать бренд «Янтарный край» и приобретение Калининградом статуса янтарной столицы Европы», — говорится в стратегии.
Общий объем инвестиций оценивается в 8,5 млрд руб.
Воссоздание технологий
Знаменитая Янтарная комната в Екатерининском дворце Царского Села в Санкт-Петербурге изначально была создана прусскими мастерами Эрнстом Шахтом и Готфридом Турау из Данцига (современный Гданьск) для короля Фридриха I по проекту немецкого архитектора Иоганна Эозандера.
Но ни в одной из резиденций прусских монархов янтарная галерея так и не была установлена, а была подарена Петру I. По приказу Елизаветы I придворный архитектор итальянец Бартоломео Растрелли и мастер Александр Мартелли увеличили комнату в размерах, отчего она стала еще роскошнее.
Разграбленная во время Второй мировой войны, галерея бесследно исчезла. Из оригинальных образцов работы Турау, например, сохранился янтарный ларец, изготовленный мастером в 1705 году и подаренный императору Петру в 1716 году.
При воссоздании Янтарной комнаты этот экспонат помог реставраторам решить проблемы, связанные с технологией обработки янтаря и художественными приемами. Реконструировали Янтарную комнату по фотографиям уже российские мастера в специально созданной в 1979 году Царскосельской янтарной мастерской. Известно, что палитра комнаты включала оттенки от светло-лимонного до винно-красного, в то время как природные разновидности балтийского самоцвета дают менее богатый набор цветов. Изучение подлинных предметов в лаборатории Государственного Эрмитажа показало, что в двух случаях из трех балтийский самоцвет колорировался.
Результатом работы лабораторий Технологического института, НИИ земной коры, объединения «Реставратор» и Государственного Эрмитажа стал патент на краситель и технологию окрашивания янтаря. По словам руководителя Калининградской гильдии мастеров янтарных дел Юрия Великотского, опыт реставраторов Янтарной комнаты и их красители сегодня используют художники, работающие с ископаемой смолой.
Источники: Государственный музей-заповедник «Царское Село», Царскосельская янтарная мастерская
Оставить комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий,
зарегистрируйтесь или войдите через соц. сети