Начало года ознаменовалось кардинальным изменением правил игры на ювелирном рынке, что, впрочем, неискушенные покупатели могли и не заметить. Ну разве что явно стало больше сетевых магазинов и возникла новая организация с амбициозным названием АССОЦИАЦИЯ ЮВЕЛИРОВ РОССИИ. По мнению учредителей этой ассоциации, ювелиров в России всего пять.
Вдумаемся – пять предприятий представляют отрасль, в которой до недавнего времени числилось более двадцати тысяч предприятий. По какому праву? По праву денег. Они искренне считают, что высокие обороты масс-маркета делают их лидерами отрасли. Ассоциация отчиталась за прошлый год рекордной реализацией инвестиционных СЛИТКОВ. Какое отношение кирпичики чистого золота имеют к труду наследников Фаберже — в отчетах умалчивается.
Заявленная цель АССОЦИАЦИИ ЮВЕЛИРОВ РОССИИ: «Создание равных конкурентных условий ведения бизнеса для каждого отдельного сегмента отрасли: от микромалых предприятий до крупного бизнеса» (цитата с сайта Ассоциации). Судя по всему, под равными условиями они понимают зачистку рынка от небольших предприятий, что, кстати, происходит вполне эффективно – всего за полгода количество ювелирных компаний малого формата сократилось на треть. При этом именно малые предприятия создавали и пока еще создают те самые произведения, которые становятся легендами отечественной ювелирки, получают призы на международных конкурсах, включая ежегодный Ювелирный Оскар, о существовании которого большая часть российских покупателей даже не подозревают. Знают ли об этой награде в самой Ассоциации – неизвестно.
Вряд ли инициаторы такой уравниловки не понимают цинизм своих утверждений. Это примерно то же самое, если бы «уравняли шансы» в автогонках и на одну стартовую решетку поставили болиды Формулы-1 и серийные тольяттинские малолитражки.
Помните, в отечественном кинематографическом шедевре «Легенда о Тиле» героиня Натальи Белохвостиковой выходит из колдовского транса, где ей довелось лицезреть нового молодого короля, говорит единственную фразу «В его глазах нет любви».
В часовом интервью, которое Артем Соколов дал пару месяцев назад, вы тщетно будете искать упоминания о самих украшениях — новых моделях, изящных креативных решениях, о мастерах и ценителях, то есть – о ювелирном искусстве. Разговор шел исключительно об оборотах, франчайзинге, лавинообразном увеличении числа салонов, деньгах, деньгах и деньгах.
Кстати, в этом же интервью утверждалось, что 47ФЗ – это продукт государственной политики и никакого отношения к лоббированию закона крупный бизнес не имеет. Если это так, приходится допустить, что депутат В.Резник (автор законодательной инициативы), служебные интересесы которого никогда до этого не пересекались с ювелиркой, внезапно по собственной инициативе сочинил проект закона, без обсуждения и экспертиз за один день провел его через Думу и еще за два дня организовал его подписание в Совете Федерации и у президента РФ, совершенно случайно провернув это через неделю после начала СВО (данные с сайта Госдумы РФ). Равно, как и приходится допустить, что именно государство заинтересовано в том, чтобы несколько тысяч малых ювелирных производств прекратили свое существование, пополнив безработными уникальными специалистами российский рынок труда. Это как-то не бьется ни с формальной логикой ни с заявлениями и практическими действиями самого государства в других секторах экономики, где растет количество малых предприятий и последовательно реализуются меры по их поддержке.
Конечно, в сфере, где искусства примерно поровну с бизнесом, какое-то время можно обеспечить себе конкурентное преимущество игрой в демпинг, но этот ресурс небесконечен. Далее масс-маркет вернется туда, где и положено быть этой схеме бизнеса, уступив место более креативным студиям. Единственное, что может помочь крупняку в сохранении преимущества на рынке — физическое устранение малых конкурентов путем привлечения административного ресурса и создания для них «условий, несовместимых с жизнью», что мы и наблюдаем в последние полгода.
Любой бизнес должен ПРОДАВАТЬ. Но покупатели очень быстро смекнут, что вся Россия носит одну и ту же модель брошки или типовые серьги. Гарантированный ассортимент хорош для продуктовых сетей, а там, где включается индивидуальный вкус, художественные предпочтения и желание создать собственный неповторимый стиль – масс-маркет не справится по определению. А малые ювелирные предприятия – справляются, это очевидно хотя бы по ювелирным выставкам, где крупным игрокам приходится отчаянно демпинговать, чтобы склонить на свою сторону непросвещенных покупателей, в то время, как продвинутые ценители ювелирного искусства делают покупки интересных новинок, особо не глядя на ценник.
Ювелирный бизнес – это прежде всего репутация, творчество и художественные решения, которые на ровном месте не возникнут. Нужны не просто ювелиры, а настоящие художники, способные предугадать, а то и сформировать предпочтения покупателей. Такие команды растятся годами и даже десятилетиями, так что даже самый бодрый и свежий коллектив менеджеров в белых рубашках ничего не решит.
Ювелиры уже не сдадутся. Одержав первую, пусть и небольшую победу в ситуации, когда хор доброжелателей предрекал поражение, сейчас они готовы идти до конца, и, помимо решимости, в их руках есть козыри, о которых не подозревают оппоненты.
Все в наших руках. Маятник ювелирного рынка качнется в ту сторону, куда его направят покупатели.
Олег Подгурский,
журналист, аналитик
Статья проиллюстрирована ювелирными произведениями Натальи и Татьяны Тарасовых, потомственных ювелиров, чьи работы находятся в коллекции Государственного Эрмитажа, а кольцо FOR FORM удостоено «Ювелирного Оскара – 2017».
Оставить комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий,
авторизуйтесь на портале или зарегистрируйтесь