20 января 2021 года состоялось заседание подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций ФОИВОВ под руководством Заместителя Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации Чепуриной О. Н.
В числе прочих вопросов рассматривался проект Постановления Правительства РФ «О некоторых вопросах контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
С обоснованием своих позиций по данному проекту выступили:
- Гончаренко Юлия Александровна (Министерство финансов РФ).
- Литвак Александр Геннадьевич (Минэкономразвития РФ).
- Ульянова Ирина Владимировна (Минюст России).
- Мигин Сергей Владимирович (Правительство РФ).
- Уткин Эдуард Юрьевич (Рабочая Группа).
Доклад Сопредседателя Рабочей Группы Уткина Э. Ю.
Проект постановления вносит изменения в систему государственного контроля за оборотом ДМДК. Он устанавливает новые обязательные требования для участников рынка и утверждает Правила функционирования ГИИС ДМДК, а также этапы и сроки ее внедрения в эксплуатацию. Ряд положений проекта противоречат друг другу, а также действующим законодательным и нормативным актам. Проект содержит ряд новых избыточных обязательных требований для участников рынка.
По оценке подавляющего большинства участников рынка и экспертов отрасли, система ГИИС ДМДК не готова к внедрению в промышленную эксплуатацию в 2021 году. Её ввод в эксплуатацию в нынешнем виде застопорит работу предприятий ювелирной отрасли.
Основные причины:
1. Программное обеспечение не доработано, не опробовано и не протестировано. По информации IT специалистов требуется 3-4 месяца на доработку программного обеспечения и еще 3-4 месяца на его тестирование. Также требуется время на адаптацию и интеграцию программных продуктов участников рынка, на это потребуется еще 2-3 месяца.
2. Аудит бизнес-процессов системы не проведен, не сделана оценка эффективности их работы.
3. Опыт эксплуатации аналогичных систем с использованием технологии нанесения штрих-кодов на металл и последующего считывания отсутствует не только в России, но и во всей мировой практике ювелирного дела.
4. Технологические процессы не отработаны, не испытаны и не обкатаны. Необходимость идентификации изделий производителем образует новую технологическую операцию, вклинивающуюся в уже отработанный технологический процесс. Это обуславливает снижение производительности труда и увеличение себестоимости производимой продукции.
5. Проект содержит ряд новых обязательных для участников рынка требований избыточного характера, которые влекут дополнительные затраты и создают дополнительные обременения, которые увеличивают себестоимость производства. Усложнение государственного регулирования даст обратный эффект: оно простимулирует расширение нелегального оборота за счет ухода в тень предприятий малого и микро- бизнеса.
6. Предельные сроки нахождения партий продукции в территориальных подразделениях ФПП для опробования, клеймения и маркировки не определены. Замораживание оборотных средств в незавершенном производстве увеличивает затраты субъектов рынка на привлечение финансовых ресурсов.
7. Предполагаемые процессы идентификации изделий путем сканирования штрих-кодов с ювелирных изделий после проведения финишных операций требуют особой проработки, так как проведенные испытания показали негативные результаты. Это главная технологическая проблема данного проекта. Повреждение или даже загрязнение штрих-кода в ходе производственного процесса не позволяет произвести считывание, а, следовательно, идентификацию изделия, определение его УИНа и оформление бирки. Таким образом, в брак уходит от 10% до 40% продукции.
Доработка проекта путем внесения изменений и правок невозможна, так как требуются концептуальные изменения. Сама система ГИИС ДМДК требует доработки.
Рабочая Группа согласилась с доводами Минфина РФ о том, что на качественную доработку проекта нет времени, так как переработка вызовет необходимость заново проводить процедуру согласования проекта с ФОИВОМИ. В качестве компромиссного решения Рабочая Группа предложила изменить только сроки внедрения системы в эксплуатацию, предложив начать эксплуатацию системы с 01 января 2022 с нанесением маркировки в виде Data Matrix кода на бирке ювелирных изделий, а с 01 января 2023 года добавить опцию — маркировку ювелирных изделий непосредственно.
На этих условиях Рабочая Группа выразила готовность поддержать проект.
Рабочая Группа исходила из того, что в текущем 2021 году должна быть подготовлена вся инфраструктура, доработано и протестировано программное обеспечение, проведена адаптация и интеграция с учетными системами участников рынка. Также участники рынка должны пройти регистрацию в системе, регистрацию именников, подключение к личным кабинетам, обучение пользованию программой. Необходимо учитывать, что 95% участников — это малый и микро- бизнес, в котором нет опытных пользователей.
В 2022 году система должна заработать в полном формате, без усложненных опций, в режиме документального прослеживания и нанесения штрих-кодов на материальные носители.
С 2023 года предлагается добавить дополнительную опцию в виде маркировки ювелирных изделий.
Ювелирные изделия занимают только 10% от общего объема рынка ДМДК. Все остальные товарные позиции не подлежат маркировке, в их отношении применяется документальное прослеживание и нанесение штрих-кодов на материальные носители (на бирки, ярлыки, на упаковку и товарно-сопроводительную документацию).
Особенность маркировки ювелирных изделий заключается в том, что под маркировкой понимается нанесение двухмерного штрих-кода непосредственно на поверхность изделия. А далее, у производителя возникает необходимость считывания этого штрих-кода с целью идентификации изделия и переноса зашифрованной информации на бирку.
Все остальные категории товаров, в том числе из драгоценных металлов и драгоценных камней, подлежат маркировке путем нанесения штрих-кодов на бирки, ярлыки, упаковку и товарно-транспортную документацию. С опытом маркировки непосредственно товара мы не знакомы.
Позиция ювелирного сообщества поддержали все общеотраслевые общественные организации:
- от Российского союза промышленников и предпринимателей — Варварин А. В.;
- от «Деловой России» — Репик А. Е.;
- от «Опоры России» — Корочкин В. Л.;
- от Торгово-Промышленной палаты РФ — Чубаров В. В.
Министерство финансов не согласилось со сроками, предложенными ювелирным сообществом. Гончаренко Ю. А. настаивала на начале физической маркировки изделий с 01.01.2022 года. На голосование был поставлен вопрос о внесении в проект изменений в части сроков внедрения.
В итоге позиция предпринимательского сообщества была поддержана 15 голосами против двух.
Окончательное решение по срокам будет принято на следующем заседании подкомиссии, которое запланировано на 27 января 2021 года.
Оставить комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий,
авторизуйтесь на портале или зарегистрируйтесь