Властелины колец, или Как выучиться на ювелира в Германии

Властелины колец, или Как выучиться на ювелира в Германии

Зар­пла­ты мень­ше, чем у па­рик­ма­хе­ро­в, ру­ки в сса­ди­на­х, слож­но­сти с ра­бо­той. И все же каж­дый год сот­ни мо­ло­дых лю­дей в Гер­ма­нии вы­би­ра­ют про­фес­сию юве­ли­ра. Но са­мое ин­те­рес­но­е, что не­ма­ло де­ву­шек се­го­дня хо­тят при­ме­рить на се­бя роль во­все не да­мы серд­ца, а юве­ли­ра. Что сле­ду­ет знать те­м, кто со­би­ра­ет­ся при­ру­чить зо­ло­то?

Хруп­кая на пер­вый взгляд де­вуш­ка ждет, по­ка рас­пла­вит­ся зо­ло­то, что­бы по­ме­стить его в гип­со­вую фор­му. Че­рез не­сколь­ко ча­сов она бу­дет шли­фо­вать за­го­тов­ку, в ко­то­рую к кон­цу дня вста­вят брил­ли­ан­ты. На сле­ду­ю­щий день это коль­цо по­да­рят - вме­сте с пред­ло­же­ни­ем ру­ки и серд­ца. Кар­ти­на слов­но во­пло­ще­ние де­ви­чьих грез.

Жен­ская до­ля

Уче­ни­че­ская ра­бо­та Ан­ны Кюль­та­у: кто ста­нет вла­сте­ли­ном коль­ца?

Ка­кая де­вуш­ка, раз­гля­ды­вая вит­ри­ны с укра­ше­ни­я­ми, не ду­ма­ла: "В­се од­но и то же, пу­сти­ли бы ме­ня, вот уж я бы при­ду­ма­ла что-­ни­будь ори­ги­наль­но­е"? По­это­му не­уди­ви­тель­но, что про­фес­сия юве­ли­ра все­гда при­тя­ги­ва­ла пре­крас­ную по­ло­ви­ну че­ло­ве­че­ства.

Се­год­ня в Гер­ма­нии на­блю­да­ет­ся бум жен­щин-­ю­ве­ли­ро­в. "Эта про­фес­сия ста­но­вит­ся все бо­лее жен­ской, - го­во­рит пре­зи­дент Со­ю­за не­мец­ких юве­ли­ров Хан­с-Юр­ген Виг­леб (Hans-Jürgen Wiegleb). - Уже се­го­дня сре­ди тех, кто учит­ся на юве­ли­ра, - 75 про­цен­тов жен­щин". И ис­пы­та­ни­я, ко­то­рым под­вер­га­ют се­бя де­вуш­ки ра­ди сво­ей меч­ты, за­став­ля­ют ува­жать их еще боль­ше.

Про­щай­те, кра­си­вые ру­ки

Мо­ло­дая де­вуш­ка-­ю­ве­лир Ка­ти опуб­ли­ко­ва­ла в ин­тер­не­те спи­сок ве­щей, ко­то­рые дол­жен знать каж­дый, кто пла­ни­ру­ет учить­ся на зо­ло­тых дел ма­сте­ра в Гер­ма­ни­и. "Де­вуш­ки, за­пом­ни­те: вам пред­сто­ит на­все­гда рас­про­щать­ся с длин­ны­ми кра­си­вы­ми ног­тя­ми. От­ны­не ваш удел - ца­ра­пи­ны, мо­зо­ли и веч­но гряз­ные ру­ки", - вы­ве­ла она ед­ва ли не пер­вым пунк­то­м.

Уже за­ду­ма­лись? Но это - толь­ко на­ча­ло спис­ка. А вот про­дол­же­ни­е: "Не толь­ко во вре­мя уче­бы, но да­же ес­ли вам удаст­ся стать со­труд­ни­ком юве­лир­ной ма­стер­ской, ва­ша ра­бо­та на 90 про­цен­тов бу­дет со­сто­ять из вы­пол­не­ния за­ка­зов кли­ен­тов и ше­фа, - пи­шет Ка­ти. - Сво­бо­да твор­че­ства и утрен­ние раз­мыш­ле­ния о то­м, что бы та­ко­го кре­а­тив­но­го со­тво­рить, вам све­тят, толь­ко ес­ли вы ра­бо­та­е­те фри­лан­се­ро­м, а это се­го­дня слиш­ком рис­ко­ван­но".

Не все то зо­ло­то, что бле­сти­т


"Не мо­гу со­гла­сить­ся с этим вы­ска­зы­ва­ни­е­м, - го­во­рит ре­дак­тор из­да­ния Goldschmiede Zeitung ("Га­зе­та юве­ли­ро­в") Ак­сель Хен­зель­дер (Axel Henselder). - Ведь кли­ен­ты же­ла­ют но­сить не­по­вто­ри­мые и ин­ди­ви­ду­аль­ные укра­ше­ни­я, а зна­чи­т, без кре­а­тив­но­сти - ни­ку­да. Дру­гое де­ло, что укра­ше­ние долж­но укра­шать, но об этом по­че­му-то за­бы­ва­ют мно­гие вы­пуск­ни­ки юве­лир­ных школ. Юве­ли­ры - не сво­бод­ные ху­дож­ни­ки".

Ес­ли уче­сть, что при та­ких огра­ни­че­ни­ях юве­ли­ры еще и до­воль­но ма­ло за­ра­ба­ты­ва­ют, ста­но­вит­ся со­всем груст­но. "Мы за­ра­ба­ты­ва­ем мень­ше па­рик­ма­хе­ро­в", - пи­шет Ка­ти. "Не все то зо­ло­то, что бле­сти­т, - вто­рит ей экс­перт Ак­сель Хен­зель­дер. - Сре­ди юве­ли­ров ко­е-как обес­пе­чить се­бя спо­соб­ны толь­ко на­сто­я­щие та­лан­ты­". "Ес­ли бы не мои ро­ди­те­ли, ко­то­рые ска­за­ли: "Не вол­нуй­ся, мы возь­мем на се­бя аренд­ную пла­ту", я бы не смог­ла учить­ся", - за­вер­ша­ет до­воль­но пе­чаль­ную кар­ти­ну Ан­на Кюль­тау (Anna Kühltau), ко­то­рая че­рез не­сколь­ко ме­ся­цев сда­ет эк­за­мен на юве­ли­ра.

Гон­конг на сме­ну Ха­на­у

Ак­сель Хен­зель­дер: "Юве­ли­ры - не сво­бод­ные ху­дож­ни­ки"

В­се де­ло в то­м, что юве­ли­ры "с со­сед­ней ули­цы" стре­ми­тель­но те­ря­ют кли­ен­то­в. "Бо­га­тые по­ку­па­ют фир­мен­ные укра­ше­ния от Cartier или Bulgari, - го­во­рит ре­дак­тор из­да­ния "Га­зе­та юве­ли­ро­в" Ак­сель Хен­дель­зер. - Все осталь­ные - мод­ные в этом се­зо­не фаб­рич­ные укра­ше­ния из се­ребра, ста­ли или пла­ти­ны с не­до­ро­ги­ми кам­ня­ми. Укра­ше­ния от звуч­ных фирм все­гда в мо­де. Сег­мент де­ше­вых укра­ше­ний пе­ре­жи­ва­ет сей­час на­сто­я­щий бу­м. Ну а обыч­ный не­мец­кий юве­лир оста­ет­ся без ра­бо­ты­".

Свою леп­ту вно­сит и гло­ба­ли­за­ци­я: не толь­ко про­из­вод­ство, но и ди­зайн укра­ше­ний ухо­дит за гра­ни­цу. И Гон­конг­ская шко­ла ди­зай­на укра­ше­ний уже на­сту­па­ет на пят­ки не­мец­ким шко­лам в Идар-О­бер­штай­не, Нюрн­бер­ге или Ха­на­у. "М­но­гие юве­ли­ры вы­нуж­де­ны вы­кру­чи­вать­ся и, имея свою ма­стер­ску­ю, тор­гу­ют фир­мен­ны­ми укра­ше­ни­я­ми и ча­са­ми из­вест­ных ма­ро­к", - го­во­рит Ак­сель Хен­зель­дер.

То­стер - по­том­ка­м

В чем же сек­рет сверх­по­пу­ляр­но­сти про­фес­сии юве­ли­ра? Си­деть по 5-6 ча­со­в, сгор­бив­шись, над од­ним ко­леч­ко­м, за­ра­бо­тать се­бе про­бле­мы с по­зво­ноч­ни­ко­м, за­быть о кра­си­вых ру­ках - и все это за смеш­ные день­ги? Да сто­ит ли ов­чин­ка вы­дел­ки? "Л­ю­дей при­тя­ги­ва­ет миф об укра­ше­ни­и. В му­зе­ях ле­жат на­сто­я­щие ше­дев­ры, укра­ше­ния из Древ­не­го Егип­та или Ри­ма, - го­во­рит Ак­сель Хен­зель­дер. - Зо­ло­то, пла­ти­на, дра­го­цен­ные кам­ни - все это со­хра­ня­ет свою фор­му ты­ся­че­ле­ти­я­ми. А че­ло­век стре­мит­ся оста­вить ка­кой­-то след в веч­но­сти, при­чем же­ла­тель­но не бы­то­вой пред­мет, не то­стер, а про­из­ве­де­ние ис­кус­ства". Вы­хо­ди­т, это мод­ная и труд­ная ра­бо­та, да­ря­щая - что се­го­дня ред­кость - воз­мож­ность "по­тро­гать" тво­ре­ние сво­их рук.

Юве­лир - уди­ви­тель­ная про­фес­си­я. Ко­гда за не­сколь­ко ча­сов рас­плав­лен­ный ме­талл пре­вра­ща­ет­ся в чу­дес­ное коль­цо, это на­пол­ня­ет серд­це гор­до­стью и сча­стье­м", - пи­шет бло­гер-­ю­ве­лир Ка­ти. "На­до иметь мо­ре тер­пе­ния и твер­дую ру­ку­", - со­ве­ту­ет экс­перт Ак­сель Хен­зель­дер те­м, кто по­ду­мы­ва­ет о про­фес­сии юве­ли­ра. "Бы­ва­ет, во­зишь­ся не­сколь­ко дней, что­бы устра­нить мил­ли­мет­ро­вую не­ров­но­сть, - го­во­рит без пя­ти ми­нут юве­лир Ан­на Кюль­та­у. - От ру­ти­ны спа­са­ют кли­ен­ты. Ко­гда в рож­де­ствен­ские ка­ни­ку­лы ма­га­зин за­крыл­ся, и ра­бо­та­ла толь­ко ма­стер­ска­я, то от ску­ки мож­но бы­ло уме­реть­".

Ди­зай­нер или ма­стер?

Учить­ся на юве­ли­ра в Гер­ма­нии мож­но при част­ных юве­лир­ных ма­стер­ских по­чти в лю­бом круп­ном не­мец­ком го­ро­де или в го­су­дар­ствен­ных шко­ла­х, на­при­мер, в зна­ме­ни­той Шко­ле юве­ли­ров и ча­сов­щи­ков в Пфор­ц­хай­ме, ку­да при­ез­жа­ют учить­ся со все­го ми­ра. Од­на­ко путь обу­че­ния при ма­стер­ской вряд ли по­дой­дет сту­ден­та­м-и­но­стран­ца­м. Уча­щи­е­ся при ма­стер­ской не яв­ля­ют­ся сту­ден­та­ми, а по­то­му не мо­гут по­лу­чить сту­ден­че­скую ви­зу. Так что для ино­стран­цев путь один - по­сту­пить в вуз на ди­зай­не­ра укра­ше­ний или ди­зай­не­ра по ме­тал­лу, на­при­мер, в Выс­шей шко­ле Три­ра (а точ­не­е, ее от­де­ле­нии в зна­ме­ни­том го­ро­де-ш­ка­тул­ке Идар-О­бер­штай­не) или Нюрн­берг­ской ака­де­мии ис­кус­ств.

Ан­на Кюль­та­у, ко­то­рая учит­ся как раз при ма­стер­ской, ди­зай­не­ров не­до­люб­ли­ва­ет.  "Ди­зай­не­ры укра­ше­ний - это те, кто бе­рет ме­тал­ли­че­скую сет­ку, рас­пы­ля­ет на нее зо­ло­тую крас­ку и на­зы­ва­ет этот про­дукт це­поч­кой, - го­во­рит она. - Ну а то, что ее нель­зя но­сить, их не очень вол­ну­ет". Ко­неч­но, те, кто учит­ся в ма­стер­ских, на­мно­го бли­же к кли­ен­та­м, но скеп­сис де­вуш­ки на­пра­сен: на ди­зай­нер­ских фа­куль­те­тах то­же есть воз­мож­ность вы­учить­ся и сдать эк­за­мен на ма­сте­ра-­ю­ве­ли­ра. Для сту­ден­то­в-и­но­стран­цев это - луч­ший вы­ход из по­ло­же­ни­я.
4839

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦ. СЕТЯХ: