В правительстве проблемами золота никто не занимается
Председатель Союза старателей России Виктор Таракановский ответил на вопросы «Частного корреспондента» о проблемах добычи и оборота золота.
— Виктор Иванович, 17 февраля комитет по природным ресурсам Госдумы провел круглый стол, посвященный производству и обороту золота и драгметаллов в России. Вы выступали за отмену НДС на продажу золотых слитков. Добились чего-нибудь?
— Ничего не произошло. НДС на продажу слитков не отменили, хотя два президента призывали это сделать — Путин и Медведев.
В правительстве проблемами золота никто не занимается. Когда мы туда обращаемся, нас отсылают в Минприроды, а там наши обращения спускают третьестепенному чиновнику, не имеющему полномочий. Так было недавно с нашим письмом к премьер-министру. Получается, что государству золота не надо.
Сейчас в отрасли 419 предприятий. Из них только 30 добывают более одной тонны золота в год и дают 71% общей добычи в стране. Остальные предприятия — небольшие, добывающие в среднем по 127 кг золота.
Менее 1 кг добывают 17 предприятий, их суммарная годовая добыча — 10,5 кг. От 1 до 5 кг — 47 предприятий, в сумме они дают 150 кг в год. От 10 до 50 кг добывают 110 предприятий.
По сути, все, кроме упомянутых крупных тридцати, — это предприятия малого бизнеса. Однако, к сожалению, они не входят в сферу действия закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». Горнодобывающие предприятия под действие этого закона не подпадают.
Поэтому мы предлагаем изменить закон «О малом бизнесе». Он должен распространяться и на предприятия горнодобывающего комплекса — по тем же экономическим критериям, что и остальные, на которые распространяется этот закон (в том числе с годовой реализацией до 100 млн рублей).
Надо внести поправки в Налоговый кодекс и для россыпных месторождений установить нулевую ставку налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). В 2008 году 376 предприятий, работающих на россыпных месторождениях, добыли 55 тонн золота — 33,5% общей добычи. В СССР на россыпях добывали 165 тонн.
Это предложение поддержал вице-премьер Александр Жуков. А в Минфине сказали — нельзя, будут выпадающие доходы. Если учесть, что ставка НДПИ для россыпей — 6%, то выпадающие доходы составят всего около 900 млн рублей. Эти выпадающие доходы с лихвой окупятся отдачей от россыпных месторождений.
У нас никто не думает о мелких предприятиях, добывающих золото. В коммерческих банках есть негласная установка: кто меньше 300 кг в год добывает — кредиты не давать. А ведь это две трети предприятий!
И еще вопрос: почему Сбербанк берет у государства кредиты под 8%, а коммерческим банкам дает под 22—24%? В США дают кредиты промышленным предприятиям под 0,5%, в Японии вообще отрицательная ставка.
Поэтому наше предложение — снизить ставку кредитования промышленных предприятий. Кстати, Дмитрий Медведев сказал: коммерческие банки должны кредитовать производство по ставке Сбербанка плюс ставка LIBOR, которая сейчас составляет 1,5%. Получается, всего 9,5%. Вот и мы считаем, что больше 10% кредиты не должны стоить.
— Но как вы себе представляете механизм снижения? Государство будет приказывать коммерческим банкам, под какой процент давать кредиты? На то они и коммерческие, чтобы сами решали, как им вести бизнес.
— Зато государство могло бы выкупать у предприятий всё золото, которое они добывают. Это еще одно наше предложение. На это не потребуется так уж много денег — чтобы выкупить годовую добычу, надо всего около 4,2 млрд долларов. В 2008 году в России добыто 168 тонн золота. Мы занимаем второе место в мире по запасам и шестое место по добыче. А наше государство покупает в последние годы всего по 15—20 тонн. Это просто смешно.
Сейчас всё добываемое золото покупают коммерческие банки и тут же продают его за границу. Почему Китай, который в прошлом году вышел на первое место в мире по добыче золота, принял решение в 6 раз увеличить закупки золота на внешнем рынке?
— Попутный вопрос: вы знаете, какова сейчас доля золота в структуре золотовалютных резервов России?
— Его доля — наименьшая по сравнению с другими активами. Если у нас государство имеет всего около 500 тонн золота, то его доля в структуре ЗВР — гораздо меньше 10%. Это самый низкий показатель среди всех развитых стран. В США доля золота составляет около 70%.
Почему в огромной стране, занимающей шестое место в мире по добыче, такая низкая составляющая золота в структуре ЗВР? Золото не случайно относят к вечным ценностям, и весь мир понимает связь между золотом и стабильностью.
— Вернемся к НДС на золотые слитки. Два президента указали, что надо отменить. Кто смеет не выполнять и почему?
— В прошлом году было куплено 10 тонн натурального золота в слитках. Те, кто его купили, в ближайшее время продавать не собираются. А НДС взимается только тогда, когда они захотят его продать. То есть доходов от этого налога государство пока не получает. Почему же оно против его отмены? Государство боится, что население скупит у коммерческих банков всё золото и оно исчезнет из оборота.
— Ну вот, и само не хочет покупать, и боится скупки со стороны населения…
— Да, такой парадокс. Ювелиры тоже против отмены НДС на слитки. Они-то покупают у производителей золото с НДС и боятся, что население, выкупив слитки без НДС, составит им конкуренцию.
Поэтому мы предлагаем отменить НДС и на продажу золота производителей ювелирам. Вообще в принципе НДС на золото — это абсурд, это всё равно что НДС на деньги. Нигде в мире золото этим налогом не облагается.
Я, например, в конце 90-х годов был в Австралии. Там цены на золото в слитках всего на 5% выше, чем на бирже, — вот, специально сохранил прайс-лист. И никакого НДС нет.
Отмена НДС приведет к понижению цен на золото на внутреннем рынке и автоматически сделает невыгодной контрабанду, а ведь сейчас у нас в торговле нелегальный импорт золота процветает. Все остальные попытки ограничить его бесполезны.
Следующее предложение — внести поправки в Кодекс законов о труде, которые бы разрешили работу вахтовым методом с циклом до шести месяцев (сейчас — один месяц). Это очень облегчило бы жизнь золотодобытчиков. Слишком большие расстояния в регионах добычи, слишком высокие цены на билеты — каждый месяц на прииски и обратно не налетаешься.
— Ну уж это не создает выпадающих доходов, ничьих интересов не ущемляет. Что мешает это сделать?
— Только бюрократическое упорство наших ведомств.
Еще мы против ликвидации собственных служб безопасности, которые необходимы золотодобывающим предприятиям в силу их особой специфики. Если нанимать независимые охранные предприятия, то есть милиционеров, то надо им платить в 10 раз больше! Поэтому мы выступаем за поправки к закону «Об оружии».
chaskor.ru
Оставить комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий,
авторизуйтесь на портале или зарегистрируйтесь