Ювелирный бренд принял участие в реставрации экспонатов Эрмитажа

Ювелирный бренд принял участие в реставрации экспонатов Эрмитажа

Ювелирный Дом Posié запустил масштабную инициативу #вСветеPosié. С самого начала этот ювелирный проект «Алроса» заявил о себе не классически. В частности, Posié дебютировал с коллекцией high jewellery, превратив ее в экспонат выставки «Записки ювелира. Бриллиантовая история» в Государственном историческом музее. И лишь после этого представил своим клиентам регулярные линейки украшений.

Одним из художественных приемов, объединяющих в них кольца «Коронация», подвески «Веера» и серьги «Опера», стало сочетание в украшении бриллиантов разных огранок, в том числе старинных и современных. Это создает особый ритм и сияние, придавая бриллиантовому изделию динамику и глубину. И при этом имеет свое историческое обоснование: ювелир Иеремия Позье (его имени созвучно название ювелирного Дома), работавший при дворе сразу трех императриц в XVIII веке, разбирал старые драгоценности и использовал камни по новой моде.

Золотая мушечница с вензелем, середина XVIII в.
Хххххххххххх
Дно мушечницы украшено резьбой и эмалью

И все-таки, по задумке основателей, миссия бренда гораздо больше, нежели статус российской ювелирной компании с бутиком в центре столицы. В союзе с ведущими культурными и образовательными учреждениями ювелирный Дом планирует ряд программ, направленных на поддержку музейных институций и молодых талантов.

Первой ласточкой стал совместный проект с Государственным Эрмитажем по реставрации пяти предметов из собрания музея – трех табакерок и двух мушечниц середины XVIII века авторства Иеремии Позье.

Все пять предметов были изготовлены в 1740–1760-х годах в Санкт-Петербурге, где тогда жил и работал именитый мастер. Большинство аксессуаров принадлежало Елизавете Петровне, дочери Петра I и Екатерины I.

Вензель императрицы в виде затейливой прописной буквы «Е» находим на нескольких предметах. Пара табакерок выполнены в барочном стиле рокайль и имеют причудливо изогнутый силуэт. Вся поверхность золотых коробочек богато украшена гравировкой, но главный декор и знаки отличия располагались, конечно, на крышке.

Табакерка с рубинами и бриллиантами, 1750 г.

На одной из табакерок рубинами и бриллиантами выложен растительный узор, на другой – причудливый орнамент, в том числе императорский вензель в центре, составленный из бриллиантов разных форм, размеров и огранок. На крышке третьей табакерки прямоугольной формы сверкает бриллиантовая цветочная корзина, над которой возвышается огромный кабошон синего сапфира.

Мушечницы предназначались для хранения мушек из черного бархата или тафты – их наклеивали на лицо для демонстрации разных чувств и эмоций и нередко меняли прямо на балу (поэтому в мушеницы непременно было встроено маленькое зеркальце).

Пара мушечниц с изображением двуглавого орла принадлежали лично Елизавете Петровне. Символ самодержавия – плоский или рельефный – выполняли, как правило, в технике цветной эмали на гравированном золотом фоне. Замком одной из мушечниц служит крупный бриллиант.

Процесс изучения исторических предметов прокомментировал Игорь Карлович Малкиель, заведующий лабораторией научной реставрации драгоценных металлов Государственного Эрмитажа: «В процессе исследования и реставрации работ Иеремии Позье удалось обнаружить много интересного. Например, под зеркалом в одной мушечнице нашли фрагмент игральной карты (крести/трефы). В табакерках бриллианты и сапфиры были подсвечены фольгой с красочным слоем. Эти технологические секреты и тайны нам еще предстоит разгадать в процессе проведения реставрационных мероприятий».

Работа над каждым из пяти драгоценных объектов из «Бриллиантовой кладовой» Эрмитажа потребует не менее четырех месяцев.