Выставка к 250-летию Большого Екатерининского царскосельского дворца
"Обоняние и осязание", мозаичное панно (Италия, неизвестный мастер по оригиналу Дзокки, середина XVIII века), единственная подлинная вещь из легендарной Янтарной комнаты, стала экспонатом номер один в новом выставочном проекте, приуроченном к 250-летию Большого Екатерининского царскосельского дворца. Проект называется "Живая экспозиция. Царское Село в гостях у Исторического музея". Экспонаты выставлены в Парадных сенях и залах второго этажа Государственного Исторического музея.
Шедевр мировой архитектуры, Большой Екатерининский дворец был создан по проекту Растрелли в 1744-1756 годах, уничтожен в 1944-м фашистами и восстановлен после войны. Сейчас он входит в комплекс музея-заповедника "Царское Село". Как известно, среди утраченных в годы войны экспонатов Екатерининского дворца числится Янтарная комната. Подаренная Петру I Фридрихом Вильгельмом, она украшала один из небольших залов Екатерининского дворца. Позже комната была вывезена за пределы Ленинградской области и обрела внезапную популярность в 1990-е годы во время бурных российско-немецких дебатов о реституции ценностей, перемещенных в годы Второй мировой войны.
Фантом Янтарной комнаты возникал в речах российских чиновников, будоражил воображение охотников за кладами. До недавнего времени упорно ходил слух о том, что панели из потемневшего старого янтаря следует искать в подземельях Рыцарского замка в Калининграде или где-нибудь в центре Европы. Крупнейший немецкий специалист по янтарю Альфред Родхе, хранитель Янтарной комнаты, якобы поделил панели на две части. Прусскую, вероятнее всего, вывез, а сделанную русскими мастерами, как с его точки зрения менее ценную, бросил в Кенигсберге, и она сгорела во время наступления советских войск. Существовали также вполне резонные предположения, что, поскольку янтарь хорошо горит и весьма плохо хранится, искать подлинные панели из этого поделочного камня не стоит. Проще сделать заново. Тогда и возник долгий по времени и весьма дорогостоящий российско-немецкий проект по воссозданию Янтарной комнаты. Отдельной строкой в проекте стояли флорентийские мозаики, изображения аллегорий пяти чувств.
Когда проект был почти завершен, в Бремене отыскалась одна из подлинных флорентийских мозаик, украшавших Янтарную комнату, - "Обоняние и осязание". Мозаика после соответствующих переговоров была возвращена в Россию и сейчас украшает экспозицию в ГИМе. "Мозаичная картина из Янтарной комнаты" будет выставлена в Историческом музее до начала августа, - сообщила Ираида Ботт, заместитель директора музея-заповедника "Царское Село". - В тот же день здесь начнет экспонироваться другая наша драгоценность - дарохранительница из дворцовой церкви. А потом москвичи увидят знаменитый портрет Елизаветы Петровны, бюро-секретер Екатерины II и уникальные часы Марии Антуанетты - их последним владельцем был Павел I".
Источник: «Газета», №120 от 12.07.2006 г. источник: http://jewellernet.ru/info/news/lenta/2006_07_12_09_30_58.html
Оставить комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий,
авторизуйтесь на портале или зарегистрируйтесь