Концепция организации и проведения Евразийского конкурса ювелирного дизайна
Концепция организации и проведения Евразийского конкурса ювелирного дизайна JEWELLERY MESSAGE (Ювелирное послание), сформировавшаяся по итогам проведения круглого стола «Екатеринбург — столица российского ювелирного дизайна».1. Ситуация, проблема, актуальность
Идея организации и проведения в Екатеринбурге специализированного профессионального конкурса под эгидой Гильдии ювелиров Урала вызвана объективной возможностью заполнить концептуальную пустоту, существующую на отечественном рынке конкурсных предложений в области ювелирного дизайна. Существующие в России конкурсы ювелирного творчества в большинстве своем проводятся в рамках различных крупных выставочных мероприятий и собирают преимущественно как серийные, так и эксклюзивные корпоративные продукты конкретных ювелирных производственных предприятий.
Декларируя цели пропаганды и продвижения лучших образцов ювелирного искусства, такие конкурсы в реальности имеют совершенно иные смысловые приоритеты: в одних случаях они являются «дипломатическим» инструментом влияния субъектов экспо-рынка на экспонентов, в других – средством коммерческого позиционирования на рынке конкретных ювелирных брендов или ассортиментных направлений. Отбор номинантов, как правило, достаточно случаен, а поощрение лауреатов, в основном, носит характер частных вкусовых предпочтений членов жюри и не формирует каких-либо обоснованных творческих ориентиров для профессионального ювелирного сообщества.
Конкурсы не продвигают сколько-нибудь внятной концепции современного ювелирного дизайна, не продуцируют новых подходов к осмыслению и оценке ювелирных произведений, не соотносят ювелирное творчество с современным художественным, социально-культурным и экономическим контекстами и уж, тем более, никак не артикулируют собственно творческую проблематику. Ни один из конкурсов, проводимых в рамках крупнейших российских ювелирных выставок, не касается вопросов проектной культуры, без чего в принципе невозможно говорить о ювелирном дизайне.
Конкурсы, проводимые за пределами экспо-рынка, в несколько большей степени отвечают задачам продвижения ювелирного дизайна, однако и тут практически отсутствует сколько-нибудь системная связь с проектной идеологией.
Например, проводившийся компанией АЛРОСА конкурс молодых ювелиров «В новом преломлении» решал, главным образом, вопросы продвижения ювелирных бриллиантов, то есть в качестве базового мотива имел отнюдь не разработку и маркетинг прогрессивных проектных идей, а продвижение вполне конкретного продукта собственных производств. Существующий уже 10 лет конкурс «Образ и Форма» (Санкт-Петербург) наиболее близок к проблематике ювелирного дизайна как проектной сферы, но он в большей мере акцентирует внимание на вопросах художественного креатива и, в силу своей концепции, не вполне охватывает вопросы, связанные с инновационными современными подходами к дизайну ювелирной вещи.
С точки зрения географии российских ювелирных конкурсов можно заметить, что большинство их проводится в Москве и Санкт-Петербурге и замкнуто узким кругом одних и тех же участников. В рамках конкурсных программ практически отсутствуют возможности полноценной профессиональной коммуникации как между коллегами-ювелирами внутри страны, так и между отечественными и зарубежными мастерами. Конкурсы, проводимые в Екатеринбурге в рамках ежегодной выставки Урал Ювелир, ежегодный конкурс имени Денисова-Уральского (на базе Музея Истории камнерезного и ювелирного искусства), а также некоторые другие представляют по сути восточный фланг российской конкурсной карты. Огромное пространство Сибири и Дальнего востока остается практически вне поля профессиональных конкурсных коммуникаций.
В целом рынок ювелирных конкурсов отличает чрезвычайная концептуальная ограниченность и корпоративная замкнутость. При этом сказывается целый ряд факторов. Так следы прежней «мастеровой» ментальности многих ювелиров дают рецидивы немотивированной секретности и страха перед открытым соревнованием профессиональных идей, перед публичным предъявлением продуктов ювелирного творчества. Разного рода мифологические рудименты, имеющие необычайную силу в коллективном сознании ювелирного сообщества, рождают страх перед инокультурными образами, перед межпрофессиональной творческой коммуникацией. Огромное ограничивающее влияние оказывают и личные комплексы представителей ювелирной среды, связанные с реальными историческими условиями становления профессии в течение последних десятилетий.
Очерченная ситуация позволяет определить основную проблему, на решение которой направлена идея проведения конкурса:
Существующий в России рынок ювелирных конкурсов в его сложившемся виде тормозит интеграцию ювелирного искусства и проектной культуры дизайна, он вступает в противоречие с объективными интересами развития как самой ювелирной отрасли, так и системы ее профессионально-кадрового обеспечения.
Разрешение этой проблемной ситуации возможно только на основе принципиально нового понимания самой функции профессионального конкурса ювелирного дизайна и требует реализации такого понимания в совершенно новой, прогрессивной форме соревнования творческих профессиональных идей. На этом фоне совершенно отчетливо видна потенциальная ниша для организации и проведения принципиально нового конкурса ювелирного дизайна в Екатеринбурге. Острая актуальность идеи такого нового конкурсного мероприятия очевидна.
2. Цели и задачи
Идея такого конкурса отвечает следующим целям:
- заявить приоритет на проведение в России авторитетного конкурса ювелирного дизайна, с современной прогрессивной содержательной концепцией, открытой системой профессионального участия и полноценным международным статусом;
- создать новый конкурентоспособный формат конкурсного мероприятия в ювелирной области и апробировать его в Екатеринбурге;
- создать концептуально-содержательную и культурно-географическую альтернативу ювелирным конкурсам, проводимым в «двух столицах»;
- способствовать становлению имиджа Екатеринбурга как важнейшего евразийского центра ювелирного дизайна;
- изменить представления профессионального ювелирного сообщества и способствовать пониманию им комплексной роли дизайна в развитии ювелирной культуры.
Проведение конкурса, отвечающего таким целям, могло бы решить целый ряд практических задач, стоящих как перед уральскими ювелирными предприятиями, так и перед Гильдией и отраслью в целом:
Для Гильдии это возможность заявить о себе в качестве идеологического центра ювелирного дизайна и спозиционировать себя в пространстве российской ювелирной культуры как лидера в продвижении идей ювелирного дизайна. Для предприятий это возможность получить практически интересные проектные идеи для своих производств.
Конкурс такого нового формата мог бы стать еще и средством опережающего влияния на квалификационно-кадровые и профессиональные ожидания ювелирного рынка. Посредством конкурса ювелиры и готовящие ювелирных специалистов Высшие учебные заведения могут оказать воздействие на представления работодателей, профессионального и бизнес-сообщества о необходимой рынку модели специалиста.
3. Конкурс ювелирного дизайна как особой области современной коммуникационной культуры
Учитывая предлагаемый уровень и масштаб проведения конкурса, необходимо задать ему сильный концептуальный фундамент: конкурс должен продемонстрировать принципиально новый подход как к организации профессионального соревнования участников, так и к самому предмету этого соревнования. Ювелирный дизайн должен предстать в контексте конкурса как область самых современных и актуальных профессиональных поисков – концептуальных, гуманитарно-художественных, конструкторско-технологических, ассортиментно-маркетинговых, рекламных. Необходимо также обеспечить соответствующую ресурсную базу, включая финансовые, рекламно-информационные, кадровые и материально-технические компоненты.
Ювелирный дизайн заявляется как деятельность по разработке знаковых ювелирных объектов, своеобразных средств эстетической, социокультурной, художественной и иной коммуникации между людьми.
Понимание продукта ювелирного дизайна как особого вида послания, осуществляющего передачу ценностно-смысловой информации от человека к человеку определяет концептуальную рамку конкурса. В связи с этим предлагается и соответствующее этой идее название конкурса: JEWELLERY MESSAGE (ювелирное послание).
Такой поворот темы конкурса однозначно выводит его из сложившегося стереотипного ряда российских конкурсных мероприятий и открывает свежие направления интеграции с другими областями дизайна, искусства, культуры и социальных коммуникаций. Концепция ювелирного дизайна как коммуникационного позволяет привлечь к конкурсу внимание не только широких профессиональных кругов, но и бизнеса, ориентированного на развитие систем коммуникаций, коммуникационных технологий и коммуникационной культуры в целом. Это позволяет рассчитывать на соответствующий спонсорский или даже инвестиционный интерес с их стороны.
В то же время предлагаемая концепция дает возможность сделать конкурс привлекательным не только для российских, но и для зарубежных участников. Это также дает ряд преимуществ по части привлечения авторитетных профессионалов международного уровня для участия в жюри, что крайне важно для обеспечения действительно высокого уровня мероприятия.
Наконец, такая концепция конкурса делает его событием, привлекательным для СМИ и общественного внимания, что немаловажно для его продвижения и популяризации.
4. Содержание и структура конкурса
Содержание и структура конкурса должны быть просты и внятны как для участников, так и для жюри. Условия участия, предоставления работ, оценки и премирования должны четко определять все организационные, рекламные, юридические и прочие моменты.
С учетом предложенной концепции конкурса JEWELLERY MESSAGE предлагается ввести следующие номинации:
Номинация 1
ЧЕРЕЗ ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ
В данной номинации представляются готовые авторские произведения ювелирного дизайна, выражающие средствами формообразования послание будущим жителям планеты и представителям иных цивилизаций
Номинация 2
ГАРМОНИЯ ТЕХНО
В данной номинации представляются готовые произведения ювелирного дизайна, основанные на использовании современных технологий формообразования (3D-моделирование, прототайпинг и т.п.) и промышленного изготовления.
Номинация 3
ПРОЕКТ-ПРОГРЕСС
В данной номинации представляются дизайн-проекты ювелирных украшений, продвигающие использование новых материалов и технологий.
Номинация 4
ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КАМНИ
В данной номинации представляются готовые произведения ювелирного дизайна с инновационным использованием драгоценных и поделочных камней.
Номинация 5
БРИЛЛИАНТОВОЕ БУДУЩЕЕ
В данной номинации представляются готовые произведения ювелирного дизайна с инновационным использованием бриллиантов.
Оставить комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий,
авторизуйтесь на портале или зарегистрируйтесь