СЕГОДНЯ, 22.12.2024 | КУРСЫ ВАЛЮТ, ЦБР (руб.): USD: 102,3438 EUR: 106,5444 | ДРАГ. МЕТАЛЛЫ, ЦБР (руб./г.): ЗОЛОТО: 8530,27 СЕРЕБРО: 97,03 ПЛАТИНА: 3056,81 ПАЛЛАДИЙ: 2991,00
Филигранная работа: как создавать произведения искусства за зарплату

Филигранная работа: как создавать произведения искусства за зарплату

30 мая исполняется 175 лет Карлу Фаберже — самому известному российскому ювелиру, главе целой династии золотых дел мастеров, чью славу до сих пор не «перекрыл» ни один из наших соотечественников. Несмотря на это, произведения российских ювелиров весьма ценятся на международном рынке за их самобытность и качество исполнения.Что представляет собой профессия ювелира, каких особенностей требует от человека? Попробуем разобраться.

Начнем с того, что профессия эта действительно из разряда самых древних. Ведь вешать на себя украшения человек начал еще в пещерные времена. Понятно, что до золота с бриллиантами было еще далеко, но и понятия о драгоценностях тогда были несколько другие. Иная редкая по красоте ракушка по ценности вполне могла быть аналогом какого-нибудь нашего александрита (немногие знают, но именно он, а не алмаз является самым дорогим камнем в мире, так как его природные запасы крайне малы).

Те же неандертальцы в поисках обсидиана наилучшего качества преодолевали расстояния в полтысячи километров. Правда, использовали его для орудий труда, но ведь осколки, оставшиеся от его обработки, вполне могли идти и на украшения.

Таможня виновата

Уже тогда создание таких изделий требовало от человека вполне конкретных качеств: усидчивости, терпения, концентрации, аккуратности, ведь малейшее неловкое движение могло безнадежно испортить труды не одного дня.

Поначалу от древнего ювелира требовалось лишь просверлить в каком-нибудь героически добытом клыке (драгоценность, да еще какая!) дырочку под шнурок так, чтобы не треснуло все изделие. Позднее украшения начали шлифовать, разрисовывать, наносить гравировку — в общем, делать все то, что входит в профессиональные обязанности современного ювелира.

Теперь в этом списке и разработка дизайна, и создание 3D-модели будущего украшения, и огранка и закрепление драгоценных камней, и работа с металлами (литье, чеканка, ковка), и нанесение напыления, лака или эмали, и ремонт сломанных или не подходящих по размеру изделий…

— Ювелир занимается не грубым монотонным трудом, а интересной творческой работой, — считает Эдуард Уткин, генеральный директор ассоциации «Гильдия ювелиров России». — И это довольно перспективная профессия, потому что ювелирная отрасль — одна из немногих, которая может похвастаться тем, что практически не зависит от импорта, у нас доля импорта на прилавках всего 5 процентов. Да и на международном рынке наша продукция под брендом «Сделано в России» востребована. Последние годы российские ювелиры неизменно получают призовые места на всех международных выставках.

Во многом это объясняется очень жесткой конкуренцией внутри страны, которая просто не дает ювелирам работать спустя рукава, а заставляет постоянно совершенствовать свое мастерство. Хотя по дизайну пока в мире рулят итальянцы, по объему производства, конечно, китайцы, но если брать совокупность соотношения цены, качества, ассортимента и дизайна, то на сегодня впереди планеты всей все-таки будут наши ювелиры.

К сожалению, подмять под себя весь мировой рынок нашим не дают бюрократические препоны:

— Несмотря на то что наша продукция востребована на рынке, есть проблема, связанная с тем, что в России до сих пор ювелирные изделия считаются объектом особого регулирования, и государство опасается отпускать эту отрасль в свободное плавание.

Даже ювелиры, которые сидят на таких платформах, как Etsy (международный аналог нашей «Ярмарки мастеров»), не могут сильно на этом заработать, так как отправка посылочки с изделиями сейчас практически равна его себестоимости. То есть если вы продаете изделие в пересчете на рубли, ну, скажем, за 180 тысяч, 80 тысяч из этой суммы вы отдадите за услуги по таможенному оформлению. Так что если бы мы могли вывозить ювелирные изделия так, как вывозят, например, свою обувь обувщики, мы бы уже полпланеты завоевали своими работами. Но, думаю, эту проблему мы в ближайшее время решим, потому что уже даже и министр финансов озаботился ею.

Что касается ювелиров, так сказать, на окладе, то есть тех, кто в силу обстоятельств не решился уйти в свободное профессиональное плавание, то, как показывает практика, уровень их зарплат в Москве начинается от 40 тысяч. Но тут, конечно, многое зависит от квалификации. Ювелиров по степени мастерства принято делить на 7 разрядов.

Мастер 1-го разряда — тот, кто занимается исключительно подготовительными работами; второразрядник работает с простыми изделиями из недорогих материалов. 3-й разряд дают тем, кто делает средние по сложности изделия. Ну и так далее — вплоть до 7-го, обладатели которого создают ювелирку «с учетом культурного наследия и особенностей традиций».Автор: Дмитрий Тышкивский

Целебная сила искусства

Так где же куют ювелирную мощь страны?

— Большинство заканчивает специализированные училища, которые готовят ювелиров, — объясняет Уткин. — Есть и вузы по этой специальности, но, честно говоря, высшее образование мало что добавляет профессионализму. Чтобы стать хорошим ювелиром, нужно не только освоить приемы мастерства, но, самое главное, и наработать опыт. Вы можете окончить три университета, но все равно не станете толковым стоматологом, пока не начнете работать самостоятельно, изо дня в день. Так и здесь. Опыта ювелиры набираются в основном на производстве.

На каких-то предприятиях ювелир делает все изделие от начала до конца, на каких-то все операции разделены и каждый выполняет какую-то одну из них, периодически кочуя по цеху: из монтировщиков в заклепщики, из заклепщиков в модельеры, из модельеров в дизайнеры и так далее. В общем, чтобы стать хорошим, известным ювелиром вроде Ильгиза Фазулзянова или Дениса Копосова, которые, по моему мнению, сейчас на голову выше всех остальных, нужно досконально знать все стадии производственного процесса, чтобы понимать, как одна операция взаимодействует с другой и что вы получите на выходе. Ну и, конечно, нужно разбираться в свойствах камней, металлов и других материалов. Не зная этого, можно запросто угробить изделие — расколоть, сточить в ноль, поломать…

Интересно, что ломать, по словам Эдуарда Юрьевича, вовсе не возбраняется, нужно только знать меру:

— На любом производстве есть нормы потерь. Понятно, что какое-то количество камней раскалывается, и, если вы будете укладываться в норму, никто вам слова не скажет. Ну а если нет, могут и из зарплаты вычесть. Кстати, нечистым на руку людям я бы не советовал идти в ювелирное производство, так как оно завязано на материальных ценностях и ответственности за них. Люди с грязной совестью в этой профессии не уживаются, потому что своему соседу по цеху надо доверять на 100 процентов. В случае чего свои же и побьют, да еще и разнесут весть по профессиональному сообществу, что с таким-то дел иметь не стоит.

Принято считать, что ювелирное дело плохо сказывается на здоровье мастеров — и зрение садится, и спина сгибается… Наш эксперт считает все это байками:

— Если вы постоянно сидите перед экраном монитора, зрение и позвоночник у вас тоже сдадут, причем гораздо быстрее, чем у ювелира. Я даже больше скажу. Во время нынешней пандемии многие заметили, что люди, которые работают с серебром — плавят его, полируют, монтируют, — гораздо меньше заражаются этой гадостью. В отличие от тех, кто, например, работает с золотом или другими материалами. Так что в какой-то степени нашу профессию можно назвать целительной. Не говоря уже о том, как много положительных эмоций (которые тоже целебны) она приносит тем, кто носит изделия наших мастеров или просто любуется красотой сделанных ими вещей.

МИНУСЫ

— сидячая работа;

— сложность в освоении;

— требуется талант и непрерывное развитие мастерства;

— в работе могут использоваться химикаты и аллергены.

ПЛЮСЫ

— актуальность, востребованность и перспективность;

— возможность начать собственное дело;

— творческая работа, способ самовыражения;

— возможность нести людям радость и красоту.

НАГРАДА

У ювелиров есть свой почетный орден. Его создателем являются Татьяна Фаберже, правнучка великого ювелира, и международный комитет, в который вошли как представители бизнес-элиты, так и практически все королевские дворы Европы. Его вручают за выдающиеся заслуги в декоративно-прикладном искусстве, причем не только ювелирам, но и искусствоведам.

Орден изготовлен из золота 72-й пробы, бриллиантов, рубинов и цветной эмали, символизирующих цвета российского флага.

Рубины для него ограняют в Екатеринбурге, алмазы — в Калининграде, эмаль производят в Москве, Санкт-Петербурге и Владикавказе.

ГДЕ УЧИТЬСЯ

  • Колледж декоративно-прикладного искусства № 36 им. Карла Фаберже;
  • Техникум художественных ремесел № 59;
  • Московский политехнический колледж;
  • Колледж автоматизации и радиоэлектроники № 27 им. П. М. Вострухина;
  • Политехнический колледж № 13 им. П. А. Овчинникова;
  • Колледж дизайна и декоративного искусства МГХПА им. С. Г. Строганова.
  • Московский государственный художественно-промышленный университет им. С. Г. Строганова;
  • Московский государственный текстильный университет им. А. Н. Косыгина;
  • Российский государственный геологоразведочный университет им. Серго Орджоникидзе;
  • НИУ ВШЭ.
910

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦ. СЕТЯХ:

Оставить комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий,
авторизуйтесь на портале или зарегистрируйтесь

ЭКСПО-ЮВЕЛИР / ЮВЕЛИР-ТЕХ РЕКОМЕНДУЮТ
ХОКО, ООО ХОКО, ООО
Тольятти
Компания ХОКО производитель ювелирной сувенирной продукции категории премиум.
ДЕМЕТРА-САПФАЕРР, АО ДЕМЕТРА-САПФАЕРР, АО
Москва
Производство и оптовая продажа ювелирных изделий
СибДрагРесурс, ООО СибДрагРесурс, ООО
Красноярск
Изготовление слитков, продажа гранул КЗЦМ и ПЗЦМ на выгодных условиях.
Аврос Аврос
Москва
Производство и продажа ювелирных вставок из драгоценных, полудрагоценных и синтетических камней.
Motif Kalip (МОТИФ КАЛЫП) Motif Kalip (МОТИФ КАЛЫП)
Стамбул
Оборудование и пресс-формы для ювелирного производства

ПОДПИШИСЬ НА ЮВЕЛИРНЫЙ ВЕСТНИК

Введите имя и адрес электронной почты, чтобы подписаться на рассылку