Сильный рост глобального инвестиционного спроса на золото в третьем квартале частично компенсировал слабость в других странах, поскольку COVID-19 оставался ведущим триггером, пишет БКС Экспресс.
Спрос на золото упал до 892,3 тонны в III квартале под влиянием последствий глобальной пандемии — самого низкого квартального показателя с III квартала 2009 г., следует из данных World Gold Council. Спрос с начала года составил 2972,1 тонны, что на 10% ниже аналогичного периода 2019 г.
Ювелирный спрос
Спрос на золото со стороны ювелирной промышленности в III квартале оставался на низком уровне. Этому способствовали беспрецедентное влияние COVID-19 и высокие цены на золото.
Мировой спрос ювелирной промышленности был на 29% ниже и без того относительно слабого III квартала 2019 г. и составил 333 тонны. В стоимостном выражении сравнение было менее резким, поскольку сильный рост цен компенсировал снижение объемов: спрос на ювелирные изделия в III квартале составил $20,4 млрд, что на 8% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Тем не менее спрос усилился по сравнению с рекордным минимумом во II квартале, поскольку на большинстве рынков произошло по крайней мере некоторое ослабление карантинных мер, а на некоторых — активизировались покупки в Интернете.
Ювелирный спрос за 9 месяцев составляет всего 904 тонны, что является самым низким показателем за последние годы. Это на 30% слабее предыдущего минимума — 2009 г., когда спрос во время глобального финансового кризиса достиг 1291,7 т.
Несмотря на то, что в III квартале наблюдалось повсеместное восстановление после слабого II квартала, экономики по всему миру оставались под влиянием COVID-19, и это отразилось на спросе. Сильный рост цен на золото, который достиг рекордных уровней почти по всем ключевым валютам, еще больше усилил негативный эффект. С января по конец сентября цена на золото в долларах США выросла на 25%.
Инвестиционный спрос
Мировой инвестиционный спрос на золото (включая розничные вложения в золотые монеты и небольшие золотые слитки, а также приток в обеспеченные золотом ETF) в III квартале достиг 494,6 т. Это на 21% больше, чем за III квартал 2019 г.
Инвестиции в слитки и монеты показали значительный рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что контрастировало со II кварталом.
Сильный рост цены на золото до рекордных максимумов в начале августа привел к импульсу в инвестициях, в то время как продолжающийся глобальный экономический стресс из-за глобальной пандемии укрепил роль золота как средства защиты от рисков и защиты капитала. Сохраняющаяся политика низких и отрицательных процентных ставок мировых ЦБ от также поддерживала спрос на золото.
ETF
Вложения в обеспеченные золотом ETF достигли 3 880 тонн в III квартале, что стало еще одним рекордным максимумом — инвестиции в фонды выросли на 272,5 тонны. И хотя по-прежнему наблюдается значительный рост, темпы притоков были ниже, чем в первой половине 2020 г., когда в I квартале прирост составил 300 тонн, а во II — 431 тонн.
В стоимостном выражении глобальные активы под управлением ETF выросли до $235,4 млрд, резко увеличившись по сравнению с $141,1 млрд на конец 2019 г.
Несмотря на положительный результат в каждом месяце, общий приток в течение квартала был неравномерным. Июль был самым сильным месяцем, когда запасы золота увеличились на 165,6 т, так как цены на золото росли (+11%). Но после того, как цена достигла нового рекордного максимума, превысив $2 000 за унцию, приток снизился. В августе рост составил всего 38,8 т — это наименьший прирост за год. В сентябре наблюдалось восстановление: приток 68,1 т, хотя это все еще было намного медленнее, чем в июле, на который пришлось 61% от общего квартального прироста.
Слитки и монеты
Инвестиции в золотые слитки и монеты в III квартале выросли на 49% г/г, до 222,1 тонн. В большинстве стран в III квартале наблюдалось последовательное увеличение спроса на подобного рода инвестиции, поскольку экономика начала выходить из режима карантина.
Мировые ЦБ
После непрерывных ежеквартальных чистых покупок с начала 2011 г. центральные банки в III квартале стали чистыми продавцами, сократив глобальные золотые резервы на 12,1 тонны. Тем не менее центральные банки остаются чистыми покупателями в годовом исчислении, при этом спрос за первые три квартала составил 220,6 т.
Продажи в III квартале отражают две тенденции: замедление покупок в течение года в сочетании с более высокими продажами, которые увеличились в течение последнего квартала.
Несмотря на чистые продажи по итогам квартала, шесть центральных банков увеличили свои резервы в III квартале на тонну или более, хотя общий объем валовых покупок составил скромные 33 тонны. Покупателями в течение квартала были: Объединенные Арабские Эмираты (7,4 тонны), Индия (6,8 тонны), Катар (6,2 тонны), Кыргызская Республика (5 тонн), Казахстан (4,9 тонны) и Камбоджа (1 тонна).
Продажи золота Центральными банками в III квартале были значительными, но единичными. Валовые продажи золота подскочили до 78,9 т в III квартале, что было в основном обусловлено деятельностью двух центральных банков: Турции и Узбекистана.
Турция сократила золотовалютные резервы на 22,3 тонны в течение квартала, что является первым квартальным снижением с IV квартала 2018 г. Активизация торговли золотом между коммерческими банками и центральным банком в сентябре привела к снижению золотых запасов. При этом в годовом исчислении Турция остается крупнейшим покупателем золота, прибавив 148,7 тонны. В августе глава Турецкой ассоциации золотодобытчиков, заявил, что в этом году национальное производство золота должно вырасти на 44%, отметив, что с 2017 г. Центральный Банк был единственным покупателем внутреннего производства. Вероятно, ситуация будет аналогичной и в этом году.
В течение III квартала Узбекистан сократил свои золотовалютные резервы на 34,9 тонны, а чистые продажи с начала года составили 28,6 тонн. В этом году на фоне роста цен страна сильно нарастила экспорт золота. За счет этого Узбекистан борется с экономическими последствиями пандемии.
В III квартале продавцами золота также были: Таджикистан (9,2 тонны), Филиппины (7,8 тонны), Монголия (2,4 тонны) и Россия (1,2 тонны).
Промышленный спрос
Спрос на золото со стороны промышленности оставался относительно низким по сравнению с 2019 г., поскольку сектор оставался под влиянием последствий глобальной пандемии. Однако на ежеквартальной основе спрос значительно улучшился, поднявшись до 76,7 тонн. Некоторые из ключевых азиатских производственных центров электронной промышленности начали выходить из карантина и наращивать производство, что послужило катализатором восстановления после рекордных минимумов во II квартале. Спрос на золото в электронике увеличился на 10% кв/кв, в то время как в других отраслях промышленности и стоматологии квартальный рост составил 32% и 22% соответственно.
При этом общий промышленный спрос на золото в III квартале все еще остается ниже по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а спрос сектора с начала года снизился на 10% до 217,3 т. Сохраняющаяся неопределенность, вызванная пандемией, остается серьезным риском ухудшения ситуации в ближайшие месяцы.
Предложение
Совокупный объем предложения упал на 3% г/г в III квартале до 1223,6 тонн.
Добыча на рудниках снизилась на 3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, так как отрасль продолжала ощущать влияние ограничений, связанных с COVID-19. Предложение переработанного золота увеличилось на 6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года общий объем предложения остался на 5% ниже, чем за тот же период прошлого года из-за сбоев, вызванных пандемией.
Добыча на рудниках
В III квартале объемы добычи золота на рудниках продолжили отставать от прошлогодних показателей, несмотря на возобновление деятельности на многих предприятиях. Добыча на рудниках составила 883,8 тонны, что на 3% ниже 915,3 т, предложенных рынку в III квартале 2019 г.
Тем не менее результаты выглядят довольно сильно после падения производства на 10% г/г, во II квартале —отрасль постепенно возвращается к уровням, до COVID-19. С начала года добыча на рудниках составила 2 477,4 т, что на 5% ниже г/г.
Переработка
Предложение вторичного золота в III квартале выросло на 6% г/г до 376,1 тонны. Это самый высокий квартальный объем с IV квартала 2012 г. (394,2 тонны), когда объем вторичной переработки резко вырос на фоне глобального финансового кризиса и взлета цен на золото.
Интересный момент, что с начала 2020 г. объем переработанного золота составляет 944,5 т, — вблизи показателей 2019 г., но при этом остается значительно ниже уровней, наблюдавшихся в период с 2009 по 2012 гг.
БКС Мир инвестиций
Оставить комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий,
авторизуйтесь на портале или зарегистрируйтесь