Проблемы одной страны стали проблемой всей отрасли

Признаки спада на алмазном рынке становятся все заметнее.

Генеральный директор De Beers Филипп Мелье (Philippe Mellier) официально сообщил, что компания в 2012 году сократит объем добычи в соответствии с падающим спросом. Компания сдерживает объем предложения с осени 2011 года, а на последнем сайте разрешила сайтхолдерам отложить покупку половины сырья на более поздний срок, а также снизила цены в среднем на 3%. Но, похоже, De Beers больше не может позволить себе работать в сток.

По оценкам разных экспертов, во втором полугодии цены на алмазное сырье снизились на 8-15%, но все равно остаются слишком высокими для диамантеров, испытывающих кризис ликвидности. В экспертных кругах все чаще высказывается мнение о том, что производители должны продолжить снижать цены. Но будет ли эта мера эффективна?

Когда мы говорим о «диамантерах, сидящих без денег», мы имеем в виду индийские компании. Индия давно стала крупнейшим гранильным центром, и именно состояние индийского рынка сейчас оказывает влияние на состояние всей отрасли. По данным Кимберлийского процесса, в 2011 году в страну было ввезено 132 млн каратов алмазного сырья, вывезено – 37 млн каратов. То есть, непосредственно на огранку в Индии осталось около 95 млн каратов – больше 70% мировой алмазной добычи.

В этих условиях важнейшими для рынка цифрами становятся даже не квартальные отчеты De Beers и «АЛРОСА», а статистика индийского Совета по содействию экспорту драгоценных камней и ювелирных изделий (GJEPC), публикуемая помесячно с 2007 года. И на основании этой статистики можно сделать немало выводов и о состоянии отрасли, и о ее перспективах.

С марта 2012 года началось обесценивание валют стран БРИКС. Индия почувствовала давление на местную валюту даже сильнее, чем рубль и китайский юань – к 23 июня курс достиг рекордно низкого уровня - 57,24 рупии за доллар, упав по сравнению с мартом на 12%.

Работа диамантеров сильно зависит от курса рупии. Алмазное сырье и бриллианты покупаются по долларовым ценам. С весны этого года, чтобы поддержать внутренний спрос, резервный банк Индии обязал участников внешнеторговых операций конвертировать половину средств на счетах в местную валюту. Диамантер продает партию бриллиантов, конвертирует выручку в рупии, после чего для продолжения работы должен покупать новую партию алмазов. При обратной конвертации он уже автоматически теряет часть только что заработанных денег. Если параллельно с этим растут цены на алмазы, то в следующий раз на имеющуюся сумму диамантер может купить уже меньше алмазного сырья, чем мог себе позволить несколько месяцев назад.

В последние 2-3 года в среднем от момента изготовления бриллианта до его продажи проходит около 4 месяцев. Если сегодня диамантеры закупили меньше алмазов, через 4 месяца рынок получает меньше бриллиантов. Возникает ситуация, при которой ослабление местной валюты затруднило не только импортные, но и экспортные операции.

Добавим сюда необходимость выплаты процентов по кредитам, которые также исчисляются в долларах. Для уплаты процентов диамантер снова вынужден конвертировать рупии в доллары, и здесь снова несет дополнительные расходы. По данным экспертной оценки представителей алмазных банков Антверпена и ряда отраслевых аналитиков, по состоянию на январь 2012 года задолженность индийских дилеров по кредитам составляла не менее $8 млрд. Они вплотную подошли к максимальным уровням заимствований и потеряли возможность на перекредитование.

На представленной ниже диаграмме сравнивается поведение курса рупии и экспорта бриллиантов из Индии начиная с 2008 года. Можно заметить, что в периоды без кризисных явлений их динамика держится примерно одного тренда, не расходясь слишком сильно в разные стороны. Ситуация же 2012 года напоминает картину кризиса 2009 года, когда резкий рост курса доллара к рупии (и точно такое же обременение кредитами) привели к падению экспорта бриллиантов. В тот кризисный период, как можно видеть на диаграмме, ситуация выправилась по мере укрепления курса рупии.

Еще одна интересная деталь – поведение графиков во второй половине 2011 года. Резкий рост экспорта бриллиантов никак не увязывается с валютным курсом. То есть, по сути, не имеет под собой фундаментальных причин и обеспечен приходом в отрасль большого объема финансирования.

По статистике GJEPC можно также получить представление о формировании и выходе стоков. В данной таблице мы считали стоки как разницу между объемом импорта алмазного сырья (с коэффициентом выхода годного 30%) и между чистым экспортом бриллиантов.

Последнее сокращение экспорта бриллиантов, зафиксированное на этом графике, приходится на период марта-мая - в этот период на рынок выходили бриллианты, сырье для которых было закуплено в конце 2011 года. Как мы помним, закупки алмазного сырья в этот период шли достаточно плохо.

Проблемы с курсом рупии, начавшиеся с марта, заставили диамантеров накапливать сырье в стоке. Поэтому в ближайшее время можно ожидать выхода этих стоков и, соответственно, увеличения экспорта бриллиантов из Индии. Скорее всего, цикл работы диамантеров при этом несколько сократится. Главная задача для них сейчас – обеспечить погашение кредитов, а это возможно только при поддержании постоянной работы. Вероятно, диамантеры сейчас будут стремиться покупать небольшие партии, чтобы быстро их огранить, продать и снова закупить небольшие партии сырья.

Если осенью можно ожидать увеличения экспорта бриллиантов, это означает, что у диамантеров появятся деньги от их продажи. Здесь-то и возникает соблазн начать говорить о необходимости снижения цен на алмазы. При беглом взгляде логика очень простая: этот шаг позволит огранщикам получить больше маржи и выйти из кризисной ситуации. Но такой шаг таит в себе и опасность, которая заключается в растущей себестоимости добычи. В одном из прошлых обзоров я упоминала о том, сколь значительная часть выручки добывающих компаний «уходит» в себестоимость (у той же De Beers в 2011 году на себестоимость пришлось $5 млрд при выручке около $7 млрд). При сокращении цен на сырье перед добывающими компаниями неизбежно встанет вопрос о рентабельности собственного бизнеса. Если компании и сейчас заявляют о сокращении объемов добычи и сворачивании программ развития, то если рентабельность продолжит падать, это приведет к дальнейшему снижению добычи. В итоге за счет сокращения мирового объема предложения рынок получит тот же рост цен на сырье.

Если посмотреть на динамику цен на алмазы и бриллианты (на основании все тех же данных GJEPC), можно увидеть, что в целом с 2008 года индексы цен на них примерно соответствуют друг другу. За точку отсчета индекса мы взяли январь 2010 года, как период без «потрясений», на который не оказывали влияния никакие кризисные явления.

Точно так же, как и выше, расхождение графиков отмечается только в периоды кризиса 2008-2009 годов и второй половины 2011 года. В 2011 году, как можно видеть по диаграмме, цены на бриллианты оставались на общем повышательном тренде, однако цены на алмазное сырье параллельно с этим росли значительно опережающими бриллианты темпами. Однако с начала 2012 года, как можно наблюдать, индекс цен на сырье также вернулся к общему тренду, и в настоящее время они снова ведут себя одинаково, как это и было исторически.

Эти диаграммы свидетельствуют о том, что текущий кризис на алмазном рынке связан не с расхождением цен на алмазы и бриллианты, а с локальными проблемами на финансовом рынке Индии. Соответственно, снижение цен на алмазное сырье, возможно, снимет симптомы, но никак не вылечит болезнь. Алмазный сектор занимает не столь большую долю в общем объеме ВВП Индии, чтобы быть способным исправить макроэкономическую ситуацию в целой стране.

Все, что остается участникам рынка в этой ситуации – ожидать осени, когда станет понятно, работают ли меры, предложенные Резервным банком Индии. Последние дни доллар держится на уровне около 55,5 рупии, но времени для укрепления прошло определенно недостаточно.
Источник: Rough&Polished
2223

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦ. СЕТЯХ: