Производители алмазного сырья среднего уровня не скупятся на похвалы по поводу действий De Beers и АЛРОСА, переставших поставлять алмазы на рынок, когда обрушился спрос, что привело к снижению цен наполовину менее чем за год.
«Замечательно, что большие игроки вели себя столь ответственно на рынке и сократили производство, - заявил Йохан Диппенаар, руководитель компании Petra Diamonds, которая, хотя и не бесспорно, является наиболее успешным производителем алмазного сырья из компаний среднего уровня. – Это помогло стабилизировать обстановку и укрепить уверенность людей в отрасли в том, что рынок не будет наводнен алмазами до такой степени, что никто не будет знать, что с ними делать».
На вопрос о том, почему же Petra не последовала этому примеру и не сократила добычу, чтобы стимулировать цены, он ответил, что его компания достигла объема производства в один миллион каратов в июне текущего года, а на рынок обычно поставляется по 160 миллионов каратов в год.
«Радоваться еще рано. Мы не строим никаких великих планов в связи с тем, что сейчас наблюдается на рынке. Мы запаслись терпением и говорим, что потребуется несколько больше времени, чтобы повышение цен на алмазное сырье обрело более постоянный характер», - говорит Диппенаар.
Главный исполнительный директор компании Gem Diamonds Клиффорд Элфик тоже щедро отпускает похвалы по поводу дисциплины поставок на рынок, практикуемой крупными алмазодобытчиками. «Это стало единственной важнейшей причиной того, почему в какой-то мере к производителям бриллиантов вернулась уверенность. Нет меры, чтобы отдать должное тем компаниям, которые это совершили», - говорит он.
Элфик отмечает, что меры по стимулированию экономики и вмешательство в дела западных банков со стороны ряда правительств также сыграли ключевую роль в укреплении доверия в финансовом секторе – без этого бизнес мог оказаться в гораздо более тяжелом положении.
«Что же двигает ценами на сырье – его нехватка, которая быстро и четко ощущается, или уверенность и прибыли производителей бриллиантов? Это покажет время», - замечает Элфик.
В начале июня управляющий директор De Beers Гарет Пенни заявил, что стоки алмазного сырья сократились до уровня, составляющего от одной пятой до одной трети запасов середины 2008 года, и что настало время запускать машину добычи сырых алмазов.
Компания De Beers, производящая четыре из каждых десяти алмазов, поступающих на рынок, уменьшила свою добычу в первом квартале на 91 процент по сравнению с предыдущим годом, приостановив работу своих гигантских шахт в Ботсване и других странах. Во втором квартале 2009 года она начала запускать производство на своих шахтах, и, по словам Пенни, к началу июня они были задействованы на 80 процентов своей мощности.
Для малых игроков на рынке предметом большой озабоченности является то воздействие на цены алмазного сырья, которое окажет возвращение на рынок компаний De Beers и АЛРОСА, а в случае с De Beers тот момент, когда приостановленные шахты начнут работать в обычном режиме. «Эти компании ведут себя искусно и видят положительное воздействие своего поведения на стоимость своей продукции и активов. Они не хотят подрывать это и будут возвращаться на рынок постепенно», - утверждает Элфик.
Когда примерно в конце прошлого года и начале января этого года рынок алмазного сырья опустился до своей нижней точки, компания Gem Diamonds стала свидетелем того, что цены на ее продукцию упали на две трети. Gem Diamonds решила перенести сбыт партии алмазов с декабря на январь. «Были праздники, и к тому же мы решили, что мир сошел с ума», - рассказывает Элфик.
Gem Diamonds уволила две трети своего персонала – 1600 человек, - когда остановила свою шахту Cemphaka в Индонезии и приостановила работу на одном из своих кимберлитовых месторождений в Австралии. Она также выставила на продажу свои активы в виде аллювиальных месторождений алмазов в Центральной Африканской Республике и Демократической Республике Конго.
Цены на алмазы, добытые на шахте Letseng в Лесото, где отмечена самая высокая по сравнению с любыми другими алмазными шахтами средняя цена алмазного карата, в январе упали примерно до 950 долларов США за карат с 2 800 долларов США за карат пятью месяцами ранее.
В мае цены вновь подскочили до 1 600 долларов США за карат, по мере того как все больше людей стали посещать торги и разрыв между ценой продавца и ближайшими ценами покупателей заметно сократился.
«Мы пришли к выводу, что состоялось установление цены – справедливой цены в данном состоянии рынка, когда все активы оцениваются по-разному, где нет больше свободно доступных кредитов и где люди понимают, по какой цене продаются бриллианты и какая на самом деле существует норма прибыли, что позволяет им покупать алмазное сырье с уверенностью», - говорит Элфик.
Еще один довольно крупный производитель алмазов, переживающий тяжелые времена, это компания Trans Hex, приостановившая свои операции в Анголе – давно уже ставшие для нее чрезвычайно трудными и проблемными из всех ее проектов. Trans Hex – самый крупный производитель алмазов, зарегистрированный на бирже JSE в Йоханнесбурге. Она участвует в торгах на йоханнесбургской бирже через большое количество увязших в трудностях мелких компаний, таких, которые с большой вероятностью могут оказаться на обочине в условиях слабого рынка.
Руководитель Trans Hex Луэлин Дельпорт, объявляя результаты работы компании за год, говорил резко и сообщил, что убытки группы составили 797 миллионов южноафриканских рандов по сравнению с 18,4 миллиона год назад и что компания не будет выплачивать дивидендов. К тому же к убыткам добавилось обременение по активам в размере 569 миллионов рандов.
При нынешних ценах на алмазное сырье – даже если цикл их падения повторится – у Trans Hex будут денежные поступления от активов, остающихся в производстве, утверждает Дельпорт. «Имея 205 миллионов рандов чистыми деньгами в банке, а также располагая денежными потоками, находящимися в работе, мы переживем эту ситуацию», - считает он. По его словам, если цены достигнут февральского уровня падения, который стал для группы Trans Hex самым низким, то она сможет пережидать эту рыночную конъюнктуру в течение еще одного года.
Ангольские проекты компании и некоторые ее проекты в Южной Африке будут вновь запущены только после «полного восстановления» рынка, говорит Дельпорт, определяя его как устойчивое поднятие цен выше уровня, который привел к приостановке проектов.
Компания Petra Diamonds держится особняком в своем кругу, не останавливая добычи, причем одной из возможных причин является то, что она недавно приобрела четыре предприятия у De Beers – три в Южной Африке и одно в Танзании – и для нее было бы политически неуместно неожиданно приостановить добычу. Диппенаар считает, что у Petra Diamonds большое будущее, поскольку она смогла нарастить производство до более двух миллионов каратов в течение пяти лет, задействовав те активы, которыми сейчас располагает.
Слабость рынка, которая прижала к стене многие небольшие компании, ведущие геологоразведочные работы или осуществляющие разработку проектов на самой ранней стадии, в конечном итоге сослужила хорошую службу для цен на алмазное сырье.
Волатильность цен в будущем может дать толчок рынку, считает Диппенаар. «Этот элемент большей непредсказуемости – или меньшей ценовой стабильности – означает, что в особенности для крупных компаний будет чрезвычайно трудно получить достаточные средства для проведения геологоразведочных работ и расширения производства, - подчеркивает Диппенаар. – Кстати, наблюдается наплыв большого количества людей, которых именуют малыми алмазодобытчиками – людей, никогда, между прочим, не занимавшихся добычей алмазов. Все это соотносится с небольшими частными владениями и крупицами производства, которые с ними связаны: я не знаю, сможем ли мы увидеть, как они встали на ноги и насколько это будет для них легко».
Этой же точки зрения придерживается и Элфик. «Многие предприятия были настолько потрясены тем, что произошло, что их руководство не выказывает какого-либо желания вкладывать деньги в производство до тех пор, пока они не будут уверены, что располагают для этого убедительной информацией», - замечает он.
Многие маленькие компании, занимающиеся главным образом изыскательскими работами, не имея производства, дающего денежные поступления, или фирмы, у которых нет здоровой нормы прибыли, буквально сражаются за выживание, и это может привести к волне слияний и поглощений, подчеркивает Элфик.
Это, правда, не та зона, в которой компания Gem Diamonds могла бы оказаться в течение обозримого будущего. «Этот год для Gem Diamonds я бы охарактеризовал как год выживания и год перестройки. Но это совсем не год расширения деятельности», - заявил он.
«Вы можете найти продавца активов, указать ему на то, что его активы неэкономичны, и заявить, что будут они работать или нет, зависит теперь от нас. Однако многие из таких продавцов надеются и ожидают, что цены восстановятся и их проекты снова станут жизнеспособными», - рассказывает руководитель Gem Diamonds.
«Пытаться переубедить таких людей отдать активы в самое плохое время вряд ли к чему-либо приведет, да это и неразумно. Я тоже верю в то, что цены на сырье наверняка начнут постепенно возвращаться на круги своя», - замечает Элфик.
Оставить комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий,
авторизуйтесь на портале или зарегистрируйтесь