Репортаж с XXXII Международной ювелирной выставки Junwex в Петербурге.
1 января 2023 года светлое и цветущее будущее группы инициативных россиян с богатым внутренним миром было перечеркнуто – прогремел запрет упрощенной системы налогообложения для торговцев ювелирными изделиями (Федеральный закон от 09.03.2022 № 47-ФЗ.) Предприятия массово перешли на выплату налогов по ОСНО (*Общая система налогообложения). Согласно данным Гильдии ювелиров России, за первую половину 2023 года количество ювелирных предприятий сократилось на 24%, если брать в расчет оптовую торговлю, розницу и производственников. Работа в сфере «ювелирки» становится все труднее, однако алмаз, как всем известно, самый твердый минерал, под роком судьбы не ломается… Давайте посмотрим на закулисье, вперед на бал выживших!
Раннее февральское утро на “Московской”. Шаттл телепортирует предпринимателей и посетителей выставки каждые полчаса. Нарядные женщины с авоськами и рюкзаками уже выстроились в километровую очередь. Усатые мужья не отстают. Заветный автобус – едем. “Вам пред одобрен кредит”, – резко раздается голос на весь салон из динамиков шаттла. “Как? Уже?!” – вопит, разрываясь от смеха мужчина в шапочке, стянутой на лоб, на соседнем пассажирском. Сквозь стекла автобуса – вид на Шушары и солнце, светящее всем одинаково.
Рядом с отелем Hilton мужчины и женщины в роскошных костюмах, расслабленно болтают и курят. Поодаль – автобусные бабуси толпятся в дверях огромного здания.
Как часто люди со схожими смыслами жизни, складом ума и вожделениями оказываются в одном пространстве? Тревожно редко. К счастью, раз в год под крышей ЭкспоФорума в Петербурге собираются ювелиры самого разного масштаба и… аппетита. Кого только не встретишь в выставочном центре, традиционно в последнем месяце зимы: и ремесленников-часовщиков, и жадно скупающих и продающих янтарь китайцев, и мастеров, и менеджеров оптовых предприятий, и розничных торговцев, и заскучавших пенсионерок, торгующих брошами на Wildberries, и главных модниц, продающих другим модницам только модную моду – одним словом, костяк любого благополучного общества и стержень рыночной экономики – предпринимателей.
Ювелирная выставка выглядит как огромная тематическая ярмарка в двух павильонах. Формально, первый – для розничных торговцев, второй – для оптовиков.
Оказавшись внутри, сталкиваюсь с представителем компании, позиционирующей себя фабрикой полного цикла – изготавливают изделия “от и до” сами.
Наша встреча случилась в секторе “H”. Черный лаковый баннер в пол. Крохотный белый лого. Дорого! У входа на стенд молодые менеджеры-мужчины в галстуках. Один из них выделяется – с красным букетом. Проходит минута, он уже тянет мне в руки розу – приглашает зайти в оборудованное помещение их салона. Внутри белоснежные офисные столы, кофемашина, папки с документами, планшеты-подставки, набитые золотыми украшениями. За столами сидят представители компании и их клиенты – предприниматели, отбирающие у фабрики товар себе на продажу. Меня приглашают за один из столов, просят ожидать – предлагают все сразу: кофе и чай, яблочные эмпанадас, канапе с лососем, заварные пирожные. Пока жду, ко мне подсаживается женщина-предприниматель, прибывшая на отборку украшений для своего магазина, с ее слов находящегося в глубинке Сибири. У нее уверенный и одновременно успокаивающий голос, буква “Р”, произносимая на французский манер, в слове “ювелирка”.
Наконец к нам подходит менеджер. Я выстреливаю вопрос:
– А вы уже успели промаркировать свои украшения?
Правительство РФ подписало постановление. Речь идет о нанесении специального штрих-кода на металлическую часть украшения рядом с клеймом. Заместитель Министра финансов Алексей Моисеев комментирует, что «это сделано для поддержки ювелирной отрасли в условиях перехода с упрощенной и патентной систем налогообложения на общую систему, а также для сокращения финансовых издержек участников рынка драгоценных металлов и драгоценных камней».
– Мы в процессе… Настолько, конечно, все стало сложнее, – вздохнув вполголоса пролепетал менеджер.
– А можно ли избежать этой маркировки или упростить процесс?
– В теории, конечно, можно создать украшение, но без именника (оттиск на ювелирном изделии, которое ставит производитель), без пробы и без физической маркировки, где-то в ломбарде купить металл или переплавить что-то свое, и продать вам. При этом заработав больше, а вы, заплатив меньше… Но так не получится, потому что ломбардная деятельность контролируется еще больше, чем ювелирная.
К разговору оживленно подключилась бизнесвумен:
– А сейчас и ломбард, и скупка – все проходит через ГИИС ДМДК (Государственная интегрированная информационная система в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота). И сложность даже не в ГИИСе. Желание государства взять под полный контроль драгметаллы – наверное, понятно. Но вот НДС для малого бизнеса… это трэш. Для нас, маленьких, в два-три раза увеличились операционные расходы по офису.
– В конечном итоге это все легло на покупателя, – добавил менеджер, пожимая плечами.
– Задумка в том, что нас подразденут до трусиков, а потом мы должны будем возместить НДС. Суть в том, что этот же налог будет стоять в чеке в виде конечной стоимости украшения.
— Вам подлить еще кофе?..
“Дорогие гости выставки, кто потерял серебряное кольцо – обратитесь на стенд H16!” – раздается громкий женский голос из спикеров на весь зал. В центре павильона голосов становится слишком много. Гораздо тише вдоль пассажа, рядом с конференц-залами. Интересно, Таганрогские в этом году на выставке? Руководитель, мужчина в очках с квадратной черной оправой, машет рукой, подзывая присесть рядом:
– Как дела в этом году с продажами?
– К несчастью, у людей сейчас другие траты в приоритете.
– Со многими за прошлый год перестали сотрудничать?
– Многие компании остались, несмотря на низкие продажи. Ювелирный бизнес глубоко семейный, традиционный. Предприниматели вкладывают душу и годы жизни в свою работу. Например, мы тоже знаем, что сейчас существуют более прибыльные проекты с точки зрения инвестиций, но мы не уходим, потому что уже полжизни проведено здесь. Сложившиеся связи и дружеские отношения не дают уйти.
– Остается ли вера, что ситуация улучшится?
– УСН не вернут. Государство знает, зачем оно это делает – для финансирования своих нужд.
– Что вы думаете о тех, кто пытается избежать нововведения и сохранить прибыль?
– Выигрыш на коротком промежутке не оправдывает риски.
В бой идут не одни старики! Интригует встреча с молодым брендом. Новый стенд – новый разговор. Молодой человек в идеально выглаженной белой рубашке. С порога бодрое “Здравствуйте!” и отработанная улыбка, одновременно уставшие и унылые глаза менеджера компании.
– Каково быть новым игроком на рынке в такие непростые времена?
– Рост на первоначальном этапе работы – естественная часть цикла развития бизнеса. Ребенок тоже до определенного возраста растет вопреки всему. Мы еще только набираем мышечную массу. Нельзя не отметить финансовое бремя и сложность в отчетности. А в целом, мы развиваемся и успешно сотрудничаем с другими компаниями.
– Как вы думаете, почему отмена УСН ставит под угрозу российские ювелирные традиции?
– Не согласен с высказыванием. Творить и работать с дизайном нам никто не мешает. Искусство ведь невозможно убить.
У менеджера на руке серебряные часы. Широкие черные стрелки. Часовые отметки с простыми геометрическими формами. Половина седьмого.
– Будете кофе?
Револьверные двери. Посетители выставки словно бусы рассыпались по вестибюлю. В руках пакеты с рисунками золотых китайских драконов, набитые журналами “Экспо-Ювелир”. От дверей веет пронизывающим холодом. Вырос спрос на такси. Стемнело.
Сквозь французские окна глыбы-здания виднеются желтые фары автобуса. Шаттл наполняется людьми, которые встречаются под одной крышей Экспофорума из года в год. Причем все из разных городов и регионов – москвичи, петербуржцы, сибиряки, даже дальневосточники, говорят, приезжают… Много костромичей, конечно.
Две девушки с объемными прическами, сидящие слева от меня, во весь голос обсуждают сегодняшний улов:
– Ну что?! Купила?
– Не купила, урвала!
Девушка с черным каре подносит к руке свой смартфон. Яркая вспышка. Частички света разбивают густую тьму ночи. На руке кареглазой брюнетки ослепительно блестит золотая змея с изумрудными глазами.
Автор: Ульяна Порывай
Оставить комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий,
авторизуйтесь на портале или зарегистрируйтесь