В Иркутске вынесли приговор по делу об убийстве сотрудницы ювелирной фирмы из Таганрога. Наталья Мулихова прилетела, чтобы совершить сделку, но стала жертвой убийц. Подробности криминальной истории IRK.ru рассказал следователь по особо важным делам первого отдела по расследованию особо важных дел СУ СКР по Иркутской области Роман Назыров.
Как вышли на преступников
Утром 18 февраля сотрудница таганрогской ювелирной фирмы «Золотой Алеф» Наталья Мулихова прилетела в Иркутск. В аэропорту она села в такси и пропала. Через несколько часов обеспокоенные родственники обратились в полицию.
– От членов семьи стало известно, что Мулихова везла с собой золото. Это натолкнуло на мысль, что в отношении неё могло быть совершено преступление, – рассказывает следователь по особо важным делам первого отдела по расследованию особо важных дел СУ СКР по Иркутской области Роман Назыров.
Наталья Мулихова. Фото предоставлено СУ СКР по Иркутской области
Автомобиль, на котором Мулихова уехала, попал на камеры видеонаблюдения аэропорта. Машиной управлял таксист Вячеслав Никулин. На допросе мужчина пояснил, что высадил пассажирку в городе, но его показания не подтвердились. Изучив видео с камер, правоохранители поняли, что Никулин не ехал по указанному маршруту.
На повторном допросе таксист заявил, что стал свидетелем преступления. По его словам, он вез пассажирку, по пути посадил мужчину, тот выстрелил в нее. Вместе они закопали труп женщины в снегу недалеко от станции Батарейная. Никулин показал, где спрятано тело. Позже сознался, что являлся соучастником преступления, и сообщил имя убийцы.
Следователь Роман Назыров
Житель деревни Усть-Куда Александр Шахбазов оказался исполнителем. Он раскрыл заказчика убийства — жителя Таганрога Романа Кобяцкого.
«Перед тем, как выстрелить, я достал пистолет, направил его на Мулихову, и сказал: „Извини“. Она испугалась и спросила: „За что?“, после чего я выстрелил», – зачитывает следователь показания.
– Сначала Кобяцкой полностью отрицал свою причастность к совершению преступления. Через день, во время перелёта в Иркутск, сообщил, что является организатором разбойного нападения, а не убийства, – поясняет следователь. – Этой версии он придерживался на протяжении следствия и в суде.
Во время следственных действий Шахбазов рассказал, что сумку с пистолетом ТТ, из которого застрелил Мулихову, передал знакомому. Мужчина указал место, где оставил её. Узнав, что оружие у следователей, Шахбазов пояснил, где спрятал золото: сумку с ювелирными изделиями он зарыл в снегу во дворе своего дома в Усть-Куде.
Организатор и исполнитель убийства познакомились в хостеле
В декабре 2017 года Александр Шахбазов ездил в Грецию искать родственников. Перед поездкой оформлял визу в Москве, останавливался в хостеле, где познакомился с Кобяцким. «Бизнес у него шел плохо, с женой разводился, жить негде, испытывал бытовые и материальные проблемы», – поясняет Роман Назыров.
Знакомство мужчин было совершенно случайным. Кобяцкой на тот момент работал на московском ювелирном заводе «Эстет». До этого несколько лет был менеджером по продажам, а затем руководителем отдела продаж в таганрогской фирме «Золотой Алеф». На праздновании новогоднего корпоратива у него случился конфликт с одним из подчиненных, Кобяцкой ударил его кастетом, за что его уволили и осудили. После этого он работал в нескольких местах, испытывал материальные трудности. Развёлся с женой и уехал в Москву.
Исполнитель убийства Александр Шахбазов
При разговоре новые знакомые хвастались друг перед другом. Тогда же у них возник преступный замысел. Кобяцкой предложил забрать золото у любого из менеджеров компании, где он раньше работал.
– Разговаривая о личной жизни, мужчины приукрашивали себя. Шахбазов рассказывал, что он снайпер, служил в украинской армии, в свое время участвовал в боевых действиях на территории Югославии, стрелял в людей, – говорит следователь. – Кобяцкой говорил, что он ювелирный работник, золото возил тоннами в ручной клади. В общем, один другого круче.
В январе мужчины встретились в Таганроге, чтобы обговорить детали преступления. У Кобяцкого не было контактов местных менеджеров «Золотого Алефа», он не знал, кто и когда поедет с золотом, поэтому предложил другой план.
– Во многих мелких фирмах так построена эта деятельность, менеджер под свою ответственность берет ювелирные изделия и едет их продает. Многие крупные фирмы от такой практики отказались, опасаясь преступных посягательств, – отмечает следователь.
Кобяцкой предложил другой план: он представится предпринимателем из Иркутска и закажет ювелирные изделия. Шахбазов должен будет встретить менеджера в Иркутске, убить, а затем они продадут золото как лом или украшения по отдельности, а деньги поделят поровну. Его предложение устроило. Шахбазов уехал в Иркутск, а оттуда отправил Кобяцкому в Таганрог сим-карты, зарегистрированные в Иркутской области.
Что не учли преступники?
Базу с клиентами, используемую в «Золотом Алефе», нарабатывал сам Кобяцкой. Он был знаком с предпринимателем, владельцем ювелирной мастерской, чьим именем представился, потому что, работая менеджером, продавал ему изделия. Получив сим-карты, Кобяцкой позвонил на свою бывшую работу, назвавшись иркутским бизнесменом, и попросил связать с его сотрудником, обслуживающим территорию Сибири, – Натальей Мулиховой.
– Кобяцкой прекрасно знал Мулихову, она работала под его руководством два или три года. Он изменил голос, окал, но менеджер его почему-то не узнала, – поясняет Роман Назыров. – Если бы вы слушали этого «сибиряка», то сразу бы поняли, что никакой он не сибиряк, а неумело подделывает голос./
Роман Кобяцкой и Вячеслав Никулин
Злоумышленник заказал ювелирные изделия на сумму несколько миллионов, чтобы не вызвать подозрения и заинтересовать Мулихову процентами. Параллельно Наталья обзвонила клиентов в соседних городах, взяла заказы там. С собой женщина привезла 2150 ювелирных украшений. Через несколько часов после прилета в Иркутск, она планировала вылететь в Новосибирск.
Прилетев в Иркутск, Мулихова позвонила Кобяцкому. Тот сообщил, что попал в аварию, не сможет её встретить, но с ней свяжется его «брат» Шахбазов, он же его заместитель и начальник службы безопасности. Через некоторое время Шахбазов перезвонил Мулиховой, рассказал ту же историю, и пообещал встретить её в аэропорту.
Обдумывая преступление в Иркутске, Шахбазов понимал, что без машины никак не обойтись. Он созвонился с Никулиным, они вместе работали в такси, не были друзьями, скорее товарищами. Прежде чем предложить ему поучаствовать в убийстве, мужчины встретились несколько раз. Шахбазов пообещал Никулину миллион рублей.
Таксист Вячеслав Никулин
– Никулин испытывал большие материальные трудности: у него кредиты, долги. Для него миллион как подарок с неба, поэтому и согласился, – добавляет следователь. – Сначала он себя выгораживал, потом признался, что участвовал в преступлении, на суде опять заявил, что просто таксист и не договаривался, что Мулихову убьют. На очной ставке с Шахбазовым Никулин трижды менял показания.
За несколько дней до убийства мужчины приезжали на место, где потом оставили труп. Передвижения машины зафиксировал GPS-трекер, установленный владельцем авто, о чем преступники не знали. Никулин купил сумку, в которую спрятали тело жертвы.
Пистолет, из которого убили Мулихову. Фото СУ СКР по Иркутской области
После убийства Мулиховой её телефон выбросили в реку. Чемодан и документы порезали, часть из них сожгли, часть – выбросили. Мужчины собирались столкнуть сумку с телом в воду, но испугались, что провалятся, поэтому зарыли в снегу. «Там никто не ходит, не знаю, нашли бы её специально. Только случай помог бы следствию», – говорит Роман Назыров.
Телефон погибшей достали из воды. На нем была установлена специальная программа, записывающая разговоры и сохраняющая их в памяти устройства. Эксперт извлек записи, которые прояснили основные моменты произошедшего. Проводилось большое количество экспертиз: судебно-медицинская (определение причин смерти), компьютерная (восстановление разговоров с телефона убитой), химическая (обнаружение следов пороха на одежде стрелявшего) и баллистические экспертизы (изучение изъятого оружия и сопоставление пуль). Материалы уголовного дела составили 17 томов.
Ювелирные украшения.Фото СУ СКР по Иркутской области
Таксист мог предотвратить убийство
Обвинение просило для Кобяцкого 20 лет заключения, для Шахбазова – 19 лет, для Никулина – 18 лет. Смягчающим обстоятельством для исполнителя убийства стало признание вины, раскаяние. Никулин пытался избежать уголовной ответственности, говорил, что боялся: Шахбазов угрожал ему убийством, если тот откажется участвовать в преступлении или кому-то о нем расскажет.
– На выезде из аэропорта машину Никулина останавливали сотрудники ДПС, – говорит следователь. – Если он боялся и не хотел участвовать, то почему не сообщил о готовящемся преступлении? У него была такая возможность, но он этого не сделал.
Александр Шахбазов
Во время следствия Кобяцкой давал показания, что он не причем, его оговаривают. «Пытался снизить степень своего участия в преступлении, потому что организация разбоя и организация умышленного корыстного убийства – это совершенно разные преступления, и сроки там разные», – отмечает Роман Назыров.
В итоге организатор убийства получил 19 лет, исполнитель 16 лет, а таксист 17 лет. По мнению следователя, Кобяцкой наиболее заинтересован в обжаловании приговора, поскольку никто не видел, как он передавал пистолет Шахбазову, доказательная линия держится на показаниях стрелявшего.
Судья Олег Ляховецкий
– Само преступление циничное. Человек организовал убийство бывшей коллеги, чтобы завладеть большим количеством драгоценностей. Женщина стала жертвой обстоятельств, погибла ни за что, – говорит следователь. – После этой истории фирма «Золотой Алеф» больше не посылает менеджеров с ювелирными изделиями одних: их либо сопровождает сотрудник охраны, либо украшения отправляют почтой с обеспечением охраны.
Оставить комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий,
авторизуйтесь на портале или зарегистрируйтесь