Виктор Моисейкин: В ювелирном искусстве мы выражаем свои чувства, эмоции - и делимся этим с другими»
Уральская компания MOISEIKIN за 30 лет своего существования стала известным ювелирным брендом.
Украшения и сувениры этого ювелирного дома из драгоценных и полудрагоценных камней и металлов находятся в музеях и частных коллекциях мировых селебрити, представителей политической и культурной элиты – от королевы Великобритании Елизаветы и германского экс-канцлера Ангелы Меркель до дизайнера Пако Рабана и кинозвезды Катрин Денёв.
Салоны и представительства компании расположены в России, Японии, ОАЭ, КНР и Гонконге, а центральное представительство находится в Екатеринбурге.
Виктор Моисейкин - основатель ювелирного дома "MOISEIKIN", автор запатентованной технологии уникальной закрепки "Waltzing brilliance" и обладатель многих дизайнерских наград – рассказал R&P о своем отношении к наследию Фаберже, ювелирных открытиях и философии своих украшений.
Недавно в Музее декоративно-прикладного искусства были представлены драгоценные композиции от вашей фирмы - жанровые и флоральные, напоминающие «императорские подарки» времен Карла Фаберже. Вас часто называют продолжателем, наследником его традиций. Ваши корни - это Фаберже, или уральские умельцы из сказок Бажова? Какие у вас источники вдохновения?
Фаберже для меня - это в первую очередь новатор. Продолжать его традиций - это не просто сдуть пыль с его наследия – тут должен сам дух его творчества. Кроме новаторства это еще и “русскость” - в широком понимании как некого сплава различных культур востока и запада. Если бы Фаберже жил сейчас, он делал бы другие работы. Потому что мир изменился, мы изменились, изменились технологии - мы можем выражать наши чувства, эмоции в драгоценных материалах по-другому. Фаберже сам изучал в России и за рубежом украшения и пытался даже сделать феодосийские серьги, вдохновляясь скифскими украшениями, искусно выполненной работой с сюжетом. Мы эти технологии не можем даже повторить - непонятно, как это сделано. Мы вроде и продолжаем создавать вещи, близкие по ощущениям к Фаберже, но современно и инновационно – знаете, как у Высоцкого в песне: “Следуй за мной, не делай как я”.
Но какие-то его технические и художественные решения - смелость в использовании необычных материалов, эмалей, интересные технические решения по обработке металла, закрепки и замочки - несомненно, повлияли на меня. И то, что он смог всех убедить своими работами, что их стоимость может превышать нормальную стоимость используемых материалов, - наверное, в этом плане я тоже продолжаю его традиции.
Фирма MOISEIKIN существует с 1993 года. Что менялось за эти годы – тематика, жанры, направления?
Нам действительно тридцать лет будет в этом году. Собралась команда высококлассных мастеров – скульпторов, камнерезов, ювелиров, и каждый из нас привносит свой вклад в создание сувенирных изделий и украшений - от разработки идеи до ее воплощения. Сейчас мы больше специализируемся на эксклюзивных украшениях, драгоценных сувенирах и интерьерных миниатюрах, живописных каменных панно и престижных подарках. Продолжая традиции русской ювелирной школы, мы стараемся придать им современное звучание. В последние годы мы больше увлеклись украшениями, созданными по новых технологиям - получили патент на изобретение инновационной русской закрепки камней Waltzing Brilliance - «вальсирующее сияние». Это такая революция в сфере дизайна – ее сейчас назвали «русской закрепкой».
Расскажите, как родилась идея этой технологии?
В какой-то момент я осознал, что мне как дизайнеру не хватает инструментов. То есть я хочу выразить трепет цветка - как я могу это сделать? Ну, наверное, больше бриллиантов расположить, на разных уровнях, добавить один крупный как капельку росы, другие мелкие... Но что-то подобное уже не раз бывало. А как передать восхищение цветком, его трепет, легкость и нежность каким-то особым способом? Для меня камни - и в первую очередь бриллианты - это источники света. У меня даже стихотворение об этом есть: “цветы как будто сотканы из света, остатки рая, символ чистоты….” - сплести цветы из света. Когда камни утоплены в поле из металла, многое теряется, а когда он открыт – другое дело. И идея вот этой закрепки возникла, в том числе, из любви к русскому балету: как балерина кружится в фуэте, мне хотелось, чтобы камень имел легкость и свободу движения, блистал и сверкал всеми гранями. Чтобы он не был зажат, чтобы его можно было видеть со всех сторон, чтобы свет падал и отражался. Ведь он не менее красив снизу, чем сверху, и свет его отражают все грани, не только корона.
Так возникла идея закрепки: благодаря этой технологии, надежно закрепленные камни украшений могут двигаться и вращаться, создавая неповторимый динамический эффект.
И эстетический. Можно сказать, что вы совершили революцию, подарив статичным украшениям и сувенирам движение и жизнь.
Именно так: с помощью технологии можно передать трепет цветка, дрожание крыльев птицы, движение волны, шум прибоя…
Для меня очень важно, чтобы в украшении была жизнь, было движение какое-то. С другой стороны, это технология, которая была недоступна в ХХ веке: вручную это не сделать, только на компьютере - аддитивные технологии, прототипирование, выращивание. Это тоненькая сеточка из металла, толщиной 0,2 мм, в которую вплетены камни. И она красива с обеих сторон, так что можно делать любые криволинейные поверхности. И там все будет двигаться - и металл, и камни внутри него.
Я читал лекции в Китае на тему “Современная архитектура украшений, русская закрепка”. Все очень интересуются этим новым инструментом, дающим возможности для дизайнера по-новому взглянуть на цветок, на небо, на звезды, сияющие ярче - на все.
Что важнее форма или цвет?
Все важно. Я для себя определил: в каждой работе для меня должно быть четыре “М”. Первое - это Мысль: какая-то идея, вдохновившая меня. Потом ты начинаешь подбирать к нему Материалы. Третье - это Мастерство: ты должен сделать это очень искусно. И четвертая “М” - это Моисейкин: ты должен сделать предыдущие три М своим собственным путем.
Сейчас многие ювелиры говорят – и справедливо - о кризисе, о трудных временах, препонах, законодательстве несовершенном. Увсех пандемия с карантином, потом спецоперация в Украине, хаос, а у вас новые коллекции, выставки, какая-то движуха все время происходит. То вы что-то дарите Катрин Денёв, то на лондонской выставке нынешний король Великобритании набрел на вас совершенно случайно… Как это удается – и финансово справляться, и душевную гармонию сохранить?
Вот вы сказали сейчас ключевое слово - гармония. Мы как раз представили в этом году коллекцию, над которой я два года работал, - она так и называется - “Гармония”.
Полон стакан наполовину или пуст - это твое внутреннее ощущение. С точки зрения бизнеса, какие-то изменения, положительные и отрицательные, происходят постоянно. Но помните, как Толстой советовал кому-то в письме: “Если можешь не писать - ну не пиши, пожалуйста”. Все зависит от внутреннего посыла, собственного состояния: ты чем-то восхищен и хочешь это выразить. Что бы ни происходило вокруг, твое внутреннее ощущение не меняется, ты делаешь что-то не только для других, но и для себя.
Слава Богу, Он устраивает все. Я занимаюсь бизнесом – и любимым делом. И я не могу уйти из бизнеса - это моя жизнь. Это внутренний посыл.
Но есть объективные условия: сложная экономическая ситуация в стране и очень дорогостоящее производство. Как все работает?
Если ты делаешь хорошее важное дело, нужное людям, Бог помогает. Например, кто-то на стройке таскает песок, кто-то зарабатывает деньги, а третий строит дом, в котором будут счастливо жить люди. Так и я делаю украшения, которые приносят радость людям. Это и мне радость приносит, и тем, кто будет это дарить, носить или любоваться.
И всем, кто в вашей компании работает? Сколько у вас людей?
Около ста - большая часть в Екатеринбурге, есть и за границей представительства.
А сложности в получении материалов - камней, драгметаллов - бывают?
Особо нет. Просто где-то цены выросли, где-то логистика стала длиннее.
Цены очень выросли.
Это деньги подешевели. С драгоценными камнями так: дорогое дорожает, а дешевое дешевеет. Мы всегда стараемся покупать камни высокой ценности - и никогда не прогадываем: хороший натуральный камень всегда будет цениться, кто-нибудь всегда захочет его приобрести – пополнить коллекцию, или подарить кому-то.
Ведь от всех предыдущих цивилизаций мало что уцелело, но остались украшения, говорящие о многом: чем люди восхищались, что украшало их жизнь, - то же, что и у нас, но по-другому. Мы создаем то, что останется, надеюсь, на века - фамильные драгоценности, семейные коллекции, - и наше понимание красоты останется потомкам, а мы им в этом поможем.
Ваши изделия всегда находят владельца, коллекционера?
Как правило, да. Если ты честно делаешь свое дело, и тебе самому нравится твоя работа, рано или поздно появится кто-то, кто тоже ее оценит.
Была давняя история о вашей встрече на ювелирной выставке в Лондоне, где принц Чарльз, нынешний король Великобритании (неузнанный вами) купил у вас подарок для мамы. Можете ещё кого-то назвать из своих покупателей?
Знаете, когда количество шейхов, королей и знаменитостей перевалило за 30, я уже перестал считать. Могу сказать, что недавно мы делали работу на заказ - в подарок королю Саудовской Аравии.
В своих изделиях мы стараемся мастерски и интересно сочетать камень и металл. Главное для меня – это камень: это и цвет, и свет. А металл - просто как холст для художника. Мы стремимся преподнести это так, что делал Фаберже - чтобы показать и красоту камня, и сделать оправу, подчеркивающую эту красоту.
Есть у вас любимый камень?
Они все любимые. Живя на Урале, невозможно не любить камни. Там есть все - ты с детства видишь эти камни, любишь и понимаешь их, собираешь. Я с детства коллекционировал камушки, меня тянуло к ним. Я помню кусочек малахита, который у меня до сих пор в коллекции - в нем прямо были горы и будто луна. И я так любовался им. У каждого камня есть свое настроение. Цветной камень несет цвет, бриллианты дают свет. Бриллиант ведь не бесцветный - там весь спектр цветов, поэтому он главный из камней. Свет отражается, усиливает блеск, сияние и цвет всех материалов.
В Екатеринбурге целая плеяда блестящих ювелиров и успешных фирм. Вы дружите или конкурирует друг с другом?
Я не сказал бы, что мы дружим или соперничаем - просто каждый из нас занимается своим делом, идет своей дорогой. Если у тебя есть свое лицо, своя философия, то ты можешь конкурировать только с самим собой - мне нравится сравнивать себя с собой, каким я был год назад, несколько лет назад.
Когда ты видишь чьи-то достижения, ты от этого ничего не теряешь и можешь этому только радоваться. Единственное, что может расстроить, - это когда кто-то ворует твои идеи. Когда мы начали работать в Китае и нас начали копировать, нам говорили: надо радоваться - значит, ты производишь хороший продукт. Но только ты знаешь, сколько ты потратил на это сил и времени. А самое обидное - когда кто-то берет твои идеи и при этом делает это плохо. Это как если бы кто-то взял «Звездную ночь» Ван Гога и попытался бы её скопировать.
Лучше сделать что-то другое, но свое. Ведь в ювелирном искусстве мы выражаем свои чувства, эмоции - и делимся этим с другими.
Оставить комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий,
зарегистрируйтесь или войдите через соц. сети